«Весенние пробуждения».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Королева Елена Михайловна

Конспект  игровой образовательной ситуации по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 12 «Алёнушка» посёлка Псебай                                       муниципального образования Мостовский район

Конспект                                                                                                                    игровой образовательной ситуации

 по образовательной области «Познавательное развитие»

во второй младшей группе                                                                                           Тема: «Весенние пробуждения».

Место проведения: МБДОУ детский сад  № 12 «Алёнушка» посёлка Псебай.                                                                                            Дата проведения:12.03.2017г.                                                                                    Время проведения: 09ч. 00 мин.                                                                         Группа: вторая младшая группа.                                                               Подготовила: воспитатель Королёва Е. М.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных.
  • Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времён года.
  • Закрепить названия диких животных и их детёнышей.
  • Воспитывать интерес к жизни животных.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картин «Дикие животные», чтение художественных произведений, сказок, загадок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

                      Утром встали малыши,

                      В детский садик свой пришли.

                      Вам мы рады, как всегда.

                      Гости здесь у нас с утра,

                      Поздоровайтесь, друзья!

2.Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Но письмо не простое, а электронное. Хотите, мы вместе его посмотрим?

(На экране появляется Старичок – Лесовичок)

- Ребята, сегодня я обходил свои лесные владения и был приятно удивлён переменами, которые произошли в природе. Хотели бы вы посмотреть, что интересного я увидел?

(показ слайдов с изображением весеннего леса.  Дети называют изменения, произошедшие в природе ранней весной).

Лесовичок. А еще я встретил лесных жителей, проснувшихся от зимней спячки. Вы знаете, кто из зверей спит зимой? (дети отвечают).

Лесовичок. Ребята, а кто из вас знает,  кто из зверей спит в норе? Кто в берлоге? А кто в дупле?

Педагог. Лесовичок, а на эти вопросы нам поможет ответить игра «Кто, где спит». Ребята, поможем Лесовичку разобраться, кто из  лесных жителей, где спит зимой?

Проводится игра «Кто, где спит».                                                                          Педагог раздаёт детям по одной карточке с изображением животного или птицы, а ребёнок должен найти парную картинку с изображением жилья предложенного персонажа.

Лесовичок. Правильно, ребятки. Молодцы, всех животных перечислили.  А вы знаете, что весной у лесных жителей появляются детёныши? Они такие непослушные шалунишки, им всё интересно вокруг и они часто убегают от своих мам.

Раздается детский плач.
Лесовичок. Ну,  вот так и есть!  Лесные малыши заблудились, давайте им поможем найти мам?

Игра «Найди маму».
Дети находят изображение взрослых животных и их детенышей и правильно называют их. (Белка - бельчонок, бельчата, заяц - зайчонок, зайчата, волк волчонок, волчата, медведь медвежонок, медвежата, лиса - лисёнок, лисята).

Лесовичок. Молодцы, ребята, помогли найти малышам их мам. Ходил я по лесу весеннему, всех зверушек видел, только, вот медведя я не встретил. Спит, наверное, до сих пор. Так всю весну может проспать. Что же делать? Как мне мишку разбудить?

Воспитатель. Ребята, поможем  Старичку - Лесовичку разбудить медведя? Мы с вами назвали изменения, которые произошли в природе с приходом весны: это – таяние снега, появление первых цветов, пробуждение животных от зимней спячки. А кто из вас знает, какие жители ещё появляются в лесу весной?   (дети: прилетают  птицы)

Воспитатель. Конечно же, птицы.  Кто из вас может сказать, как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?

Ответы детей.

Воспитатель.  А как мы называем птиц,  которые остаются зимовать?

Ответы детей.

Воспитатель показывает силуэты птиц.

 -  Ребята,  посмотрите,  сколько  прилетело разных птиц. Давайте на берёзку посадим перелётных птиц, а на ёлочку зимующих.

Дети выполняют задание.

 Звучит запись голосов птиц.

Лесовичок. Ребятки,  птицы так обрадовались вам, запели так громко, что разбудили своим пением медведя! И наш мишка проснулся! Большое вам спасибо,  ребята. А  мне пора возвращаться в лес к своим друзьям – зверушкам.  До свидания!

3.Воспитатель. Ну, а нам с вами, ребята, пора возвращаться из весеннего леса в наш детский сад.

