Познавательное развитие "История ложки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Пантелеева Марина Николаевна

История ложки для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon история ложки44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие «История ложки»

Цель: познакомить детей с историей  ложки;

Задачи:

  1. Образовательные

               Активизация словаря по теме

               Совершенствование грамматического строя речи

  1. Развивающие

Развитие связной речи

Развитие зрительного и слухового внимания

Развитие творчества и фантазии

Развитие навыков решения задач поискового характера

Развитие мелкой моторики

  1. Воспитательные

Воспитание  самостоятельности, активности, инициативности

Воспитание усидчивости, способности доводить дело до конца

Используемые образовательные технологии:

  1. Познавательно-исследовательская технология
  2. ТРИЗ
  3. Здоровьесберегающие технологии
  4. Игровая технология
  5. Личностно-ориентированная технология

Материалы и оборудование.

Ложки деревянные большие и маленькие, расписанные под хохлому и без росписи; пластмассовые одноразовые ложки; ложки из нержавейки и серебра; стакан с горячей водой; коллаж по истории происхождения ложки, наглядный материал о жизни первобытного человека, песочные часы на 5 минут, цветные карандаши, восковые мелки, бумага для рисования.

Интеграция образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Содержание организованной деятельности детей

Загадка.

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает,

Ну, а младшая сестрёнка

Чай помешивает звонко.  

                         (столовая и чайная ложки)

Как вы думаете, всегда ли люди ели такими ложками, как сейчас?

По коллажу рассказать об истории происхождения ложки.

…Давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на кострах. Всё ели руками.  В основном ели жареное мясо, ягоды и растения, которые находили в лесу. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек взял мясо за палочку и понял, что так есть удобнее и пальцы не жжет. С тех пор люди стали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже жили в деревянных домах, сидели на лавках, научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, палочка была широкая с углублением, в котором и осталась еда. С тех пор человек научился вырезать ложки из дерева. Первые ложки также изготавливали из ракушек, из рыбьих костей, из глины. Позже на Руси деревянные ложки стали разрисовывать узорами из цветов и ягод. Затем человек научился делать металлические ложки, которыми мы едим и теперь, но  в некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония, или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии.

 Сейчас ложки делают из дерева, из металла, из пластмассы, из фарфора.

Игра на обогащение словаря «Какая ложка?»

 Раздать детям приготовленные образцы ложек и выслушать придуманные детьми прилагательные к слову «ложка» (гладкая, блестящая, красивая, расписанная, большая, маленькая, столовая, чайная, холодная, тёплая, гибкая, крепкая…)

Ложки бывают разных размеров: столовые, десертные, чайные, для специй. Они предназначены для разных блюд.

Деревянные ложки в наше время используются редко, они украшают интерьер, на них можно играть, как на музыкальных инструментах. Металлические ложки самые надёжные, крепкие, их можно сильно нагревать, легко мыть. Пластмассовые ложки лёгкие, но хрупкие, их применяют, как одноразовые.

Опыт. В стакан с горячей водой опускаем металлическую и пластмассовую ложки. Поставим песочные часы на 5 минут.

Пока пересыпается песочек в часах, дети собираются на ковре.

Динамическая пауза.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.        (левая рука -  на пояс, правя – изгибается в виде носика)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.                (левая рука – на пояс, правая опущена)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.            (обе руки – в стороны, покружились)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке                    (обе  руки соединить над головой)

Вот пластмассовый поднос,

 Он посуду нам принёс.                   (обе  руки соединить перед собой)

         

А теперь давайте проверим, что стало с ложками в стакане. Потрогаем ложечки, какие они? (металлическая – горячая, а пластмассовая – теплая).

Вывод: металлическая ложка нагревается быстрее, но чтобы не обжечь руки, лучше пользоваться посудой с пластмассовыми ручками.

Итог: мы рассмотрели ложки  из разных материалов, разных размеров, разного назначения. А сейчас давайте пофантазируем, как будет выглядеть ложка в будущем, из чего она будет изготовлена?

Рисование ложки будущего.

Дети выбирают материал, которым будут рисовать (цветные карандаши, восковые мелки) и приступают к работе.

По окончании дети выкладывают рисунки на ковре и придумывают рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

конспект НОД по познавательно-речевой деятельности в средней группе "Чудо-ложка"

Формирование   познавательного  интереса  к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке....

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Чудо- ложка»

Тема: «Чудо ложка»Цель: Создать условия для развития познавательного  интереса у детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.Задачи: Организовать деятельно...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.Деревянные ложки.»...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...