«Вода – источник жизни» Познавательно – исследовательский проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Актуальность

  Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс  воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Предполагается, что для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda-istochnik_zhizni.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Вода – источник жизни»

Познавательно – исследовательский проект

2019 г.

Введение

Актуальность

  Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс  воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Предполагается, что для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

После уроков я помогал учителю поливать цветы, которые находятся у нас в классе. Мне стало интересно, почему мы поливаем цветы, и я задал ей этот вопрос, а она предложила мне вместе найти ответ, почитать литературу поискать в интернете, а так же провести некоторые исследования и эксперименты.

Мне понравилась эта идея. Я задумался о том, что вода вокруг нас везде; мы её пьём и готовим еду, моем посуду и полы, умываемся и купаемся, стираем и поливаем цветы.

Цель исследования: Изучить свойства воды.

Гипотеза: Вода - одно из уникальных веществ на земле, обладающая различными свойствами.

Задачи исследования:

1. Найти информацию о воде.

2. Исследовать свойства воды.

3. Выяснить роль воды в жизни человека и области её применения.

4. Провести эксперименты.

5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

1.Подготовка к исследованию. Сбор необходимой информации для проведения исследования.

1.1. История происхождения слова «вода». Общая информация о воде.

Своё исследование я начал с выяснения, почему слово «вода» на очень многих языках мира созвучно. Проанализировав литературу, мне удалось сделать несколько выводов по данному вопросу:

1. Появление этого слова уходит своими корнями глубоко  в историю происхождения русского языка. Вероятнее всего, оно образовано от древне - славянского «voda» (вода), а оно, в свою очередь, восходит к этрусскому слову «wedа» (веда), который обозначал - дающая жизнь всему живому. От этого корня образовалось слово «вода». 

2. В последствие от  этого корня образовалось множество слов. Древний корень «wed» роднит со словом «вода»: ведро,  выдра, ватерлиния, фарватер и так далее.

3. Вода означает не только влагу, жидкость, вода - это сила природы, дающая жизнь всему  живому, и, несомненно, она заслуживает бережного отношение к себе.  

Вода находится вокруг нас. Она находится под землей, в водоемах, каплях дождя,  в траве, на листьях. Без нее не было бы жизни на земле , без нее не возможно садить огород, и держать домашних животных. Сейчас нельзя представить жизнь без водных ресурсов, ведь вода нужна всегда и везде. 

Вода – это сама жизнь. В живых организмах она обеспечивает их нормальное развитие. На долю воды приходится 60 – 80% массы человеческого тела; морковь, например, содержит 90% воды, а огурцы – 95%.

1.2. Свойства воды.

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако, изучая литературу по данному вопросу, я сделал вывод, что она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Однако, я смог ответить на этот вопрос с помощью литературы - у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете.

1.3. Роль воды в жизни человека и области её применения.

С древних времён люди строили города и деревни по берегам водоёмов, ведь вода – это отличный помощник для человека. Реки, моря и океаны могут использоваться в качестве большой и удобной дороги. В любое время года, днём и ночью грузовые и пассажирские суда везут пассажиров и различные грузы. Тепло горячих источников используют в работе гидроэлектростанций. Приготовить обед, развести бетон для стройки, сделать бумагу, ткани, лекарства без воды невозможно. Заводам и фабрикам, сельскохозяйственным предприятиям также не обойтись без этого природного помощника.

Вода  обеспечивает жизнь всех живых существ. Животные  и растения с её помощью утоляют жажду. Это позволяет ими хорошо расти.  Люди с помощью неё готовят пищу,  проводят уборку и стирку, моются, обслуживают автомобили и другую технику. Вода  является необходимой средой обитания для многих живых существ. Например, рыбы,  осьминоги, крабы, медузы, жуки водомерки – не смогли бы прожить без неё. Она для них - родной дом.