- Кому из вас понравилась прогулка по весеннему лесу?

-Что больше всего запомнилось Максиму и Илье?

-Что нового и интересного узнали Василина и Захар?

-Какими впечатлениями может поделиться Лера?

- Что может добавить к сказанному  Даша?

Молодцы, ребятки, вы справились со всеми заданиями.  Мне очень понравилось, как Лера и Никита отвечали на вопросы кто и  где из лесных жителей спит зимой. А Василина и Илья помогли малышам найти своих мам. Лиза правильно назвала все приметы весны. Кирилл и Никита Волынщиков рассказали о зимующих и перелётных птицах. А все вместе мы помогли старичку – Лесовичку разбудить спящего мишку. Теперь и он увидит красоту весеннего леса. И на память о сегодняшней встрече старичок – Лесовичок подарил вам игру.


  1. А в какое время появляются у зверей детеныши? Правильно, весной, когда тепло, ярко светит солнце, греет. Чтобы стало теплей, давайте сделаем солнышки. Все сделали по одному солнышку, а вместе их стало много.

В.: Присели и посмотрели, куда же мы с вами пришли? (во время двигательной игры, дети с воспитателем переходят в другое помещение, стилизованное под лесы, расставлены макеты деревьев и кустарников, расставлены игрушки зверей и птиц, звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Д.: В лес.
В.: Почему вы так решили?
Д.: растут деревья и цветы, поют птицы, кругом животные. 
В.: Каких зверей вы видите?
Д.: Медведя, лису, волка, зайчика, белочку, ежика и т.д.
В.: Как этих зверей назвать одним словом? 
Д.: Дикие, потому что они живут в лесу.
В.: Хорошо в лесу. Только солнышко спряталось за тучи. Давайте, позовем его. 

Хоровая закличка «Солнышко-вёдрышко»
Солнышко-вёдрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят, ягнят,
Да, малых ребят.


·Воспитатель (достает макет солнца)
Солнышко появилось, согрело землю, и расцвели цветы. Соберём цветы в корзинки (дети собирают цветы по цвету корзинок). Никто не ошибся? Давайте, проверим. Никита, какого цвета ты собрал цветы? (Синие). Почему ты их собрал в эту корзинку? (Потому что корзинка тоже синяя).

Воспитатель: 
Ребятки, только мы собрали цветы, и пошёл дождь. Давайте поиграем в игру "Солнышко и дождик".

Подвижная игра "Солнышко и дождик"
Смотрит солнышко в окошко, 
Светит в нашу комнатку. 
Мы захлопаем в ладоши, 
Очень рады солнышку. 
Топ-топ-топ-топ! 
Хлоп-хлоп-хлоп! 

Дети встают по кругу
Идут по кругу
Хлопают стоя на месте

Ритмично притопывают на месте
Ритмично хлопают в ладоши


На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.

В.: 
Ой, посмотрите, за деревом виден чей-то хвост. Кто это? Чей хвост? (Белка - беличий, заяц - заячий, волк - волчий, медведь - медвежий, лиса - лисий). 
Где живёт? (Белка - в дупле, заяц в норе, волк - в логове, медведь - в берлоге, лиса в норе).
Раздается детский плач.
В.: Ребята, посмотрите, лесные малыши заблудились, давайте им поможем найти мам?
Дети находят изображение взрослых животных и их детенышей и правильно называют их. (Белка - бельчонок, бельчата, заяц - зайчонок, зайчата, волк волчонок, волчата, медведь медвежонок, медвежата, лиса - лисёнок, лисята).

В.: Ребята, посмотрите, а что это такое растет рядом с березой и елочкой? (Подводит детей к изображению кустарника).
Чем это растение отличается от деревьев? (Оно маленькое и пушистое)
Покажите, пожалуйста, ствол растения. (Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева.)

В.: Ребята, послушайте, кто это стрекочет в траве:
Из травы, с зелёной кочки,
Раздаётся странный звук.
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец 

Дети: Кузнечик.
В.: Правильно, это – кузнечик. (Подводит к полянке, где лежат муляжи насекомых, обращает внимание на кузнечика) Посмотрите, тело у него зелёное под цвет травы , а еще у него длинные усы.. Он прыгает, у него длинные ноги. Если посадить его на ладонь, он подпрыгнет, развернёт крылья и отлетит в сторону. Живёт кузнечик в траве и сам похож на травинку. А кого еще вы видите около кузнечика?
Д.: Бабочку, муху, жука, гусеницу.
В.: Как их назвать одним словом?
Д.: Насекомые.
В.: А какого насекомого здесь не хватает? 
Д.: Божьей коровки.
В.: Давайте хором ее позовем, может быть, она прилетит. Повторяйте за мной:

Божья коровка к деткам прилетай,
Точки твои снами посчитай.

