Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.

Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.

Деревянные ложки.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.

Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.

Деревянные ложки.»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

 пусть соединяются маленькие пальчики,

Дружно за руки возьмемся

и дуг другу улыбнемся.

Очень хочется, ребята, побеседовать с вами об одной, очень нужной вещи. Все се люди пользуются ее каждый день. А что это за вещь, попробуйте догадаться…

                                   (Просмотр отрывка из сказки «Жихарка»)

Догадались, что это за предмет….

Утром, вечером и днём

 Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

 А поможет, есть их - ложка.

Воспитатель: Для чего человеку нужна ложка?

Ответы детей .

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для еды.

Ложка — труженик простой,

 Кран подъёмный городской,

 Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

 Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в рот.

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель:Вы какими ложками сейчас едите…. А вы знаете, что раньше на Руси ели деревянными ложками. Хотите узнать как их делали.

Рассказ воспитателя и показ слайдов.

Воспитатель: Россиястрана лесов. Издавна из осины,липы,берёзы выделывали лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором,распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек), а назывались эти чурочки "баклуши". А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Посмотрите на эту ложку, видите какая она, а если ее потрогать сразу  чувствуешь,какая она неровная. На ложке есть вмятины,горбинки,ручка гранёная. Всё это следы работы резчика. Каждая его ложка единственная,ни одна из них в точности не повторяет другую. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник.  Красивее всех, расписывают ложки мастера из Хохломы.  Они используют золотистый,красный,чёрный сочетание цветов.Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные. Этими ложками удобно есть кашу,щи. (Воспитатель вместе с детьми рассматриваютпрезинтацию) А вот эта ложка,смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше,у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот, посмотрите,какой большой ковш с длинной ручкой,им как половником очень удобно разливать по тарелкам щисуп, уху. Ребята посмотрите ,сколько ложек у меня. Как вы думаете что,можно делать деревянными ложками?Дети:Есть,готовить, раскладывать еду. Воспитатель:Правильно. А ещё деревянные ложкиэто русский народный музыкальный инструмент,на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями,звук у них сухой,чёткий,как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках,их зовут ложечники или ложкари.

 Ребята,давайте, и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки).

Наша Россия славится русскими матрёшками,

А ещё гордится – Расписными ложками.

Ах, ложечка русская

 Петь, плясать искусная

 Веселится и поёт,

Развлекает весь народ.

Вставайте в хоровод, музыка играть зовет.

(Выполняется игра на ложках  под русскую народную мелодию).

А еще что может быть из дерева, как вы думаете

Ответы детей(…)

Воспитатель : На Руси раньше строили дома

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".

Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана")

Воспитатель:Вот раньше на Руси дома  из дерева называли избами.

Дома чтобы хоть отличались друг от друга, мастера умельцы, украшали  конек на крыше, делали резными ставеньки, а мы с вами уже знаем что это были кто…

Ответы детей (….)

Правильно, резчики по дереву.

 Ребята, а  кто бы мог жить вот в такой деревянной  избушке

Ответы детей(…..)

А вот сказочные персонажи, в каких домах жили, как вы считаете…

Ответы детей(…..)

Посмотрите у меня сколько много сказочных героев, а давайте мы им сделаем каждому по домику. Только строить дома мы с вами будем из бумаги, опираясь на операционную карту. Кто мне напомнит, что это значит….

Давайте рассмотрим,  как нужно конструировать избушку и выложим все по порядку.

(Дети на мольберте выкладывают порядок конструирования избушки).

Посмотрите ребята, из какой фигуры делается избушка, а окошко, обратите внимание на порядок выполнения работы.

А теперь, вы каждый можете выбрать себе материал для работы и оборудовать свое рабочее место.

(Дети выбирают себе основу для работы, по одному большому квадрату и по два маленьких. Так же берут, клеенку, клей карандаш, и салфетку)

Во время работы звучит приятная медленная музыка. Воспитатель по необходимости помогает справиться с работой.

Воспитатель: Ну я вижу что вы все справились со своей работой и избушки у вас получились красивые и вы можете поселить в них понравившегося вам  сказочного героя и сыграть ему на ложках  любую мелодию

Мы сегодня узнали так много интересного одеревянные ложки.  Узнали как изготавливали деревянные ложки,узнали,что ложками в старину не только ели,но и использовали как музыкальный инструмент.Сами побыли умельцами, сконструировали избушки для сказочных персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «В гостях у русской народной сказки»

Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; воспитывать устойчивый  интерес  и любовь  к русским народным сказкам и играм;  развивать внимание, коммуникативные навыки, зн...

Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"

Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.Познавательное развитиеВоспитывать любовь к природе, уважите...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)

Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...

Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»

Конспект НОД по области «Познавательное развитие»В средней группе«Русский народный костюм»Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Задачи:1.        ...

Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. «Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», Аппликация «Колобок в лесу»

Цель:1. Закрепить знания детей о сказке «Колобок». Упражнять детей в образовании слов по аналогии.2. Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «КТО ТАКОЙ ВУАЛЕХВОСТ»

Способствовать освоению детьми представлений о вуалехвосте: особенностях его внешнего вида (плавники красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков и поведение (плава...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) по сюжету русской народной сказки «Репка» в младшей группе

Цель: Закрепление и обобщение пройденного материал.Задачи:   Образовательные: 1. Закрепить умение  накладывать дорожки, определять длинную и короткую дорожку.2. Учить узнавать и называть цве...