Главные вкладки

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Морозикова Любовь Николаевна

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yunye_issledovateli.docx21.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»

    Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

    Задачи:

    Образовательные задачи:

    уточнить знания детей о соли, об использовании человеком в быту;

    обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, консервант, минеральное вещество.

    Развивающие задачи: 

    Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

    развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

    развивать  творческие способности детей;

    Воспитательные задачи:

    воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;

    воспитывать любознательность и умение работать вместе.

    Методы и приемы:

    рассказ воспитателя;

    рассматривание иллюстраций;

    вопросы;

    обследование предмета.

    Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

    Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, одноразовые тарелочки, салфетки, пипетки, мешочки с солью, кусочки поролона,кусочки льда ,заготовки для схемы «Свойства соли,письмо – конверт, коробка-посылка

    Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.

    Друзья! Сегодня в наш детский сад пришла посылка -  в ней мешочек с белым веществом и письмо с обратным адресом«Жители планеты Марс»(Воспитатель  читает письмо) «Здравствуйте ребята! Знаю я, что именно на планете Земля живут очень умные и сообразительные дети. Поэтому и решил обратиться за помощью именно к вам. Прилетел я с друзьями на экскурсию на Луну. Там мы обнаружили странное вещество, а вот о том, какими свойствами оно обладает , мы не знаем. Помогите нам исследовать эту находку. Я посылаю вам мешочек этого вещества. Очень прошу вас о помощи! Жду от вас информации. До встречи! Инопланетянин Марсул»

    Ребята, мы поможем Марсулу и его друзьям?

    Скажите, вы хотите стать исследователями? А каким должен быть исследователь? (Ответы детей).

    А чтобы понять, кто такие исследователи, пройдем в нашу лабораторию. Ребята , давайте откроем мешочки и посмотрим что же там.(ответы детей)

    Скажите, как надо вести себя в лаборатории? (работая с солью, нельзя трогать глаза; на занятиях не толкаться; сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори; соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.) Молодцы! Приступим к исследованию соли..

     1опыт: Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая).

    2. опыт: Насыпьте немного соли в разеточку. Подскажите , вы соль насыпали или налили(насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

    3. опыт: Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль(зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

    4. опыт: Предлагаю вам взять баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью(растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная).

    Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

    .Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает , мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем

    Физминутка

     Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

    Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

    А теперь мы все потопаем, потопаем,

    И ещё разок потопаем, потопаем.

    Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

    Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

    А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .

    Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

    Хочу рассказать вам одну историю

    Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

    Вы не против самим убедиться в правдивости истории мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Предлагаю сделать вывод: Какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

    Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью(она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? (поролон). Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

    Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).

    Итак, наше исследование подошло к концу, но прежде, мы должны сделать для нашего инопланетянина схему свойств соли. Приступаем к работе .В тарелочках у вас лежат картинки с изображением свойств соли, составляем схему своего исследования. Молодцы, сейчас  отправим наши схемы Марсулу. Теперь ему все будет известно о соли.

    Ребята давайте подведем итоги нашего исследования. Понравилось ли вам ? Про что вы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что вам больше всего понравилось ? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

    Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали.

    Давайте попрощаемся со всеми гостями, скажем всем – До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

    Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)

    Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...

    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Юные исследователи"

    Тема: Юные исследователи.Цель: Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Задачи: Образовательные: ...

    Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа

    Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....