Воспитатель не заметно достает аппликации с божьими коровками, и разбрасывает их вокруг детей.

В.: Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько пятен у ваших божьих коровок. Почему вы качаете головками, почему мы не можем? 
Д.: Потому что нет точек.
В.: ребята, божьи коровки, так торопились к вам, что по пути потеряли все точки, давайте возьмем их к нам в группу, и вылечил их.
Дети с воспитателем возвращаются в группу и по желанию «возвращают точки» божьим коровкам (могут рисовать, могут наклеить, могут изготовить из платилина.)

Я приглашаю вас на прогулку в лес. Только идти по лесу надо тихо, чтобы не испугать лесных жителей.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Зашагали ножки прямо по дорожке.

Вот как мы шагаем, ножки поднимаем.

Шли мы шли, и в лес пришли.

Звучит запись голосов птиц.

Лесовичок: Ребята, чьи голоса мы услышали?

Ответы детей.

Лесовичок: Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края?

Ответы детей.

Лесовичок: А как мы называем птиц которые остаются зимовать?

Ответы детей.

Воспитатель показывает силуэты птиц.

Лесовичок: Посмотрите сколько много прилетело разных птиц. Давайте на берёзку посадим перелётных птиц, а на ёлочку зимующих.

Дети выполняют задание.

Лесовичок: Ай да молодцы ребята. Помогли пернатым друзьям. Как вы думаете, а кого мы можем ещё встретить в лесу?

Ответы детей.

Лесовичок загадывает загадку:

Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну конечно это …

Ответы детей.

Воспитатель показывает игрушку – белочку. Она здоровается с детьми.

Лесовичок: Ребята, посмотрите какая у неё шерстка?

Ответы детей.

Лесовичок: Дети как называется домик белки?

Ответы детей.

Лесовичок: Какие запасы готовит белка на зиму?

Ответы детей.

Лесовичок: Посмотрите ребята, кто под кустиком сидит, серый хвостик у него дрожит?

Ответы детей.

Воспитатель показывает игрушку - зайку.

Лесовичок: Посмотрите, какой зайка, какая у него шубка?

Ответы детей.

Лесовичок: От кого прячется зайка?

Ответы детей.

Лесовичок: У зайки есть домик?

Ответы детей.

Лесовичок: Чем мы можем угостить зайку?

Ответы детей.

Лесовичок: А зайка приглашает нас поиграть в игру.

Проводится подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети подпрыгивают на обеих ногах.)

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и ускакал.

Лесовичок: Дети, а вот и ёжик.

Воспитатель показывает игрушку – ёжика.

Он под деревом свернулся клубком,

мы его и не заметили.

Почему ёжик свернулся в клубок?

Ответы детей.

Лесовичок: Как вы думаете ребята, что будет, если ёжика погладить рукой?

Ответы детей.

Лесовичок: Как вы считаете, ёжику будет лучше жить в лесу или в детском саду?

Ответы детей.

Лесовичок: Верно, ёжик – житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу. (Дети оставляют ёжика под деревом.) Вот сколько в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась.

Много здесь жуков летало, красотою удивляло,

А теперь они бледны, крылышки их не видны.

Ребята, вы хотите помочь жучкам вновь стать красивыми? А что нужно нам сделать?

Ответы детей.

Лесовичок: Спасибо ребята эти жуки называются – божьими коровками. Тело божьей коровки состоит из головы и брюшка. (Воспитатель показывает силуэт жука.) Ещё у неё есть ноги. А вот крылышки нужно украсить. Как мы их будем украшать?

Ответы детей.

Лесовичок: Что должно быть на крылышках?

Ответы детей.

Лесовичок: Правильно ребята, на крылышках должны быть чёрные пятнышки, и мы их сейчас нарисуем.

Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты жуков, и тычками – печатками наносят пятнышки на крылья.

