Экологический проект «Дикорастущие лекарственные растения, растущие на территории нашего детского сада»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Галина Николаевна

Цель: Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении: на территории детского сада,  какую пользу они приносят.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи: 
Создать в группе условия для реализации экологического проекта;

Активизировать познавательную деятельность; продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о растениях, работая с различными источниками информации;

Познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;

Развивать речь у детей, как средство общения; закрепить представление детей о лекарственных растениях, расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, медонос,  соцветия) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;

Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через художественно – продуктивную деятельность: раскрашивание силуэтов, вырезывание по контуру детской ладошки, рисование нетрадиционной техникой, «бумагопластика», игры с прищепками, счетными палочками, работа с калькой, трафаретами;

Побуждать детей к длительному наблюдению;

Развивать творчество, мышление, фантазию;

Воспитывать экологическую культуру.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

           Срок выполнения: май – август.

           Проблема: В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, корни или цветы?

            Целеполагание: После обсуждения проблемы вместе с детьми, мы решили узнать о лекарственных растениях, которые растут на территории детского сада.

Планирование и организация деятельности. Подготовительный этап.

Сбор информации: подобрать статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.

Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников: Е.Е.Волков «Поле ромашек», И.И. Левитан «Одуванчики», В.М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево», И.И. Шишкин «Сосновый бор»

Беседа «Растения – фитотерапевты». Какие они? Почему травы называют лекарственными?»

            Цель: выяснить представление детей о лечебных свойствах трав, растущих на участке детского сада (об одуванчике, , ромашке, подорожнике), выявить отношение детей к ним, заинтересовать темой проекта.

Оформить «Полочку умных книг» (справочники, энциклопедии, книги, раскраски, иллюстрации).

Подготовка к презентации проекта.

Основной этап

Решение проблемы через образовательно – воспитательный процесс.

Речевое развитие. Беседы:

-«Здравствуй, маленький цветок, первенец весны»;

-«Великий путешественник»;

-«Скромный одуванчик»;

-«Полезная крапива»;»;

-«Как хорош сегодня наш лопух!»;

-«Незабудка – «мышиное ушко»;

-«Ромашка – «белая рубашка».

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение загадок, стихов, пословиц, произведений:

М.М. Пришвин «Золотой луг»;

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;

Г. В. Лебедева «Одуванчик»;

«Легенды об одуванчике»;

Н. Ю. Васильева «Растения России»;

Т.А. Шорыгина «Цветы. Какие они?» и др.

Познавательно – исследовательская деятельность.

Наблюдение за лекарственными растениями; Беседа «О безопасном поведении в природе».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний» и др.

Сюжетно – ролевая игра «Зеленый доктор» (лечебные свойства подорожника);

Художественно – продуктивная деятельность.

«Одуванчики»;

Рисование «Цветы», Летнее настроение», «Букет», «Одуванчики в траве», «Ромашки в траве»; 

Аппликации из контуров детских ладошек: «Ромашка», Одуванчик».

Работа с родителями.

Сбор информации о лекарственных растениях

Чаепитие «Душистая мята».

Презентация проекта.

НОД «Путешествие в страну лекарственных растений»;

Развлечение с родителями «Вкусный и полезный праздник».

Заключительный этап.

Обработка и оформление материалов проекта;

Анализ результативности проведенной работы. Изготовление гербария.

Список литературы.

1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.

2. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

3. Растения России. Начальная школа / Сост. Н.Ю. Васильева. – 2-е изд., исп. и доп.- М.: ВАКО, 2013. 

4.. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. 

5. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекарственные растения Брянского края (на участке детского сада).

Краткое описание, лечебные свойства, стихи, легенды и загадки о некоторых лекарственных растениях Брянской области....

Методический паспорт проекта «Какие птицы, живут на территории нашего детского сада»

Проект проводится в экологическом направлении, для детей 5-7 лет , с участием педагогов, родителей.Цель проекта: углубление ирасширение знаний детей о птицах живущих на территории нашего детского сада...

Наблюдение на прогулке "Деревья на территории нашего детского сада" - посмотри вокруг какая красота.......

Прогулка - тоже часть образовательного и воспитательного процесса, значение которой не нужно недооценивать. Во время прогулки на свежем воздухе есть смысл посвятить время наблюдению за живой и неживой...

Проект по экологии "Растительный мир на территории нашего детского сада"

Экологический проект для подготовительной к школе  группы "Растительный мир на территории нашего детского сада"...

«Деревья растущие на участке нашего детского сада».

Цель: Расширять у детей знания о деревьях.Задачи: Рассказать детям, какие происходят изменения с растений в разные времена года. Закрепить названия частей дерева. Воспитывать ...

«Деревья, растущие на участке нашего детского сада».

Конспект беседы по окружающему миру....

«Какие птицы, живут на территории нашего детского сада»

У детей расширились и углубились представления о птицах нашего детского сада.Появилось осознанно-правильного отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать...