Конспект занятия для старшей группы детского сада " Плавающее перо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 С помощью этого конспекта можно интересно и подробно рассказа детям о птицах. Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;
  • формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; -создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц, в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_konkurs.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
’’Плавающее перо”

Старшая группа

Цели: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;
  • формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; -создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц, в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Оборудование:

  • Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
  • Широкая миска с водой
  • 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
  • Синяя пищевая краска
  • 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

Ход занятия:

I. Создание мотивационного поля

-Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? Ребята, отгадывают загадки и появляются иллюстрации с названными птицами.

Дидактическая игра  «Найди отгадку»

-А сейчас я расставлю эти картинки. Слушайте загадку и подбегайте к отгадке.

Я люблю непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый... (Гусь)

Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку:

Сама себе удочка, сама себе лодочка....(Уточка)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома - Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту....(Аист)

За лягушками к болоту.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это... (Цапля)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

На волнах качаясь, уточка плывет;

То нырнет, то вынырнет - Лапками гребет

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

II. Актуализация знаний детей, активизация коммуникативных функции речи.

 Сравнение двух птиц по плану;

Давайте с вами сравним двух птиц ворону и чайку.

Большая или маленькая?

Какое оперенье?

Какой клюв?

Лапы.

Хвост.

Какие крылья?

Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?

Водоплавающая.

Певчая или нет? Как кричит?

Чем питается?

Где живет?

Делается вывод, что чайка —это водоплавающая птица. А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»? Что им помогает плавать? Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

 Динамическая пауза  «Аист» Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой и тогда придешь домой.

Снова - правою ногой,

снова левою ногой,

После - правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.

Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось’? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной? Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.

Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать? Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике увидим голубой цвет.

Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой”, медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

III. Продуктивная (изобразительная деятельность)

Зарисовка опыта.

Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие?


Конспект

’’Волшебница вода”

Старшая группа

Программное содержание:

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о

значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода — это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и

среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту.

Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.

Словарная работа: активизировать слова круговорот воды в природе, жидкость.

Материал и оборудование: цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот

воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений.

природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек

для

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, на иолу у нас какие-то мокрые следы, кто к нам приходил. Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно. Что же здесь написано «Прежде чем распаковать посылку.

отгадайте загадку и узнаете от кого посылка»

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Верно от Волшебницы воды, достаю из посылки записку, зачитываю

«Здравствуйте, ребята! совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный цветок с волшебными лепестками. Он вам

поможет, и я нас увижу и услышу». Ребята, вам знаком кисой цветок, как он

называется. Но чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать

заветные слова (повторяют стихи). Дети срывают лепесток.

  1. Отравляемся в космос, какой нашу планету видят космонавты из

иллюминатора корабля(ответы). А вы знаете почему голубая. Мною волы, но для

чего же она нужна. Вы верно ответили на этот вопрос, без воды не было бы жизни

на земле, наша планета была бы без жизненной пустыней.

  1. Срываем следующий лепесток и оказываемся в лаборатории у капельки. А

это значит, что вам нужно рассказать о свойствах воды, какие знаете и доказать на

опытах. Молодцы вы знаете какие свойства таит в себе вода, что вам поможет

разгадать многие секреты природы.

  1. Пора отправляться дальше. Срывайте лепесток, включаю музыку с

записью дождя. Слышите, разве зимой бываем дождь, да это волшебница вода. Разговаривает с нами дождем. Вы уже, наверное, соскучились по дождю, вы его не

только услышите, но и увидите. Показываю опыт «Дождик». Для этого совсем

немного надо, губку и воду. Сбрызгиваю губку водой и спрашиваю, пьется вода из губки? Даю потрогать. Куда делать вода губка её впитала, них капелек для неё слишком мало. Повторяю, Затем опускаю губку в противень с водой.

переворачиваю и поднимаю. Вот и пошёл дождь. Губка вся промокла, не смогла уже больше запасать - держать в себе воду, вот она и начала капать из нее. Так же и в природе, маленькая тучка как губка запасает в себе воду, впитывает, растёт темнеет. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже

не может, и они падают в низ проливаются дождём.

А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует.

Дети отвечают, читают стихи.

Подвожу итог.

Вот поэтому ее и называют волшебницей. Она то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот

какая она разная.

