Природоохранный социально-образовательный проект для детей 3-5 лет «Юные друзья Эколят»
проект по окружающему миру (средняя группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе, расширит  знания и представления детей о бережном, созидательном отношении к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска

Пролетарского района   Ростовской области

 

Природоохранный

социально-образовательный проект

для детей 3-5 лет

«Юные друзья Эколят» 

https://pic.rutubelist.ru/video/93/61/9361f803996aa0cd95a782e57763c68e.jpg

                                                                       Организатор:
воспитатель Колиниченко Е.Н.

Г. Пролетарск
2023г
 

Пояснительная записка.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в МБДОУ №3 с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

- На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Юные друзья Эколят» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Юные друзья Эколят»

Тип проекта

познавательно-исследовательский.

Нормативно-правовая база Проекта

- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;

- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;

- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)

- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ

- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. 
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка»

- ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста

экологической культуры и культуры природолюбия . 

Образовательная область

Познавательное, художественно – эстетическое, речевое, социально – коммуникативное, физическое развитие

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Педагоги, дети, родители

Целевая группа

Воспитанники средней и старшей разновозрастных групп МБДОУ №3

Сроки реализации

Октябрь 2022г – май 2023г

Актуальность разработки

 проекта

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Гипотеза

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе, расширит  знания и представления детей о бережном, созидательном отношении к природе.

Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Цель проекта

формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта

- дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира родного края, показать неповторимость и красоту родной природы;

- расширять представления об охране природы, формировать действенное отношение к окружению, природе в нашей области;

- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;

- расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

- содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

- воспитывать у детей культуру Природолюбия.

Планируемые результаты

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов

Формы и приемы взаимодействия:

Практические игра; викторина, конкурс, задание, прогулка, работа на природе; тематическое мероприятие, проведение опыта;


Наглядные:
 наблюдение; просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи, тематическое оформление помещения;

Словесные: Чтение, беседа, обсуждение; прослушивание тематических сказок и рассказов;

Условия реализации проекта

Настольно-печатные игры по экологии и окружающему миру;

- мультипрезентации на темы природы и экологии;

- групповое помещение для оформления стендов;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, репродукции картин;

- обучающие фильмы;

- произведения художественно-литературного творчества;

- лабораторный материал и технология проведения опытов, экспериментов;

- дидактические игры;

- инвентарь по уходу за растениями;

- природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы

- уголок природы.

Этапы реализации проекта

        1 Этап – Исследовательский

        Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

        Формулирование задач и цели проекта;

        Опрос детей;

        Анкетирование родителей;

        Беседы с детьми о важности данной темы.

        2 Этап – Подготовительный

        Сбор информации по теме;

        Подбор видео материалов;

        Подбор художественной литературы;

        Подбор дидактического материала;

        Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;

         Оформление уголка природы, Центра экспериментирования

        Оформление консультаций для родителей;

        3 Этап – Практический

        

Реализация проекта

Содержание учебно-тематического плана

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1 неделя

Раздел 1. «Я и природа»

Тема 1. Оформление стенда «Эколята-Дошколята»

Совместно с детьми оформление стенда «Эколята-Дошколята» на ватмане (список детей, возраст, значение программы «Эколята-Дошколята»).

Ватман, цветные карандаши, фломастеры, краски; журналы, газеты, вырезки и т.п.

2 неделя

Тема 2.Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!».

Праздничное оформление группы согласно теме.

Посвящение детей в «Эколята-Дошколята». Беседа о проекте «Эколята-Дошколята»

Создание у детей радостного настроения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Цветная бумага, фломастеры, значки,

Дидактическая игра.

« Какой вода

бывает?»

3 неделя

Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!».

Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа»

1 неделя

Раздел 2. «Береги природу!»

Тема 4. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!»

Расширять представления о природе, о богатстве природы.

Развивать познавательный интерес к природе.

Познакомить с особенностями природы нашего края.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Иллюстрации природы,

Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки.

Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?».

Материалы из

экспериментальной зоны

(камни, песок, глина)

3 неделя

Тема 6. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы.

Формирование читательского интереса к произведениям о природе, об охране природы.

Учить видеть в произведениях красоту окружающего мира.

Книга для чтения в детском саду и дома (5-7 лет) В.В. Гербова и др.,

Книга для чтения в детском саду и дома (4-5 лет) В.В. Гербова и др.

