Волшебная капелька
материал по окружающему миру (младшая группа)

Шумихина Валентина Викторовна

экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kapelka.docx82.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение https://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeg

Б – Косульский детский сад

 «Волшебная капелька»

Воспитатель младшей группы

Шумихина В.В.

2018 г.

Волшебная капелькаhttps://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeghttps://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeg

Цель:

 познакомить со свойствами воды: прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха.

Задачи:

- развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;

- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;

-упражнять в отгадывании загадок, проговаривании потешек (малые формы русского фольклора);

- обратить внимание на значение воды в нашей жизни и воспитывать к воде бережное отношение;

Словарь: превращается, льется, переливается, прозрачная, текучая, безвкусная, разноцветная.

Методические приемы: отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: салфетки, ложечки, тазик с водой, баночки (из под пюре, с краской под крышечкой), аудиозапись «шум воды», льдинки, тарелочки для льдинок, картинки (превращение воды в разные состояния), разной формы баночки, игрушки из резины, пластмассы, камни, перышки, лейки, бутылки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, капелька.

Организационный момент.

Воспитатель:

Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показать траекторию движения.

И вторая прибежала - кап! То же проделать  другой рукой.

Мы на небо посмотрели. Посмотреть вверх, не поднимая головы.

Капельки «кап - кап» запели

Намочились лица.

Мы их вытирали. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Туфли, посмотрите, мокрыми не стали. Посмотреть вниз, показать руками.

Плечами дружно поведем. Поднять и опустить плечи

И все капельки стряхнем.  

От дождя мы убежим. Бег на месте

Под кусточком посидим. Приседание

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такой красивый сундучок, но открыть его не смогла, так как замочек откроется,  только если отгадать загадку, я думала-думала, но так и не смогла отгадать, вы мне поможете? (ответы детей)

Загадка:

Жила она в туче,

А туча — плакуча.https://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeg

Когда заревёт,

Она вниз упадёт.

Дети: капля воды

Воспитатель: Правильно, смотрите замочек открылся, а в сундучке капелька (воспитатель показывает детям игрушку капельку воды)

Воспитатель: Здравствуй капелька, откуда и зачем ты к нам пришла?

(Воспитатель говорит за капельку) Здравствуйте, ребята. Я заблудилась. Однажды подул сильный ветер и унес меня.

Воспитатель:  А где же ты живешь капелька?

Я живу там, где много воды. А где есть вода, всем хорошо. Там растения радуют своей зеленью, цветы издают чудесный аромат, рыбки плавают в воде. Люди и животные пьют воду и умываются. Вода очень,  нужна всему живому, а еще вода может делать чудеса.

Воспитатель: Да ребята вода волшебница у нас. Ведь без водицы нам никак не обойтись, она нужна нам, чтобы пить, мыть руки, готовить еду, поливать растения, стирать…

Вода бывает очень разной. Она умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.

Давайте вспомним правила занятий с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.

Воспитатель: Давайте вспомним свойства воды. Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает?  У меня есть бутылочки с водой, потрогайте их. Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни  бутылки холодные, а другие -  горячие.) Как можно сделать теплую воду? (смешать холодную и горячую).

Ребята, давай выльем холодную воду из бутылки, в стаканчик с горячей водой. Теперь, какая водичка стала? (теплая) Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать?  Давайте проверим. Возьмите мячики в руки, подержите их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпустим их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).  

Возьмите в руки камушки. Какие камушки (тяжелые)? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). А еще у меня есть перышки. Они твердые или легкие? (легкие). Как вы думаете, что с перышком произойдет, если его опустить в воду? Перышко отпускаем в воду. Что случилось с перышком? (Перышко плавает).

Мы с вами убедились, что на разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.https://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeg

Ребята, а сейчас я вас приглашаю поиграть.

Физминутка:

Встаём в круг и повторяем за мной:

Капля – раз, капля – два, (показываем поочерёдно ладошки)

Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)

а потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом. (бег)

Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)

От дождя себя укроем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня  стаканчики. В одном что? (молоко). В другом? (вода). В каждый из них я положила ложечку.