Лесовичок: Теперь можно отпустить этих божьих коровок в лес, ведь они стали такими яркими и красивыми.

Дети выпускают жуков на полянку, со словами:

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба, черного и белого,

Только не горелого.

Лесовичок: Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья леса. А мне пора в лес возвращаться, до свидания.

Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса! В траве притаился зайчонок (В траве сидит игрушечный заяц) Он совсем маленький и беспомощный, наверное, его мама-зайчиха оставила, чтобы поискать для него корм. Как называют зайчика в сказках? Почему он трусливый? Кого он боится? (Ответы детей.) Давайте не будем мешать зайчику и пойдем дальше. Вот лисичка пробежала между кустиков, но испугалась, что в лесу слышны голоса людей и убежала. Теперь маленький зайчик в безопасности. Ребята, смотрите, кто это прячется на дереве среди ветвей ?

Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно это…(Белка)

Ну, не будем мешать лесным зверям, пусть каждый занимается своим делом!

Физкульминутка: Утром солнышко восходит высоко,

вечером заходит глубоко,

днем гуляет по небу оно,

согревает всех, лучи раскинув широко,

гладит ласково листочки и цветы,

людям золотит и щеки, и носы,

день прошел и с неба на покой солнца шар садится за горой.

3 часть.

Лесовичок. Дети, у меня в лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась…

Воспитатель. Что такое приключилось?

Лесовичок.

Много здесь жучков летало,

Красотою удивляло.

А теперь они бледны,

Крылышки их не видны!

Воспитатель. Ребята, давайте порадуем Лесовичка- поможем жучкам вновь стать красивыми. Эти жучки –божьи коровки. Тело божьи коровки состоит из головы, груди и брюшка.(Воспитатель показывает силуэт божьей коровки).Еще у нее есть ноги. А вот крылышки божьей коровки нужно украсить! Как мы их будем украшать ? Что должно быть на крылышках? Правильно, на крылышках должны быть черные пятнышки.

Дети подходят к столам , на которых лежат силуэты божьих коровок и

тычками печатками наносят пятнышки на крылышки насекомых.

Воспитатель.Теперь можно отпустить этих божьих коровок на полянку. Лесовичок будет очень рад!

Дети выпускают божьих коровок со словами:

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

Лесовичок благодарит детей за помощь.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, божьи коровки полетели на цветочки, которые расцвели на лесной полянке прямо из-под снега. Как называются эти первые цветы? Правильно-подснежник.

В лесу, где березки столпились гурьбой, подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую вытянул ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил...

Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?

Ребята, рвать подснежники не надо, мы будем ими любоваться, они такие нежные и красивые. Надо бережно относиться к природе, быть добрыми друзьями лесным зверям, с которыми мы сегодня встретились и деревьям, и цветам.

Погуляли мы в лесу,

Повидали красоту,

А теперь пора прощаться,

В детский садик возвращаться!

Цели:

  • Уточнить знание детьми времени года
  • Использовать сонорные картинки для связного рассказывания
  • Закрепить знания у детей о диких животных
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, дружеское отношение к себе
  • Развивать умение рассуждать, анализировать

Предварительная работа:

  • Беседы о природе
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество, рисование

Ход занятия

  1. (на доске картинки)

Слышно пение птиц.

_Послушайте, как поют птицы? (Весело, радостно)

-Почему они так распелись? К нам прилетела птичка, она принесла нам такую подсказку с картинками. Давайте расскажем ей. (Дети рассказывают про весну: стало ярко светить солнце, тает снег… Пришла весна)

  1. Давайте вместе с птичками отправимся в лес, посмотреть, что происходит в лесу весной.  Ой, а вот лужа, давайте ее перепрыгнем, чтобы не намочить ноги. Что это такое? Кто о наследил? (следы зайца) А у кого задние лапки длинные, а передние короткие? (заяц) А на елочке еще кто-то шерсть оставил белую? Зачем зайчик шубку поменял?

(Положить 2 листа бумаги: серая, белая). Белого положить на белый, а серого на белый.) Где больше видно? Почему? Поэтому зайчик поменял свою белую шубку на серую.

  1. ( Картинки животных на маленьком коврике: берлога, логово, нора, дупло, скворечник)

–Кто здесь живет? (медведь)

-Как вы думаете, он проснулся? Почему? А здесь? Давайте поможем зверям дойти до дома. Кто где живет?

