ПРОЕКТ по экологическому образованию с элементами STEM-технологии детей старшей группы «Сказка» «Пернатые друзья Эколят»
проект по окружающему миру (старшая группа)
1. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;
2. Внедрены в воспитательно-образовательный процесс эффективные методы и технологии по расширению знаний детей о птицах: «Пространство детской реализации», STEM-конструирование, информационно-коммуникационная технология, моделирование;
3. Расширены знания детей о птицах, сформировано бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания;
4. Сформированы элементарные технические навыки и умения, предпосылки инженерного мышления в продуктивных видах деятельности;
Сформирована активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе.Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.23 КБ | |
| 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Алёнушка»
ПРОЕКТ
по экологическому образованию
с элементами STEM-технологии
детей старшей группы «Сказка»
«Пернатые друзья Эколят»
Разработчики:
старший воспитатель Коряпина Т.В.
воспитатель Л. С. Коршук
февраль, 2024 г.
с. Александровское
Паспорт проекта
Наименование Проекта | Педагогический проект по экологическому образованию для детей старшей группы «Сказка» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Алёнушка» – «Пернатые друзья Эколят». |
Ответственный исполнитель Проекта | муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Алёнушка» (МДОУ Детский сад №3 «Алёнушка») |
Руководитель проекта | Коршук Любовь Сергеевна, воспитатель МДОУ Детский сад №3 «Алёнушка» |
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта | дети группы «Сказка»; родители группы «Сказка»; воспитатель группы «Сказка» Коршук Л. С. |
Тип проекта | среднесрочный |
Вид проекта | Исследовательско-творческий |
Актуальность проекта | В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нём. Тема проекта «Птицы наши друзья» выбрана мною не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. В ходе работы, я заметила, с каким интересов мои воспитанники собирали корм для птиц, подкармливали их, переживали за них. Ребята задались вопросом: «Как получается, что птицы выживают в зимний период? Что им помогает в этом? Эти вопросы и побудили нас начать проект, посвящённый изучению особенностей пернатых друзей. |
Цель Проекта | Воспитание бережного, заботливого, ответственного отношения к птицам, формирование экологических знаний о них, через применений современных образовательных методов и технологий. |
Задачи Проекта для педагогов | 1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта; 2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс эффективные методы и технологии по расширению знаний детей о птицах: «Пространство детской реализации», бионическое-конструирование, информационно-коммуникационная технология, моделирование; 3. Расширить знания детей о птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; 4. Формировать элементарные технические навыки и умения, предпосылки инженерного мышления в продуктивных видах деятельности; 5. Формировать активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе. |
Задачи Проекта для дошкольников | 1. Научиться отличать зимующих птиц по характерным признакам, замечать особенности поведения; 2. Узнать чем питаются птицы, среду обитания; выявить птиц, обитающих на территории села Александровского; 3. Различать зимующих и перелётных по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; 4. Выявить совместно со взрослыми причины отлёта птиц; 5. Рассмотреть строение птиц и научиться устанавливать соответствие между объектом природы и его техническим аналогом; 6. Выучить стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»; 7. Составить рассказ из личного опыта «Как мы с папой мастерили кормушку», «Кормушка у моего окна», «Какие птицы прилетают к нам»; 8. Научиться рисовать и лепить из пластилина птиц; 9. Изготовить поделку из конструктора для птичьего парка - овиариума. |
Задачи Проекта для родителей (законных представителей) | 1. Подобрать фотографии, картинки, иллюстрации, загадки, пословицы и поговорки о птицах; 2. Подготовить совместно с детьми корм для птиц; 3. Изготовить совместно с детьми кормушки для птиц; 4. Принять совместно с детьми участие в выставке творческих работ «Зимующие птицы села Александровского » и создании альбома; 5. Принять участие в пополнении он-лайн контента «Академия Почемучек». 5. Принять участие в изготовлении птичьего парка - овиариума. |
Сроки реализации Проекта | январь-апрель, 2024 г. |
Этапы Проекта | |
I этап: подготовительный (январь 2024 г.) | 1. Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; 2. Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; 3. Организация развивающей предметно-пространственной среды; 4. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу. |
II этап - практический (февраль 2024 г.- апрель 2024 г.) | 1. Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды группы «Сказка» (постоянно); 2. Проведение наблюдений, бесед, занятий с детьми по теме проекта (февраль 2024 г.- апрель 2024 г.); 3. Организация изготовления кормушек, участия родителей с детьми в экологических Акциях, творческих работах, видеорепортажах, создании альбома «Зимующие птицы села Александровского» (февраль 2024 г.- апрель 2024 г.); 4. Создание методических рекомендаций к Проекту, практического материала для работы с детьми старшего дошкольного возраста (апрель 2024 г.). |