В стаканчике с молоком мы видим ложечку? (дети  - нет).

В каком стаканчике мы видим ложечку? (где вода) А почему? (Вода прозрачная и ложечку видно, а молоко непрозрачное и ложечку не видно).

Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте повторим: Вода прозрачная.

Воспитатель: У вас на столе стоит баночка с водичкой без крышечки. Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (нюхают воду).

Воспитатель: Что можно сказать?

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель:  Попробуем воду. Что можно сказать? Какая вода на вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Молодцы! Вода не имеет вкуса, запаха – свойства воды. А теперь скажите, а почему воду называют Волшебницей?

Дети: (отвечают), (вода может превращаться)

Воспитатель: Да, правильно. Вода может превращаться.

Предлагаю мольберт с картинками.

Зима, снежинки, снежный ком -  вода превратилась в снег;

каток – в лед; пар из чайника, дыхание на морозе – в пар;

капельки на траве –  в росу; картинка о дожде  – здесь вода -  это дождь.

Воспитатель: Из - за этих превращений воду и называют волшебницей.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам волшебные льдинки. Они тоже волшебные, а почему?

Дети: Они превращаются из льдинок в воду.

Воспитатель: А почему? Возьмите льдинки в руку, что происходит?https://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeg

Дети: Они тают, превращаются в воду.

Воспитатель: А почему?

Дети: Рука, тёплая, от тепла, от нагревания лед тает.

Воспитатель: Во что он превращается?

Дети: В капельки.

Воспитатель: А вы знаете, почему еще воду называют Волшебницей?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Хотите узнать?

Воспитатель:  мы сей час будем с вами превращать воду из прозрачной в разноцветную. У меня  на столе баночки с крышечкой.  Чтобы превратить  воду из прозрачной в разноцветную,  скажем волшебные слова, повторяйте за мной:

Ах, водица, ты водица,

Не простая ты порой,

Можешь мигом превратиться

Из прозрачной в цвет любой.

(2 раза говорят). Подуем на баночки, а теперь потрясем баночки.

В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.

Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?

 Водичка наша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно.  Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Вода окрасилась.

Воспитатель: В какой цвет? (перечисляют: желтый, красный, зелёный)

Вот какие мы волшебники!

Значит, вода может окрашиваться в разные цвета.

Воспитатель: А теперь, соберем всю водичку из баночек в тазик. Как это сделать?

Дети: Вылить из стаканов в тазик, перелить (переливаем).

Воспитатель: Почему мы это смогли сделать?

Дети: Водичка – течёт.

Воспитатель:  Она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка. Мы вылили,  и у нас получилось целое озеро.

(Налить немного воды на плоскую тарелочку). Что случилось с водой? Она растеклась по тарелочке. Вода не имеет формы, т.к. она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, пакет,  то вода примет форму того сосуда, в который налита.  Вода принимает любую форму, куда бы мы ее не наливали.

Это тоже свойство воды – она не имеет формы.https://data.ac-illust.com/data/thumbnails/62/62f34520f6afc2490cbb76176fc364f8_t.jpeg

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашей Капельке с нами очень понравилось играть, но ей пора возвращаться на свою тучку.

Рефлексия: Так что интересного вы сегодня узнали?

 Давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, без запаха, мы сами можем менять цвет воды, вода может принимать любую форму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие :"Волшебная капелька"

закрепить свойства воды с помощью эксперимента. Развивать диалогическуюречь, умение отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к водезакрепить умение склеивать полоску  в виде капельки....

Презентация проекта "Волшебные капельки".

Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....

"Волшебная капелька"

Исследовательский проект...

Проект "Волшебная капелька"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

Проект "Волшебная капелька"

Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...

Развлечение «Волшебные капельки воды»

Цель:• Закреплять знания детей о воде, её свойствах.• Развивать поэтический слух.• Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.• Воспитывать доброе отношение к воде.Материалы:Плоскостны...