  1. Идем дальше по узкой тропинке.

-Кто это? Зверята. Они потерялись, не могут найти своих мам, хотят есть, голодные. Давайте отведем их домой к мамам. У белки…, у зайца…, у волка…, у медведя…, у лисы…. Мамы обрадовались, накормили своих детей.

  1. А в какое время появляются у зверей детеныши? Правильно, весной, когда тепло, ярко светит солнце, греет. Чтобы стало теплей, давайте сделаем солнышки. Все сделали по одному солнышку, а вместе их стало много.
  2. Покажите детям пособие «В лесу» и рассмотрите на нем жилища диких животных. Скажите, что белка живет в дупле на дереве. Лиса роет себе нору в земле. Волк устраивает логово под корнями упавшего дерева. Медведь к зиме укладывается спать в берлогу—это такая яма, прикрытая сверху ветвями деревьев. Только у зайца нет постоянного дома, он прячется от дождя и ветра под кустами и деревьями.
  3. Обсудите с детьми, чем питаются дикие животные. Расскажите малышам, что белка грызет орехи и шишки, а заяц любит морковку и капусту, а когда нет овощей, то зайчик ест траву и ветки. Волк и лиса охотятся на мышей, зайцев и птиц. Медведь ест самую разную пищу — ягоды, грибы, мед, а если сможет поймать, то мышей и зайцев.
  4. В завершение проведите с малышами игру «Кто что ест?» Для этого раздайте детям предметные картинки «Дикие животные» и черно-белые рисунки «Кто что ест?». Попросите каждого малыша назвать только ту пищу, которую ест животное, изображенное на предметной картинке.
  5. Расскажите детям, что у диких животных, так же как у домашних, бывают детеныши. Взрослые животные заботятся о своих малышах: кормят и охраняют их от врагов.
  6. Разложите на столе или установите на наборном полотне предметные картинки «Дикие животные». Затем покажите детям предметные картинки «Детеныши диких животных». Назовите каждого из детенышей и положите картинки с их изображением рядом с изображением взрослых животных.
  7. Затем показывайте детенышей и просите детей помочь вам закончить фразы по образцу: «Это один маленький лисенок, а в норе его ждут маленькие лисята. Это один маленький зайчонок, а под кустом сидят маленькие ... (зайчата). Это один маленький медвежонок, а в берлоге спят маленькие ... (медвежата). Это один маленький бельчонок, а в дупле сидят маленькие ... (бельчата). Это один маленький волчонок, а в логове его ждут маленькие ... (волчата)».
  8. Чему учим детей:
  9. — даем представление о диких животных и их детенышах;
  10. — расширяем активный словарь за счет имен существительных — названий животных и их детенышей; имен прилагательных (хитрый, длинноухий, косолапый); вводим в активный словарь детей названия жилищ разных животных (дупло, логово, берлога, нора);
  11. — употреблять в речи предлог «в», образовывать названия детенышей от названий взрослых животных; согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;
  12. — строить фразы по образцу, отвечать на вопросы педагога полными ответами;
  13. — развиваем все виды моторики; общую, мелкую и артикуляционную;
  14. — координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;
  15. — развиваем голос, речевое дыхание;
  16. — развиваем зрительное и слуховое внимание — учим узнавать разные звукоподражания— голоса животных;
  17. — считать до пяти.
  18. Оснащение: пособие «В лесу» (см. с. 81); предметные картинки «Детеныши диких животных».
  19. Ход занятия
  20. 1. Раз, два, три, четыре, пять — как животных нам назвать?
  21. Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая при этом ритмические движения:
  22. Раз, два, три, четыре, пять —
  23. Как животных нам назвать?    (Шагать на месте.) С людьми они не знаются,
  24. В лесу живут, скрываются.     (Хлопать в ладоши.)
  25. По картинкам всяк их знает:   (Сложить ладони в виде книжки.)
  26. Волк, лиса, медведь и заяц.     (Указательным пальцем правой руки загибать пальцы
  27. на левой руке.)
  28. Дом их — заросли густые.       (Изобразить крышу дома, для этого поднять согнутые
  29.                                  в локтях руки над головой, соединив кончики пальцев..)
  30. Звери дикие, лесные.           (Изобразить деревья, — поднять согнутые в локтях
  31. руки, растопырив пальцы.)
  32. Предложите детям сесть на стульчики.
  33. 2. Отгадай загадки.