1 неделя

Раздел 3. «Природа глазами детей»

Тема 7. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями.

Развивать познавательный интерес к природе.

Развивать интерес к природе родного края.

Учить составлять рассказ о природе.

Воспитывать бережное отношение к природе

Оформление стенда

2 неделя

Тема 8. Тематическое занятие «Природа  вокруг нас».

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Календарь природы, индивидуальные календари.

Дидактическая игра

«Времена года».

Образцы разных видов

почвы: торф, песок, глина,

земля, перегной.

Рассказ «Почва-

«живая земля»

И. Белавина,

3 неделя

Тема 9. Заучивание стихотворений о природе

Расширять представления о природе путем заучивания стихотворений и рассказ перед всеми детьми.

Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям.

Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (А. Усачёв «Матушка природа», Е. Серова «Ландыш» и др.)

Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (В. Лунин «Зеленые сны», Е. Серова «Одуванчик», И. Суриков «Зима» и др.)

Раздел 4. «Животный мир»

Тема 10. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала.

Развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности.

Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. 

Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

видеофильм, природный материал,

оформление выставки работ из природного материала

Тема 11. Тематическое занятие «Животные и растения»

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных нашего края.

Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Видеофильм «География для самых маленьких», Дем.  материал «Животные нашего края».

Дид.игра  «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»

Тема 12.«Изготовление птички методом Оригами» 

Закреплять и расширять представления о птицах.

Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Модель птички, поэтапная инструкция изготовления.

Раздел 5. «Чудеса природы»

Тема 13. Проведение «олимпиады Природолюбия»

Расширять и закреплять знания о природе.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Подготовка вопросов для олимпиады

Тема 14. Дидактические игры о природе («Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение»)

Учить наблюдательности.

Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом.

Учить детей замечать сезонные изменения в природе.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Воспитывать бережное отношение к природе

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение».

Тема 15. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»

Развивать интерес к природе родного края.

Учить замечать взаимодействие обитателей леса.

Познакомить детей с разнообразием видов растений и животных в природе.

Закрепить правила поведения в природе.

Аудиозапись «Голоса животных».

природный материал,иллюстрации птиц, животных, растений.

Дидактическая игра по классификации птиц.

Игра «Зоопарк». 

Модели «Что нужно растениям?»

Раздел 6. «Природа-твой друг»

Тема 16. Загадки о природе

Воспитывать бережное отношение к природе

Учить видеть природу в загадках.

«Учите детей отгадывать загадки», Ю. Г. Илларионова,

иллюстрации.

Тема 17. Знакомство с Красной книгой.

Познакомиться с Красной книгой.

Формировать представления о том, какие виды животных занесены в Красную книгу.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Красная книга, листы, фломастеры, карандаши

Тема 18. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

Общие условия для растений, животных и людей.

Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Сезонные изменения в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

природный материал.

Операция «Осторожно, муравейник!»

Изготовление знаков «Берегите природу».

Обучающий фильм «Природа-друг»

Раздел 7. «Человек-часть природы»

Тема 19. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне

Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле.

Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. 

Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить

Воспитывать любовь и заботу к растениям.

Опыты с семенами.

Огород на окне..Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

Тема 20. Показ фильмов о природе нашего края.

Учить детей наблюдательности.

Развивать интерес к природе родного края.

Выявить особенности жизни животных и растений.

Дидактическая игра  «Кто заметит первым», «Угадай-ка».

Обучающий видеофильм.

Тема 21. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»;

Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе.

Маски-шапочки животных.

Экологическая игра «Берегите воду»

Раздел 8. «Защищай природу!»

Тема 22. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

Закреплять умения вести себя на природе

Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.

Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание.

Просмотр видеофильма «Дикая природа».

Дидактическая игра «Невидимые нити».

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм

Тема 23. Создание фотоальбома «Животные Архангельской области»

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

Сезонные изменения в жизни животных.

Воспитывать любовь к животным.

Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

фотографии животных, листы, краски, фломастеры, карандаши.

Тема 24. Заучивание стихотворений о природе.

Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. 

Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (Е. Серова «Подснежник»,  К. Ибряев «Здравствуй, родина моя!» и др.)

Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (А. Плещеев «Осенняя песенка», А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.)

Раздел 9. «Я дружу с Природой!»

