Беседа "К нам пришла весна!"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

КОНДАКЧЯН ГАЛИНА ЛЮДВИГОВНА

Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_vesna.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для детей подготовительной группы: «К нам пришла весна!»

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию беседу о весне для детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет) «К нам пришла весна!». Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем причины весенних изменений в природе и в жизни людей. Эта беседа поможет закрепить знания дошкольников о весне. 
Цель: Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (дни становятся длиннее, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, возвращаются птицы);
2. Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;
3. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, показать красоту весны. Прививать интерес к художественному слову;
4. Составить опорную таблицу, заучить стихотворение с опорой на составленную таблицу.
Предварительная работа: Прочитать стихотворение В. Алферова «Март», экскурсия по территории детского сада, оформление с детьми альбома «Весенние приметы», рисование на тему «Весна», аппликация на тему «Подснежник», рассматривание иллюстраций на тему «Весна», выставка книг о весне.
Демонстрационный материал: 
Репродукция с картины А, Саврасова "Грачи прилетели", 10 картинок по стихотворению.
Раздаточный материал:
Иллюстрации с временами года.
Оборудование: мольберт.
Методические приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Мишка», подведение итогов.
Ход беседы.
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами поиграем. Я сейчас загадаю загадки, а вы покажите ответ, о котором говорится в загадке. (Воспитатель раздает детям иллюстрации, на которых изображены пейзажи весны, лета, осени, зимы – так, чтобы у каждого ребенка были представлены все времена года.)

Воспитатель: 
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, 
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… (Весна)
- Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Воспитатель: - Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали, что в загадках говорится о весне?
Дети: - Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки, прилетают птицы, солнце теплее греет.
Сюрпризный момент: В комнату залетает птица (маску птицы может одеть младший воспитатель) и приносит детям конверт. 

Воспитатель: - Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Воспитатель читает письмо). Нам предлагают стать помощниками весны (проводится лексическая игра «Помощники весны». Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов. И в конверте лежит лист форматом А3, на котором нарисовано солнышко).

Воспитатель: - Нам в конверте отправили солнышко, но у нее нет лучиков. Мы будем подбирать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет нас греть! (Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова. Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее).

Воспитатель: - Солнышко какое? 
Дети: - Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Воспитатель: - Весна какая? 
Дети: - Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какое у нас получилось теплое и яркое солнышко. (Дети смотрят на солнышко и радуются ему).
Воспитатель: - Давайте мы с вами посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?

Дети: - На картине нарисована весна, птицы прилетели, снег начинает таять.
Воспитатель: - Молодцы. Эта картина художника Алексея Саврасова, называется «Грачи прилетели». Она говорит нам о весне, которая еще только начинается, о весеннем настроении. 
Мы видим природу, которая еще не проснулась от зимнего сна, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна.
Весну мы узнаем по определенным признакам, стоит посмотреть внимательнее и мы видим огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить - воздух. Картина наполнена воздухом - весенним, свежим, теплым.
Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне - грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась.
Воспитатель: - А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».
Мишка вылез из берлоги, 
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся на стульчики перед мольбертом (на нем закреплен лист ватмана). 
Воспитатель: - Отдохнули? А теперь послушаем стихотворение.
Отшумели все метели 
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - А теперь нарисуем таблицу из 10 ячеек и расставим в правильном порядке картинки по прочитанному стихотворению. По этой таблице вы сможете сами прочитать стихотворение.
Воспитатель с детьми расставляет 10 картинок с изображениями по стихотворению. Предложите детям попробовать рассказать стихотворение с помощью таблицы. Заучивание стихотворения с детьми с опорой на составленную таблицу.
1. Отшумели все метели 

2. И морозы не трещат

3. С крыш закапали капели,

4. И сосульки в ряд висят.

5. Веселее и теплее, Стали мартовские дни

6. В нашем садике в аллеях

7. Уж проталины видны.

8. Звонко тинькает синица возле нашего окна…

9. Скоро в дверь к нам постучится 

10. Настоящая весна!

Можно использовать картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель: - Ребята, весна – щедрое на радость время года. Весной необходимо любоваться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться чудными майскими запахами. Спасибо за внимание!