  34. Попросите детей слушать внимательно и помочь вам закончить фразы.
  35. Косолапый, как ... (медведь).
  36. Трусливый, как ... (заяц).
  37. Хитрый, как ... (лиса).
  38. Злой, как ... (волк).
  39. Длинноухий, как ... (заяц).
  40. 3. Чей это дом?
  41. Покажите детям пособие «В лесу» и спросите, есть ли у диких животных в лесу дома. (Есть.) Кто делает эти дома? (Сами животные.)
  42. Показывайте на картине жилища диких животных и спрашивайте малышей: «Где живет белка?» (В дупле.) «Где живет лиса?» (В норе.) «Где живет медведь?» (В берлоге.) «Где живет волк?» (В логове.) «Есть ли дом у зайца?» (Нет.)
  43. Дайте детям задание вслед за вами изобразить с помощью пальчиков дома диких животных.
  44. Описание пальчиковой игры «Дупло»: выполняется только кистью правой руки. Соедините большой палец с кончиками остальных пальцев, так чтобы получилось маленькое круглое отверстие.
  45. Описание пальчиковой игры «Нора»: выполняется кистями обеих рук. Противопоставьте большой палец остальным. Соедините кончики больших пальцев, а также соедините кончики всех остальных пальцев так, чтобы получилось большое отверстие.
  46. Описание пальчиковой игры «Берлога»: выполняется кистями обеих рук. Переплести пальцы обеих рук, сделав из кистей горку.
  47. Попросите детей слушать вас внимательно и выполнять разные пальчиковые игры в соответствии с вашей командой. Произносите с паузами: «Берлога, дупло, нора, дупло, берлога, нора».
  48. 4. Малыши разбежались.
  49. Скажите детям, что и в дупле, и в норе у диких животных должны быть их детеныши. Только вот одна беда — разбежались кто куда.
  50. Попросите детей вернуть малышей по домам. Для этого дайте детям предметные картинки с изображением детенышей и попросите сначала назвать их, а потом вложить в прозрачные кармашки на пособии «В лесу». Каждую картинку с детенышем следует поместить около изображения взрослого животного. Так, картинку с медвежонком надо вложить в кармашек около берлоги с медведем и сказать: «Это медведь, а это его медвежонок» и т.д.
  51. 5. Лесные звуки.
  52. Предложите детям прислушаться к разным лесным звукам. Скажите малышам:
  53. «Побываем мы в лесу —
  54. Повстречаем там лису.
  55. Тявкает лисичка: „Тяв-тяв". Посмотрите, у лисы мордочка острая длинная, вот такая... (Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.) А как она тявкает? (Тяв-тяв!)»
  56. Продолжите:
  57. Под колючей елкой
  58. Притаились волки.
  59. Зарычал волчище —
  60. Показал зубищи.
  61. Длительно произнесите звук [ы]. Для этого откройте рот и оскальте зубы. При выполнении упражнения руки сожмите в кулаки и, согнув в локтях, поднимите их кверху.
  62. А в берлоге спал медведь. Как проснулся, стал реветь.
  63. Длительно произнесите звук [э]. При этом откройте рот, губы слегка выдвиньте вперед. Попросите детей повторить голосовые упражнения.
  64. Похвалите детей за то, что они так хорошо смогли изобразить всех животных.
  65. Затем попросите детей послушать и отгадать, голос какого животного сейчас будет звучать. Произнесите с паузами разные звукоподражания: тяв-тяв (лиса), э-э-э (медведь), ы-ы-ы (волк).
  66.  
  67. Игры и задания для закрепления материала
  68. Игра «Мяч кидай —слово называй»
  69. Цель: формировать грамматические навыки — учить образовывать названия детенышей животных; употреблять в речи имена существительные во множественном числе; подбирать прилагательные к существительным; согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; развивать ловкость и внимание.
  70. Описание игры. Заранее приготовьте маленький вязаный мячик, набитый горохом или фасолью. До начала игры дайте детям возможность пощупать мячик. Обсудите с малышами, что находится внутри игрушки.
  71. Киньте мяч над столом одному из детей и скажите при этом: «Лиса». Попросите малыша, поймав мяч, бросить его обратно, назвав при этом детеныша лисы. Ребенок кидает мяч взрослому, говоря: «Лисенок». Затем киньте мяч следующему ребенку и произнесите при этом название другого животного. И так далее.
  72. Аналогично проведите игру на тему «Один и много»: кидайте мячик и произносите названия диких животных в единственном числе. Дети будут ловить мячик и кидать его вам обратно, называя этих же животных во множественном числе.