По воде ходят корабли и лодки. Они перевозят людей и грузы в те страны и на те острова, куда нельзя добраться на самолете, автомобиле или поезде. Благодаря воде в наших домах есть электричество. Ведь именно от неё работают гидроэлектростанции.

От воды зависит работа многих крупнейших фабрик и заводов. Где-то её используют для промывки оборудования, а где-то она - основной элемент  изготовления некоторых товаров.

Трудно переоценить значение воды в нашей жизни, это настоящее природное богатство. Более половины нашей планеты занимают различные водоёмы. Воду необходимо беречь. Каждый из нас должен помнить, что природные запасы воды ограничены.

2.1. Проведение исследования.

Опыт 1. Поливая цветы, я заметил вялые листики. Я налил в цветок с вялыми листиками немного больше воды. На следующий день я пришел в класс и заметил, что листья снова стали упругие, а стебелёк выпрямился.

Из наблюдения я сделал вывод о том, что вода проникает в растения и питает их от корней до самых листиков (Приложение 1).

Опыт 2. Когда мы выливаем воду из стакана, вода никогда не остается в стакане. Так почему же вода всегда выливается из перевернутого стакана? Для того, чтобы получить ответ на этот интересный вопрос, я провел следующий опыт: я наполнил стакан водой, намочил и выжал обычную ткань, накрыл стакан этой тканью, закрепил её резинкой и хорошо натянул. Быстрым движением я опрокинул стакан. К моему удивлению вода не выливается из стакана (Приложение 2).

Вывод: Когда мы предварительно смочили ткань водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана. Однако, если механически нарушить поверхность, (например, щёлкнуть по ткани), то вода выльется из стакана.

Опыт 3. Однажды на прогулке я заметил, что бутылка с замерзшей водой намного больше, чем вода, которая находится в жидком состоянии.

Мне стало интересно, почему и я решил провести опыт: я взял две одинаковые бутылки с водой. Одну из них оставили на ночь на улице. Был мороз, вода замёрзла, а бутылка изменила форму (Приложение 3). Изучив литературу по данному вопросу, я узнал, что связано с тем, что молекулы воды при замерзании начинают отдаляться друг от друга.

Из данного опыта я сделал вывод: вода при замерзании расширяется.

Заключение.

Во время исследования я изучил литературу по вопросу: «Вода - одно из уникальных веществ на земле, обладающая различными свойствами», мною были проведены 3 опыта с водой для подтверждения её удивительных свойств. Благодаря проведенным опытам я узнал много нового и интересного о свойствах воды, доказал свою гипотезу и сделал выводы по заданной теме:

  • Вода существует в трех состояниях - жидком, твердом и газообразном.
  • При замораживании вода расширяется
  • Благодаря своим капиллярным свойствам, вода может подниматься вверх
  • Благодаря высокому поверхностному натяжению, вода может не выливаться из перевёрнутого сосуда.

Проведение опытов – это очень увлекательное и познавательное занятие, которое помогло мне познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.


Список литературы

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М., 2005.

2. Интернет – ресурсы.

3. В.М.Пакулова, Н.В.Иванова «Природа живая и неживая». Москва, 2006г.

4. Мейяни А. Большая книга экспериментов для школьников, М., Издательство «Росмэн», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...

Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа.

Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа....

проект « Вода – источник жизни», познавательно- исследовательский, среднесрочный, групповой.

Проблема проекта.Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах  воды и бережном к ней отношении. Аннотация. Вода – первый и любимый вс...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода – источник жизни на земле»

Не всегда дети задумываются  о том, что вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без во...

Презентация к познавательно - исследовательскому проекту " Вода - источник жизни".

Презентация с фото и описанием целей и задач проекта, а также его этапов....

Познавательно-исследовательский проект «Источник жизни – вода»

Познавательно-исследовательский проект «Источник жизни – вода» Подготовительная группа...

Познавательно-исследовательский проект «Источник жизни – вода» Подготовительная группа

Познавательно-исследовательский проект«Источник жизни – вода»Подготовительная группа...