III этап – заключительный (апрель 2024 г.) | 1. Проведение итоговых мероприятий: участие в экологическом фестивале. |
Ресурсы | - Временные - Информационные - Интеллектуальные - Организационные («административный» ресурс) - Материально-технические |
Ожидаемые результаты реализации Проекта для педагогов |
|
Ожидаемые результаты реализации Проекта для дошкольников | 1. Отличают зимующих птиц по характерным признакам, замечать особенности поведения; 2. Знают чем питаются птицы, среду обитания; выявили птиц, обитающих на территории села Александровского; 3. Различают зимующих и перелётных по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; 4. Умеют совместно со взрослыми выявлять причины отлёта птиц; 5. Знают строение птиц и умеют устанавливать соответствие между объектом природы и его техническим аналогом; 6. Выучить стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»; 7. Составить рассказ из личного опыта «Как мы с папой мастерили кормушку», «Кормушка у моего окна», «Какие птицы прилетают к нам»; 8. Научиться рисовать и лепить из пластилина птиц; 9. Изготовить поделку из конструктора для птичьего парка - овиариума. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта для родителей | 1. Подобраны фотографии, картинки, иллюстрации, загадки, пословицы и поговорки о птицах; 2. Подготовлен совместно с детьми корм для птиц; 3. Изготовлены совместно с детьми кормушки для птиц; 4. Принято совместно с детьми участие в выставке творческих работ «Зимующие птицы села Александровского» и создан альбом; 5. Пополнен он-лайн контент «Академия Почемучек». 6. Изготовлен птичий парк-овиариум. |
Дорожная карта (план основных мероприятий)
по реализации проекта
«Пернатые друзья Эколят»
в старшей группе «Сказка»
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №3 «Алёнушка»
Список используемой литературы:
- В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч.центр «Сфера» 2008 г.
- 2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 128 с.1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова . – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-у изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, ;104 с. 3. 2.
#1058;.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М.-2007 г.
3. Е.Г. Зверева, О.Н. Монтазери, М.А. Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006
4. И. Б. Литинецкий, Беседы о бионике, М., «Наука»,1968
5. А. Леонович, Бионика: подсказано природой, серия «Простая наука для детей». Животный и растительный мир, М. АСТ, 2018
6. Леонардо да Винчи. Сказки и легенды – М., «АСТ», 2015 Серия книг «Полный курс занимательных наук», издательство «АСТ», 2017
7. Волцит, Почему самолёт летает? М., АСТ, 2015
Источники самообразования:
1. Информационный портал системы дополнительного образования (нормативно-правовое обеспечение, методическая мастерская): 26
2. Внешкольник – информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном)образовании:
3. Официальный сайт Министерства образования и науки: http:// минобрнауки.РФ
4. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://
5. Сайт Международный конкурс «Законы экологии»
6. Агентство образовательных и творческих проектов «Сотворение»»
7. Лекториум. Просветительский проект.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Алёнушка»
Отчёт о реализации проекта «Пернатые друзья Эколят»
в старшей группе «Сказка»
апрель, 2024 г.
с. Александровское
СЛАЙД 1
ВОСПИТАТЕЛЬ: Много было проведено мероприятий в рамках проекта в нашей группе. По итогам проведённых мероприятий и акций дети выступили инициаторами своих фантазийных лего-решений по исправлению экологических нарушений в экосистеме «Парк». Используя накопленные знания в бионике, дети создали уникальную модель Бионического парка-Авиариума, где изобретения человека служат на благо природы.
Я предлагаю вам ознакомиться с архитектурным проектом наших воспитанников.
На защиту проекта приглашаются воспитанники группы «Сказка»: Дряева София, Данилец Александра, Сагидов Саид, Сорочинский Денис.
Тема проекта выбрана нами не случайно. В ходе работы, я заметила, с каким интересом мои воспитанники собирали корм для птиц, подкармливали их, переживали за них. Ребята задались вопросом: «Как получается, что птицы выживают в зимний период? Что им помогает в этом? Эти вопросы и побудили нас начать проект, посвящённый изучению особенностей пернатых друзей.
СЛАЙД 2
Хочется обратить Ваше внимание, что одним из элементов нашего проекта стало бионическое конструирование. Т. е. мы не просто учимся бережно относится к окружающей среде, но ещё и формируем у дошкольников предпосылки инженерного мышления.
Что же такое бионическое конструирование и, причём здесь экология, расскажут Вам мои воспитанники.
1 РЕБ.: Наблюдая за птицами во время прогулки, мы задумались: Почему у птиц разная форма клюва, размер крыльев, оперение. Мы начали искать ответы на эти вопросы в энциклопедиях, в интернете, читая художественную литературу.
СЛАЙД 3
ВОСПИТАТЕЛЬ:
На одной из бесед, посвящённой строению птиц, я спросила детей: Что вам напоминает птица? И, конечно, все дети в один голос ответили:
ДЕТИ ХОРОМ: «Самолёт».