  1. Что-то сыро стало, промокли мы подождем, срываем еще одни лепесток и

летим к солнышку, оно нас согреет, обсушит, приласкает. Прилетели стало так

тепло и весело, чувствуете. Но куда же это вода делась, стала невидимой, легкой.

Улетит, исчезнет и останемся мы без волы. Так ли это? Объясните почему вода в

природе не исчезнет навсегда. Вода не исчезает, а только превращается из одного

состояния в другое и путешествует по кругу. Давайте поиграем, вы все будете

капельками, дождинками и отправитесь в весёлое путешествие. Где же

собираются капельки дождинки? (в тучке). Вот матушка-тучка (выставляю её на фланелеграф). Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на

землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. Но скучно нам стало играть по одиночки, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко (выставляю солнышко). Стали капельки от солнечною луча

маленькими- маленькими, лёгкими-лёгкими потянулись они вверх и опять

вернулись к маме - тучке.

А теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали.

Как называются такие движения капелек воды по кругу?

В доме «природа» мы нашли воду, как бы она нами в прятки не играла.

  1. Сорвём следующий лепесток и поищем воду в наших домах, есть ли она у

нас. Откуда она берется? Как с ней поступать? За чем открывать и закрывать

краны? Верно, это только кажется, что вода сама течет из крана. Для этого

затрачено много труда. Поэтому ее нужно беречь. Но как же быть, нам ведь могут

некоторые люди возразить, ведь вся планета Земля покрыта водой, зачем её

беречь, что бы вы сказали таким людям?

  1. Сорвем еще один волшебный лепесток, и мы с вами оказались па берегу

удивительно красивой речки нашего города. К ней мы очень часто приходили. А

вы то превратились в обитателей нашей речки (дети рассказывают в кого они

превратились, показывают мимикой и движениями). Нырнули и поплыли, подходят к фланелеграф) Что-то не очень весело здесь, чего-то не хватает в нашем доме - река. Дети рассказывают и помешают на фланелеграф водные растения. Можно ли эти растения встретить на лугу, на полянке? Почему?

Как стало уютно и красиво в этом доме, можно поселятся, где же жители.

Дети помешают на фланелеграф картинки, изображение водных жителей. Какие все интересные, необычные.

А они могут жить где-нибудь на суше? Почему? Дети рассказывают, применяя

схему приспособления.

Ребята, а ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это1?

Дети рассказывают. Зачем на речке комар? Он такой надоедливый, кусается? Представьте, что на нашей речке исчезли все комары. Что будет? Убираем щуку (рассуждения детей). Можно ли кого-нибудь убирать? Верно нет, река это

сообщество, все здесь живут сообща, все друг другу нужны.

Выставляю фигурку человека на фланелеграф. спрашиваю, а человек этому сообществу нужен? (нет, река может жить без человека). Может ли человек

прожить без реки? Что даёт человеку река, как ему помогает'?

Посмотрите, к нам гостья (на фланелеграф помешаю грязную капельку).

Только она почему-то грустная, надо спросить. Говорит, что вода в реке стала грязная, мутная, капелька даже не видела своих ручек и ножек, раньше она была

чистой и прозрачной, а стала грязной. Почему?

Как сделать реку чистой?

Чистая вода — это замечательный подарок. К сожалению, на земле её становить все меньше и меньше. Мы люди должны быть благодарны рекам за чистую волу.

которую они нам дают и платить речкам хорошим и бережным отношением. Поможем капельке из нашей реки, покажем азбуку природы (дети показывают природоохранные знаки и рассказывают их содержание)

  1. Ну вот и остался на нашем цветке один - единственный лепесток, что же нам пожелать, куда бы вы еще отправились в путешествие?

Как* вы думаете, кто же больше нуждается в этом лепестке, наверное, река

жители. Оторву лепесток и скажем свои добрые пожелания реке и они

обязательно сбудутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе детского сада Занятие – путешествие «Сундучок здоровья»

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с применением здоровьесберегающих технологий. Занятие выстроено в форме путешествия в игровой форме. Оно может быть использовано в деят...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада «Быть здоровым хорошо»

осознать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила; понимать особенности функционирования человеческого тела. Строение организма человека; активно использовать физические упражнения....

Конспект занятия в старшей группе детского сада «Спички детям не игрушка»

Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички;Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен;Разъяснить детям причины возникн...

Конспект занятия в старшей группе детского сада с ИТК на тему " Мы солдаты "

познакомить с праздником 23 февраля, оценить его значимость. уточнить рода войск и военные профессии....