Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в детском саду"
консультация по окружающему миру

Исакова Нина Ивановна

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_ekologiya_-_oktyabr.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание в детском саду»

Мир, окружающий ребёнка,  это, прежде всего Мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,
в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются

  • Законом  Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  •  первичные представления о  многообразии планеты Земля;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения
  • познавательно-исследовательская деятельность
  • игры
  • труд
  • художественно-эстетическая практика
  • знакомство с природоведческой литературой
  • занятия физкультурой и спортом

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • в процессе образовательной деятельности;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • групповые;
  • индивидуальные.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать мероприятия, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В детском саду  наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

К принципам экологического воспитания относятся:

  1. Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
  2. Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
  3. Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
  4. Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  5. Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
  6. Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
  7. Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
  8. Целостность — установление взаимосвязи разных сфер

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • праздники.
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • дни открытых дверей;
  • походы и экскурсии;
  • оформление фотовыставок;
  • совместные проекты.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

И в заключении хочу  познакомить с главными принципами, которые нужно соблюдать нам с вами, но и прививать детям, чтобы он жил в гармонии  с природой.

  1. «Не навреди»
  2.  «Познавая, не разрушай»
  3.  «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо»
  4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса

*  Что я хочу сделать?

* Зачем мне это нужно?

* Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?

  1. «Подумай о последствиях!»

Предлагаю вам методическую литературу, в соответствии с нашей программой «От рождения до школы».

  1. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
  2.  Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду»
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
  4. Рыжова Н.А. «Экологическая тропинка в детском саду»
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Но существует множество методической литературы, которые  можно частично использовать в работе с детьми это:

  • Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»
  • Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии»
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты»

.