Природоохранный, социально-образовательный проект "Эколята - друзья и защитники природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Природоохранная социально- образовательная деятельность по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_ekolyata-druzya_i_zashchitniki_prirody.zip26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Природоохранный социально-

образовательный проект по формированию

 у детей дошкольного возраста
экологической культуры

и культуры природолюбия

 «Эколята – друзья и защитники природы»

                                                             

                                                                               

        

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                 Авторы проекта:

                                                                                 Коваленко С.В.

                                                                                  Суюкова Ю.А.

                                                                                  Дряхлова А.Р.

                                 Усть- Лабинск -  2017

Коваленко С.В., воспитатель, г.Усть-Лабинск.                                     

Название проекта: «Эколята-друзья и защитники природы».

Номинация проекта. Природоохранная социально- образовательная деятельность по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Пояснительная записка.                                                                                            Проект «Эколята- друзья и защитники природы», направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.  Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.                                                                                                      Под культурой природолюбия  понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.  Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений.  Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру  осуществляется в детском саду постоянно.                                                                                     Формы работы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.                                                                            Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – друзья и защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия - инновационный инструмент экологического воспитания и образования дошкольников. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
  • Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных  совместных действий воспитателя, детей и родителей).
  • Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).
  • Принцип психологической комфортности.                                                 

Актуальность проекта. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.  Приобщение детей к экологической культуре нужно начинать с детства, так как в этом возрасте легче приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу, наблюдать за изменениями,             происходящими в природе, делать выводы,  воспитывать  у детей бережное отношение к природе, любознательность.                                                                            

Новизна данного проекта заключается не просто в разработке системы по организации проектно– творческой деятельности, а во внедрении в эту деятельность таких технологий, как ТРИЗ, изготовление лэпбуков и применение их в разных видах деятельности, виртуальное путешествие, применение ИКТ.

Проблема: Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. У детей дошкольного возраста наблюдается скудный багаж знаний о поведении в природе, о культуре природолюбия, о любви к природе родного края, а, значит, о любви к государству.

Вид проекта: Познавательно-творческий.                                                                                                 Сроки реализации: Долгосрочный- 2017 – 2018 учебный год(сентябрь-май).                                                                      

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

 Участники проекта:

  • Воспитанники группы.
  • Воспитатели группы.
  • Родители детей группы.
  • Музыкальный руководитель.                                                                                                                                                                                                                                                              

Цель проекта: Приобщение детей к  культуре природолюбия. Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия. Развитие у детей воображения, речи и фантазии, нравственно-патриотических качеств личности каждого ребёнка. Сделать проект значимым для детей и родителей.

Задачи проекта:  

Образовательные:  

1. Апробировать инновационные педагогические технологии в рамках реализации проекта.                                                                                                                  2.  Внедрять в процесс организации проектной деятельности компьютерные технологии.                                                                                                                                         3. Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе.
Развивающие:  

  1. Расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
  2. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.         
  3.  Развивать  осознанное  понимание необходимости сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.
                                                                                                                       

Воспитательные: 

  1.  Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  2. Помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

Содержание проекта:                                                                                                             Подготовительный этап.

     1. Ориентировать всех участников проекта деятельность на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия, на применение  принципов последовательности, преемственности и развития.                           2. Изучение методической литературы.                                                                 3. Чтение произведений, беседы, рассматривание картин .                                    4. Разучивание гимна эколят. Знакомство с клятвой эколят.                              5. Объявление конкурса для родителей «Изготовление

Основной этап.                                                                                               Сентябрь  

  1. Беседа «Знакомство с эколятами».
  2. Торжественное посвящение в эколята.
  3. Виртуальное путешествие «Земля - наш общий дом».
  4. ООД (лепка) «Дары осени».
  5. Эксперименты: «Очистка воды», «Как растения пьют воду».
  6. Изготовление экологических знаков «Береги природу».
  7. Коллективное панно «Экологический патруль».
  8. Беседа «Приметы и поговорки об осени». 

Октябрь

  1. Изготовление театральных персонажей к сказке «Теремок» на экологический лад (из овощей).
  2. Театрализация сказки «Теремок» на экологический лад.
  3. ООД (безопасность) «Береги лес от пожаров».
  4. Просмотр презентации «Почему деревья сбрасывают листья».
  5. Чтение коротких рассказов о природе осенью.
  6. ООД (Аппликация) «Подарок для Осени».
  7. Беседа «Мы – защитники природы».

Ноябрь

  1. Беседа «Как животные готовятся к зиме».
  2. Викторина «Как зимуют звери».
  3. Конкурс детских рисунков «Вода – источник жизни». 
  4.  Памятка для  родителей «Правила и культура поведения на природе».
  5. Интеллектуальные игры «Теремок», «Чёрное – белое», «Данетка»                          

(по технологии ТРИЗ).

  1. Театрализованная драматизация сказки «Теремок» на экологический лад для детей средней группы.
  2. Изготовление лэпбука «Перелётные птицы».
  3. ООД (рисование) «Паучок».

Декабрь

  1. Викторина «Что мы знаем о защите природы».

2. Физкультурный досуг «Эколята – спортивные ребята».

3.  Изготовление лэпбука «Насекомые».

     4. Просмотр презентации «Волшебный мир леса».

     5.  Буклет для родителей «Подвижные игры на лоне природы».

     6.  Экологическая акция – изготовление ёлок для Новогодних

праздников из бросовых и природных материалов в домашних условиях.

  1. ООД (рисование) «Зимний лес».
  2. Трудовой патруль: высадка лука, луковиц гиацинтов в горшочки.

