Конспект НОД Экологическая викторина "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Валентина Владимировна игнатенко

занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепить знания детей по природе, воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_viktorina_znatoki_prirody.doc597.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе.

Экологическая викторина «Знатоки природы»

 Автор - составитель Игнатенко Валентина Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории, МКДОУ « Детский сад № 4 «Радуга» (корпус  «Ракета»).

Задачи:

• Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
• 
Развивать логическое мышление, речь.
• Активизировать внимание, память.
• Учить детей соблюдать правила игры.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
• Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

 Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой).

Ход занятия: слайд 1

Ведущий. Ребята, у нас всех есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых — это день защиты нашей природы.

- Ребята, а вы знаете что такое «природа»?

Ответы детей: - Это то, что нас окружает, существует само по себе и не сделано руками человека.  

Слайд 2

- Правильно! Природа делиться на «живую» и «не живую».  Кто назовет, что относится к «Живой» природе?

Ответы детей: люди, животные, растения.  

- Молодцы! А что относится к «не живой» природе? 

Слайд 3.

Ответы детей: земля, воздух, вода, солнце, песок, камни…

- Здесь действительно собрались знатоки природы! Но вот смотрите ребята, ведь если природа, это все что нас окружает, тогда это и дома, машины, детские площадки, корабли, это тоже «природа»?

Ответы детей: нет, это «рукотворный мир» человека

— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».
 

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот,  кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов,  является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет, какая команда должна будет отвечать первой.
И так начинаем!

Слайд 4.

Ведущий:

Есть мир чудесный — он вокруг и стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг и всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу и я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

 Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 5. Она радует нас утренними, нежными восходами,

 Слайд 6. разноцветными прощальными закатами,  

Слайд 7. пейзажами родной природы;
Слайд 8. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами,

Слайд 9.  просторами морей.
Слайд 10. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 11. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.
Слайд 12. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 13. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 14. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны.

Слайд 15.Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 16. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится, «Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи, мало леса – береги,
Нет леса – посади. Лес сажаем и растим.
Его мы защитим, никому в обиду не дадим.

 Природа - удивительный мир! И хочется к нему прислушаться, уловить каждый шорох, это так увлекательно и чрезвычайно интересно. Мы  будто превращаемся  в путешественников, которые  странствуют  этим сказочным миром под названием Природа.

Крутится волчок.

Слайд 17. Задание от героев мультфильма «Каникулы в Прастоквашино»

Задание: «Бывает — не бывает»

Ледоход летом -  не бывает
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф) от 5-7 метров.

2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)

6.Кобра танцует под звуки дудочки факира? Кобра не способна слышать музыку, кобра поднимается, готовясь к защите, а затем следует за движением дудочки, готовясь к атаке.
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда )

15. У птиц нет передних конечностей. Как они находят себе пищу? С помощью клюва и лап.

Крутится волчок.

Слайд 18. Конкурс  «Поющая природа» от героев мультфильма «Бременские  музыканты».

В музыкальном произведении, как и в поэтическом, литературном произведении, можно почувствовать и представить картину природы. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвою ветер.

Назвать музыкальные произведения о природе, про природу.

 Песни:  «Про следы», «Про жирафа», «Сердитая тучка», «В траве сидел кузнечик», «Цветик-семицветик»,  «Светит солнышко», «От улыбки», «Пришла Весна», «С нами друг»,  «Осень», «Божья коровка».

«Весна» ком. Вивальди, Чайковский.

Игры «Летели две птички», «Дятел», «Ой там на  горе»,

слайд 19 – 21. «Угадай песню»

слайд 22. Физминутка «Сердитая тучка»

Крутится волчок.

 Слайд 23..  Задание от Маши из мультика «Маша и медведь»

Она живёт в лесу, и очень любит всё,  что её окружает. Она очень любознательная и заботливая.

Вопросы:

- Голубой шатер всю землю покрыл (небо)

- Красная девушка по небу ходит (солнце)

- Много рук, а нога одна (дерево)

- Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)

- Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи)

- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала (туча)

- Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)

- Похож я с виду на горах, где пройду -переполох (град)

- Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик)

- Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)

- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)

- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

Эту птицу называют «лесным доктором», он лечит деревья, вытаскивая вредных насекомых из-под коры? (Дятел)

 «Причины создания заповедников».  Разумно использовать природные богатства и сохранить её для будущих поколений. Это нужно, чтобы наблюдать за природой, изучать её,  который она имеет без влияния человека на неё. Запрещена рыбалка, охота и даже сбор ягод и грибов.

Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)

Назовите животных, которые зимой спят? (Медведь, еж)

Какое животное может прожить без воды и еды 45 дней? (Верблюд)

Чем наполнены его горбы? Салом, за счет которого живут при недостатке или полном отсутствии пищи.

Кто меняет шубку 2 раза в год? (Белка, заяц)

Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего заповедники? (Лесник)

Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)

Что такое экологический кодекс? Это закон, в котором записано, как надо охранять природу

Крутится волчок. Слайд 24.