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, есть ли ещё объекты, похожие на части тела птиц? У детей этот вопрос вызвал затруднение. И, тогда, мы подключили к поискам родителей. Так в нашей группе появились первые постройки.
В настоящее время идёт изучение экосистемы птиц, и разработка интерактивной технологической карты «Птицы моего села». Основой для этой карты стала фото-охота за птицами.
СЛАЙД 4
2 РЕБ.: Мы выяснили, что в нашем селе существуют следующие группы птиц: птицы леса – дятлы, совы, дрозд-рябинник, крапивник,
3 РЕБ.: птицы обитающие в селе, рядом с людьми – синицы, голуби и воробьи, чёрный дрозд,
4 РЕБ.: птицы водоёмов – утки, цапли, лебеди, хищные птицы – ястребы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: С детьми мы определили, где птиц обитает меньше всего и сделали вывод, что в этих местах есть экологические нарушения. Используя свои знания в бионике, мы пришли к мысли о создании уникальной бионической модели Авиариума – места, где изобретения человека будут служить на благо птиц.
1 РЕБ.: Сейчас мы Вам расскажем, какой крутой парк-Авиариум мы придумали.
СЛАЙД 5
Это робот-Бион – хозяин парка.
СЛАЙД 6
Это квадрокоптеры. Они как орлы следят за порядком в парке. Ещё у нас есть экологические дорожки-теренкуры. Знаете зачем они? Это для того, чтобы не топтать траву и ходить по ним для укрепления здоровья.
СЛАЙД 7
А это такой цветок, который ловит комаров для изготовления корма для птиц. Ведь, чтобы птицы прилетали в наш парк и там жили, им нужно хорошее питание. Его лепестки похожи на клюв птицы. И принцип его действия такой же.
СЛАЙД 8
2 РЕБ.:
А вот эти высоченные дома построили …. Знаете, почему они не падают? Потому что там всё крепко связано. А как вы думаете, для чего эти дома в парке? Правильно, для того, чтобы птицы в них переживали непогоду….дождь, снег, метель…., или прятались от лучей палящего солнца.
СЛАЙД 9
Посмотрите, какие уютные гнёзда для птичьих семей сделала……
Это для того, чтобы наши пернатые друзья обзаводились новым потомством.
3 РЕБ.
СЛАЙД 10
Это робот-поливалка. А знаете, что это за ножки? Это для того, чтобы поливать цветы, которые привлекают насекомых. Вы ведь знаете, что птицы питаются насекомыми. А значит, нам нужно как можно больше выращивать цветов в нашем парке. Эту идею мы подсмотрели, наблюдая за пауком. И подумали, почему бы и нет….
СЛАЙД 11
Этот дом построили….. Знаете, почему он не тонет? Потому что его поддерживают листики-крылья. Он словно птица парит над водой. Этот дом не для людей. Здесь живут утки. На этом самолёте можно подлететь и покормить уток.
СЛАЙД 12
А это деревья, на которых птицам можно отдохнуть. Здорово?
4 РЕБ.
СЛАЙД 13
А ещё у нас есть ветряная мельница. Она даёт нам электричество. Как вы считаете, на что похожи её лопасти?
СЛАЙД 14
А это – сейсмограф. Он как чуткий аппарат сов, может предсказать землетрясения.
СЛАЙД 15
А это орнитологическая лечебница. Сюда приносят птиц со всего села. Мы решили сделать её в форме птицы. Эти экспонаты парка мы сделали, изучая птиц.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Внедрение элементов бионического конструирования в проектную деятельность дало возможность пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта: конструкторы (блочный, магнитный, шарнирный, LEGO, деревянный, мягкий, 3D моделирование – снежинки, пули и др.). Такие конструкторы позволяют детям получить базовые представления о современной науке и технике. У них разная система крепления (пазовое крепление на базе шипов, трубчатое соединение, зубчатая передача, шарнирное крепление).
СЛАЙД 16
Таким образом, в процессе конструирования мои воспитанники не просто собирают разного рода технику и архитектуру, но и знакомятся в игровой форме с основными принципами механики и особенностями работы простейших механизмов, и конечно, расширяют знания о птицах, учатся бережному, ответственному отношению к миру природы.
СЛАЙД 17
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе "Наши пернатые друзья""
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...
Конспект занятия в старшей группе " Наши пернатые друзья".
Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его в работе с детьми....
Развлечение для детей старшей группы «Наши пернатые друзья»
Сценарий праздника для детей и родителей...

Конспект развлечения по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»
Ведущий: На нашей планете живут Чудесные создания, ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Пернатые друзья».
конспект...

Экологический проект в старшей группе: «Помоги пернатым друзьям»
Экологический проект: «Помоги пернатым друзьям»...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Наши пернатые друзья»
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостат...