Тема 25. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Дать понятие «Культура Природолюбия»

Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе.

Игрушка-Незнайка.

Стенд «Панорама добрых дел»

Тема 26. Облагораживание клумб для выращивания цветов.

Закреплять разнообразие видов растений в природе.

Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Особенности строения и назначения всех органов.

Учить ухаживать за цветами.

Ведро, грабли детские, перчатки

лопатки, палочки для рыхления, лейки.

Тема 27. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!».

Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы.

Воспитывать бережное отношение к природе

Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа»

Раздел 10. «Эколята-молодцы!»

Тема 28. Создание уголка природы Эколят.

Учить пересаживать комнатные растения.

Развивать творчество у детей.

Учить детей видеть красоту природы.

Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.

Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.

комнатные растения, природный материал, листы, карандаши, фломастеры

Тема 29. Тематическое занятие: «Фантазировать вместе с природой».

Развитие творческих способностей у детей.

Создание животных из природного материала.

Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру

Природный материал, организация выставки «Фантазировать вместе с природой», листы, карандаши, фломастеры

Тема 30. Познавательно-экологическая викторина «Знатоки природы».

Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.

Закреплять представление животных и растений.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.

подготовка вопросов для викторины, дидактическая игра «Когда это бывает?»

Работа с родителями:

        Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

        Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

        Совместное творчество детей и родителей.

        Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Краснодарского края».

        4 Этап – Заключительный этап

        Выпуск буклетов «Природа и мы»

Экологичекий праздник «Посвящение в эколята - дошколята»

        Презентация проекта.

        

        Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Методическое обеспечение

Список используемой литературы для педагога

        1 1.        Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2.        Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

3.        Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

4.        Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

5.        Л. Г Горькова ,А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

6.        Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

7.        Посвянская Н. П.   Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.

8.        Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

9.        Хабарова Т. В.  , Шафигуллина Н. В.  Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

10.        Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел.дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

11.        Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.

12.        Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.

13.        Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.

14.        Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.

15.        Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

16.        19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.

17.        Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.

18.        Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.

19.        Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.

20.        Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

21.        Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

Наглядно – дидактические пособия (в картинках) – М: Мозаика – Синтез 2005

«В горах», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Домашние животные», «домашние птицы», «Морские обитатели», «Мир животных», «Мир растений».

Демонстрационный материал–М: Мозаика – Синтез 2005 - 2016

 «Домашние животные», «Лесные животные».

Экологические знаки: «Как вести себя в лесу».

Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра».

Календари природы (настенный, настольный).

Дидактические игры по ознакомлению детей с природой.

Электронные материалы:

  • «Времена года» стихи русских поэтов о природе)
  • « Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
  • « Во саду ли, в огороде: игры , опыты, творчество» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
  • «Песочные фантазии» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
  • « Природа и фантазия» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • « Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • « Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
  • « Комплексные занятия ( Издательство « Учитель»)
  • «История о зверятах» ( ООО КОМ-Медия)
  • «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
  • « Секреты природы» (приложение ж-ла « Обруч» , 2010г)
  • «Уроки осторожности» ( творческое объединение « Маски»)
  • « Уроки живой природы, № 1» ( творческое объединение « Маски»)
  • «Уроки живой природы, № 2» ( творческое объединение « Маски»)
  • «Подводная фантазия» ( подводные съёмки)
  • « География для самых маленьких» ( ООО «БЕРГ САУНД»)
  • « Твои первые животные» ( ООО «БЕРГ САУНД»).

Список литературы для детей и родителей:

1.        Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.

2.        Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

3.        Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

4.        Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

5.        Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г

6.        Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.-М.: Просвещение,1981

7.        Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.

8.        Рыжова Н.А. «Я и природа».М.:, 1996

9.        Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993

10.        Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006

11.        Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.

12.        Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.

13.        Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.

14.        Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.

15.        Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

16.        Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.

17.        Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.

18.        Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.

19.        Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)

Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...

Летний эколого – оздоровительный проект «Эколята – Дошколята, юные друзья природы»

Особенностью проекта «Эколята – Дошколята, юные друзья  природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направл...

Принятие детей младшей группы в юных эколят

Сценарий развлечения для детей младшей группы по экологическому воспитанию...

Слёт юных ребят-эколят!

Спортивное развлечение "Слёт юных ребят-эколят!"...

Сценарий экологической квест-игры для детей 4-7 лет «Юные друзья природы»

Цель: Формирование у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры....