Презентация "Познавательное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Гюлметова Замина Магамедовна

Рассширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково - исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                детский сад № 67.

«Познавательное развитие  дошкольников

через познавательно-исследовательскую деятельность»

Подготовил: Гюлметова.З.М.

  •   «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А. Эйнштейн

Актуальность избранной темы я увидела в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо сформировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

По природе своей дети – исследователи.
Открыть, изучить, исследовать – это первые шаги в неизведанное, благодаря такой деятельности дети учатся думать, говорить, пробовать, искать, экспериментировать. Экспериментально-исследовательская деятельность 
«учит детей учиться», то есть самостоятельно добывать знания в ходе наблюдений, опытов и исследований.
Задача взрослых , помочь детям в проведении этих исследовании.

Цель :

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.  

Задачи:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование

Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности

Формы и методы организации экспериментальной деятельности 

Игровая деятельность: экспериментальные игры  «Поможем золушке», «Где твой друг», «Что чем измеряют», «Притянет – не притянет» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

Лабораторные работы, опыты-эксперименты: действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при  повышение температуры, появление радуги и т.д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать:

  • возрастные особенности детей
  •  закономерности психического развития ребенка
  •  жизненный опыт дошкольника

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. Содержательно-насыщенной

2. Трансформируемой

3. Полифункциональной

4. Вариативной

5. Доступной

6. Безопасной

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами

  • Направления работы
  • Живая природа: наблюдения
  • за растениями,
  • насекомыми, животными и др.
  • Неживая природа: изучение свойств
  • предметов из дерева, пластмассы,
  • бумаги, ткани, металла и др. 
  • Человек: «наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа.
  •  Этапы организации и проведения опытов:
  • 1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации
  • 2. Обсуждение проблемы коллективно
  • 3.Прогнозирование результата (стар. возраст)
  • 4. Уточнение правил безопасности
  • 5.Уточнение плана исследования
  • 6. Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования
  • 7. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)
  • 8. Наблюдение результатов эксперимента
  • 9. Фиксирование результатов эксперимента
  • 10. Формулировка выводов (при поддержки воспитателя в млад. дошкольном возрасте, самостоятельно в сред. и стар. дошкольном возрасте)
  • Средняя группа
    -действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные
    - необходим визуальный контроль взрослых в целях безопасности и поощрения воспитанников
    - начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений
    - можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования

    Старшая группа
    -
    воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы
    -
    даются задания по прогнозированию результатов
    -
    опыты проводятся поэтапно
    - фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы
    - вводятся длительные эксперименты
    - хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть
  • Подготовительная к школе группа
    - проведение экспериментов – норма жизни
    - проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться
    - проявляют инициативу
    - могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений
    - самостоятельно убирают оборудование после опытов
  • Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
  • Каждый ребенок – особая планета. Это шалуны и мудрецы, дипломаты и философы.
  • Я считаю, что залог успеха кроется в том , чтобы видеть в каждом ребенке партнера и неповторимую личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность

Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...

Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...

Консультация для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников через познавательно -исследовательскую деятельность»

Рассказать педагогам, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, откр...