Задание от Мишки.

 Если мы заболели, что мы делаем?

А как же быть Маше? Что ей может помочь ? В лесу очень много лекарственных растений.

Конкурс  "Лесные  Айболиты".

Какое растение лечит' ссадины и раны? (подорожник)

Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

Какое растение богато витамином С? (шиповник)

Какое растение применяют при сыпи на теле? (чистотел)

Цветки какого дерева используют ,как лекарственное средство при простуде? (липа)

Плоды какого кустарника применяют при ожогах. (облепиха).

Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

Сок какого дерева полезен.

Облепиха – одно из самых полезных лекарственных растений. Она содержит много витаминов. Из сока, который получают после отжима плодов, выделяют масло, которое хорошо помогает при, отморожении,  и поражениях кожи.

Чистотел, традиционным использованием чистотела при лечении кожных заболеваний обезболивающее успокаивающее. Растение ядовитое и требует осторожность.

С помощью цветков липы можно избавиться от вредоносных бактерий. Это лучшее средство от высокой температуры. Отвар используется для лечения простуды, гриппе,  настой необходимо употреблять внутрь и полоскать им горло.

 Шиповник является настоящим рекордсменом по содержанию  витамина С, богаты плоды и витаминами А,К,Е,Р, другими минеральными и биологически активными веществами, поэтому шиповник широко применяют народной и традиционной медицине. Плюс этого растения в том, что благодаря отсутствию токсичности, его можно принимать в любых дохах и количествах, не опасаясь развития побочных эффектов.

Крутится волчок.

 Слайд 27- 28 .Задание от Лесовика.

В лес направляется турист, он взял с собой очень  много предметов, и собирается в лесе провести несколько дней. А знает ли он правила поведения в природе?

Выбрать правильное поведение в лесу

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

Почему нельзя уничтожать муравьёв?

Если в лесу много муравьиных куч, можно быть уверенным, деревья тут здоровые.

Муравьи защищают деревья от тех насекомых, которые питаются листьями и древесиной. Жизнь лесных муравьев проходит в неустанных заботах, одни охотятся на тлю, другие охраняют дом, ухаживают за мамой  муравьихой и потомством. Кто – то занят строительством и ремонтом дома.

Человеку,  заблудившемуся в лесу, муравьи – первые помощники. Они всегда строят свои жилища с южной стороны дерева или пня.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много.
Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).

Воспитатель: Живая природа ото всюду присылает нам сигнал, разнообразные звуки: то зашумит ветерок, застрекочет свою песенку кузнечик, порадуют нас своим пением птицы, закивают лепестками цветы и порадуют нас душистым ароматом. И беспрерывно звучит пчелиная музыка.

Аутотренинг. Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с этим удивительным миром.  Я хочу жить в мире с  природой. Я лежу на траве, трава мягкая и шелковистая. Я вдыхаю прекрасный аромат. Я слышу стрёкот кузнечиков, шуршание жучков. Мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости. Я открываю глаза, у меня хорошее настроение.

 

Литературная пауза: дети читают стихи о природе 

слайд 36.

Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес, берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой  ключевой водой.

Что такое луг?


слайд 37.Что такое луг? Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат, лета нежный взгляд
И до белых мух с дудочкой пастух.

Слайд 38. Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса, метёлочки овса.
В поле колосится спелая пшеница
И шумит там рожь, колючая, как ёж.
В поле ветер свищет, мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт, солнышко встаёт.
Знает только птица, где его граница,
Ну а ты пойдёшь — края не найдёшь.


слайд 39. Что такое река?
Что такое река?  На воде облака.
Над водою — ивы. весенние разливы.
Окуни, ерши, кувшинки, камыши.
Пена на песке, лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак, на берегу рыбак.

Слайд 40. Что такое сад?
Что такое сад? розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели, мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.

Слайд 41.Что такое огород?
Что такое огород?  Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот устроил ход.
Ещё для порядка  сторож Ванятка —
Пугало сердитое, соломою набитое.

Слайд 42.

Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно, как в кино…

Слайд 43.

Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл — страж высоких гор.

Задание от жюри «Экологические ситуации»

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год  обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ  учит крепкой дружбе.

Воспитатель : Почему надо бережно относиться к природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивно-экологического развлечения “Путешествие по волшебным уголкам природы” Для детей среднего дошкольного возраста.

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок - как шелк......

Конспект проведения викторины «Знатоки природы» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе.

Данная викторина  направлена закрепление знаний детей о планете Земля и ее обитателях, систематизации знаний о животных и птицах;пробуждению добрых чувств детей по отношению к природе, форм...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"

Данный конспект будет актуален для родителей и педагогов дошкольного образования...

Конспект занятия "Экологическая тропа "Путешествие в природу"

Представлен занимательный конспект занятия с детьми по экологическому воспитанию...

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»

Программные задачи:· Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения...

Конспект .Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...