  73. Проведите игру «Скажи, какой»: кидайте мячик и произносите названия диких животных. Дети будут ловить мяч и кидать его вам обратно, подбирая подходящее по смыслу прилагательное.
  74. Педагог Дети
  75. Заяц Пушистый (белый, серый, косоглазый, длинноухий, пугливый).
  76. Волк Злой (голодный, серый, зубастый).
  77. Лиса Хитрая (рыжая, пушистая).
  78. Медведь Косолапый (неуклюжий, бурый).
  79. Белка Пушистая (рыжая, быстрая, ловкая).
  80.  
  81. Игра «Силуэт и контур»
  82. Цель: развивать зрительное внимание; подбирать к рисунку его контурное и силуэтное изображение (для детей младшего возраста слово «силуэт» можно заменить словом «тень»); закрепить знания белого, черного, рыжего, бурого, серого цвета; учить детей употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
  83. Описание игры. Раздайте детям предметные картинки с изображением диких животных и попросите назвать их. Затем предъявите малышам картинки с силуэтным изображением тех же животных и спросите у детей: «У кого тень волка?» После этого предложите малышам выбрать контурное изображение. Для этого покажите следующие картинки и спросите: «У кого контур медведя?» Когда дети получат все три картинки, попросите их собрать дорожку из картинок, так чтобы застегнулись «замочки» между ними (как при собирании пазлов).
  84. Когда все картинки будут разложены по порядку, уточните цвет каждой из них. Попросите детей, указывая на соответствующие картинки, произнести фразы: «Это медведь. Это тень медведя. А это контур медведя».
  85.  
  86. Игра «Где чья мама?»
  87. Цель: развивать зрительное внимание; расширять словарь по теме «Дикие животные; закреплять в словаре детей названия детенышей диких животных, учить употреблять их в речи в единственном и множественном числе.
  88. Описание игры. Покажите детям изображения нескольких взрослых животных. Попросите малышей найти среди разложенных на столе картинок детенышей этих животных. Дайте задание детям положить картинки с детенышами возле изображения взрослого животного. Разложив все картинки по местам, дети считают количество детенышей у каждой мамы.
  89. Примечание. На столе должно быть заведомо большее количество картинок с детенышами. Так, если ребенок ищет детенышей медведя и зайца, то среди лежащих на столе картинок должны быть не только медвежата и зайчата, но и волчата, бельчата, лисята.
  90.  
  91. Игра «Лиса и лисенок»
  92. Цель: закреплять знание названий частей тела животных; учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  93. Описание игры. Покажите детям картинки с лисой и лисенком и предложите сравнить этих животных. Скажите: «У лисы голова, а у лисенка головка. У лисы нос, а у лисенка — носик». Предложите детям назвать у лисы и лисенка глаза, рот, уши, усы; затем — лапы, спину, живот и хвост.

Проводится гимнастика «Звериная зарядка».

Раз – присядка.

Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Начинает всё сначала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Весеннее пробуждение"

Интегрированное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, проводилось в рамках городского семинара  по преемственности "Детский сад - школа" (по освоению образовательных обла...

Конспект занятия для конкурса «Воспитатель года - 2014» «Весеннее пробуждение планеты Земля».

Цель: Учить изображать предметы, объекты  с помощью нетрадиционных приёмов  рисования. Задачи:  Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей раб...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в подготовительной группе Тема: «Весеннее пробуждение (Обобщение)»

Программные задачи:Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь.Словарная работа: Расширять и уточнять знания детей об окружающе...

Конспект открытого логопедического занятия "Весеннее пробуждение природы"

Я проводила это занятие для слушателей повышения квалификации ККИДППО....

"Весеннее пробуждение"

Занятие по экологическому воспитанию в средней группе...

Положение о конкурсе чтецов "Весеннее пробуждение"

Конкурс направлен на создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей, выявления лучших чтецов среди детей, предоставления  им возможности для самовыражени...