Январь   

1. Беседа «Как рождаются снежинки».

2.ООД (Аппликация) «Птички в кормушке».

3.Семейный конкурс «Каждой пичужке по кормушке».

4. Выпуск экологической газеты «Покормите птиц зимой». 

5. Физкультурное развлечение «Забавы в сосновом бору».

6. Эксперимент «Исследуем слой снега».

7. Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом).

8. Чтение коротких рассказов о зиме.

Февраль

1. Беседа с детьми: «Польза леса в жизни человека».

2. Коллективная работа(аппликация) «Посадим ёлочку».

3. Акция «Мусору – нет!» (досуг в форме экологической игры).

4. Создание фотоальбома «Мы с Природой друзья».

5. ООД (ИЗО) «Портрет Природы».

6.Изготовление лэпбука «Огород на подоконнике».

7. Спортивный досуг к Дню Защитников Отечества «Защитники Родины – защитники Природы» (совместное мероприятие с папами воспитанников).

Март

1.Просмотр презентации «Интересное в мире природы».

2. Эксперименты: «Лавовая лампа», «Вулкан своими руками».

3. ООД (Познание) «Человек не может жить без Природы».

4. Выставка поделок из природного материала «Мы любим тебя, природа!»

5. Наблюдение за изменениями в природе с наступлением весны. Прогулка к клумбам, альпийским горкам детского сада.

6. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями.

7. Изготовление лэпбука «Времена года».

Апрель

1.Виртуальное путешествие в царство насекомых.

2.Чтение коротких рассказов о природе весной.

3. Акция «Посади деревце» (совместное мероприятие с родителями).

4. ООД (развитие речи) «Домашний любимец».

5. Конкурс семейного рисунка «Мой домашний друг».

6. Экскурсия в городской парк.

7. Эксперименты «Создаём радугу», «Рисунки на молоке».

8. Буклет для родителей «Природа и человек».

Май 

1. Просмотр презентации «Лекарственные растения Кубани».                                                                                                                                                                                                            

2.Трудовой патруль: высадка рассады в огород; посев укропа, салата, петрушки, моркови на грядки.

3.ООД (познание) «Природа -это сказка!».                                                                                                                      4. Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с Природой!».

5.Акция «Посади цветочек» (совместная трудовая деятельность родителей, детей, воспитателей по оформлению цветочных клумб).

6. Прогулка в сосновый бор с проведением подвижных игр экологического содержания.

7. Конкурс  плакатов(совместная деятельность родителей и детей) «Планета Земля под нашей защитой».

Ожидаемые результаты:

Дети: 

-Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы;
- развитие связной  диалогической речи;

-формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

-развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей;

 - воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности; знание основных правил поведения и безопасности в природе;

- пополнение знаний о природе родного края и его обитателях, о бережном отношении к природе родного края;

- формирование стремления сохранять живописные места;

- владение первичными навыками «эколят–защитников природы».
Воспитатели:

-повышение теоретического уровня профессионализма педагогов
-организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
- самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
-получение возможности наблюдать за своими детьми, что помогло лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
- формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
- возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.

- пробудить интерес детей и родителей к экологическому движению;

- дать знания детям и родителям о неразделимом единстве человека и природы, о понимании общечеловеческой ценности природы.   

Оборудование и материалы: галстуки эколят зелёного цвета, природоохранные знаки, инвентарь для труда в природе, необходимый материал для экспериментальной деятельности, мультимедийное оборудование, пейзажные и сюжетные картины.

Заключительный этап:

-обработка и оформление материалов проекта;

-оценка результатов работы всех участников проекта;

-организация выставки «Планета Земля под нашей защитой».

Продукты проекта:

Продукты детской деятельности:

- природоохранные знаки «Береги природу»;

- коллективное панно «Экологический патруль»;

- выставка работ по лепке «Дары осени»;

- выставка детских рисунков «Вода – источник жизни»;

- выставка поделок из природного материала «Мы любим тебя, Природа!»

- выставка работ по аппликации «Подарок для Осени»;

- выставка рисунков «Вода – источник жизни»;

-  выставка ёлок для Новогодних праздников из бросового и природного материалов;

- кормушки для птиц;

- экологическая газета «Покормите птиц зимой»;

- фотоальбом «Мы с Природой друзья»;

-коллективная работа по аппликации «Посадим ёлочку»;

- выставка семейного рисунка «Мой домашний друг»;

- выставка плакатов «Планета Земля под нашей защитой».

Для родителей:

- памятка для родителей «Правила и культура поведения на природе»;

- буклеты: «Подвижные игры на лоне природы», «Природа и человек».

Для воспитателей:

-Сценарии досугов, театральной постановки, разработки дидактических игр(по ТРИЗ), викторин, лэпбуки «Насекомые», «Перелётные птицы», «Огород на подоконнике», «Времена года», конспекты занятий, бесед, цикл презентаций по экологии, картотека опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Природоохранный социально-образовательный проект "Мы друзья природы" для детей подготовительной группы

Автор публикации:Логинова Лариса Львовна. Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам  и воспитателям дошкольного образования.Авторы п...

Природоохранный социально-образовательный проект для детей 3-5 лет «Юные друзья Эколят»

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экол...

Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»

Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята»,...

Конспект По природоохранному социально – образовательному проекту «Эколята - Дошколята» для дошкольников старшего возраста Познавательное развлечение Тема: «Мы друзья природы»

laquo;Мы друзья природы»Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважение ко всему живому, формирование у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять и системат...