Перспективное планирование наблюдений в природе в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Аверьянова Татьяна Викторовна

Перспективное планирование  наблюдений в природе  в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_nezhivaya_priroda.docx56.76 КБ

Предварительный просмотр:

месяц

неделя

Живая природа

Неживая природа

Животный мир

Сентябрь

1

«Мята»

Цель - Продолжать знакомство с лекарственными растениями.

«Облака бегут по небу»

Цель - Побуждать детей замечать простейшие взаимосвязи (наличие ветра и движение облаков)

«Паучок»

Цель - Расширять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненное проявление.

2

«Рябина»

Цель - Продолжать знакомить с деревом, ее строением , умение описывать.

 «Ветер»

Цель  -Совершенствовать умения детей «найти»,»увидеть» ветер.

«Муравей»

Цель -Расширять знания об особенностях внешнего вида муравья, его жизненное проявление.

3

«Цветущие растения»

Цель - Совершенствовать знания о том, что цветы живые и зависят от тепла и света.

«Солнце – источник тепла»

Цель - формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать

Наблюдение за воробьем осенью

Цели: продолжать закрепление знаний о воробье;учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;активизировать внимание и память.

4

«Туя»

Цель -Формировать знания детей о свойствах  омоложения хвои.

«Камни»

Цель - Формировать представление о камнях как части неживой природы.

«Трясогузка»

Цель - закреплять знания о трясогузке, ее внешнем виде

Октябрь

1

« В огород за морковью и свеклой»

Цель -  учить проводить сравнительный анализ овощей;

 закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста

Наблюдение неба.

Цель -  Рассказать, что небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать, если его выпустить из воздушного шара и увидеть, если опустить комочек земли в воду – пойдут пузырьки.

Наблюдение за шмелями.

Цель - Рассказать, что осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной создадут новые гнезда. Гнезда шмелей находятся в земле.

2

Наблюдение за созревшими семенами, ягодами калины, сирени, березы, ясеня. Объяснить, что эти семена необходимы для зимней подкормки птиц. Учить детей различать и называть семена. Воспитывать любовь к природе

Познакомить детей с термометром, прибором, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Рассказать, как это делается. Расширить представление детей об окружающем мире.

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам

3

Наблюдение за цветником

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.

Наблюдение за голубями

Цели: продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

4

Наблюдение за одеждой людей.

 По утрам надевают кофты или ветровки. С чем это связано? Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (похолодало – люди надели теплые вещи).

Наблюдение неба.

Рассказать, что небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать, если его выпустить из воздушного шара и увидеть, если опустить комочек земли в воду – пойдут пузырьки.

Наблюдение за собакой

Цели: учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего
сезона;

воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.

Ноябрь

1

Наблюдение за листопадом

Цели:  расширять знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Наблюдение температуры воздуха. Продолжать учить определять температуру воздуха по термометру.

Спросить, куда делись насекомые. Показать. Что они спрятались под листву, в землю. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного тепла и света.

2

Полюбоваться красотой осенней листвы на деревьях. Отметить, что начинают желтеть березы, липы, краснеть осины. Деревья начинают менять свою окраску с вершин, это потому, что они меньше всего защищены от холода и ветра

Наблюдение за водой

Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период

Наблюдение за кошками.

Цель - Вспомнить животных семейства кошачьих. Чем питаются кошки, какие у них повадки? Попросить ребят вспомнить и рассказать стихи о кошках.

3

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Обратить внимание на чистый морозный воздух. Дать детям походить по снегу, послушать, как он скрепит под ногами. Уточнить, что это бывает только в очень сильный мороз.

Наблюдение за голубями и воробьями.

На кормушке голуби ведут себя более агрессивно, отгоняют воробьев от корма. От холода птицы распушили перья, сидят на ветках, нахохлившись

4

. Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе.

Наблюдение за первым снегом

Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно

Декабрь

1

На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава.

Цель -  Показать детям маленькие растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от переохлаждения.

Наблюдение за снегом и льдом

Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды;

формировать реалистическое понимание неживой природы

Наблюдение за воробьем

Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

2

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях

Почему происходит смена дня и ночи?

Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Предложить детям сделать праздник для птиц. На дереве развесить «подарки» птицам. Предложить подумать, какой подарок они сделают каждой птичке. Понаблюдать за птицами во время кормления. Прочитать стихотворение Есенина «Поет зима, аукает… ».

3

Наблюдение за деревьями. Вспомнить, что с ними стало: они погрузились в покой, а не умерли. Рассказать, что у деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола особую ткань – пробковую. Пробковый слой не пропускает из дерева ни воздух, ни воду. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.

Морозный солнечный денек

Цель — сформировать у детей представление о зиме.C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900303521.WMF

Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.

Беседа о том, каких животных можно встретить в черте города. Рассказать о том, что некоторые животные (волки, тигры, лисы, олени) могут выходить в деревни в поисках пищи. Спросить, чем опасна встреча с диким голодным животным?

4

Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом

Наблюдение за ветром

Цели: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям

Наблюдение за серой и черной вороной

Цели: учить сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Январь

2

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: расширять и углублять знания о растениях,

Наблюдение за солнцем

Цель – продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

3

Рассмотреть деревья, закрепить их строение.

Цель - Какую часть деревьев и других растений мы не видим, но она существует и без нее растение не может развиваться (корень? Как мы пожжем позаботиться о деревьях?

Наблюдение за снежинками

Цели: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Домашние животные зимой

Цель – закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\В РАБОТЕ\времена года\MC900303521.WMF

4

В цветнике предложить найти сухие цветы. Растений совсем не видно, клумба занесена снегом.

Цель - Закрепить знания о том, что снег предохраняет растения от замерзания.

Наблюдение температуры воздуха.

  Цель - Продолжать учить определять температуру воздуха по термометру.

Наблюдение за птицами.

Цель - Их стало больше. В лесу деревья обледенели, закрыты все трещинки и дырочки. Птицы не могут достать из-под обледеневшей коры насекомых.

февраль

1

Напомнить, что зимой люди могут помочь деревьям, стряхнув снег с веток. Объяснить, что в теплую погоду снег становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к коре и от тяжести ветки ломаются.

Наблюдение за состоянием природы

Цель – учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Наблюдение за бродячими собаками.

Беседа о том, что они очень опасны, особенно зимой, когда практически негде взять пропитание, холодно. Они могут напасть на человека. Предложить подумать, откуда берутся бродячие собаки.

2

Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их по форме, расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотреть боковые верхушечные почки клена. Учить находить сходства и различия

Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Наблюдение за воробьем

Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.

3

Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Цель - Закрепить основные признаки сходства и различия между кустарником и деревьями. Предложить детям привести по несколько примеров деревьев и кустарников.

Наблюдение за облаками

Цели:  расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Наблюдения за голубями.

Цель - Закрепить представление о птичьем мире (чем питаются зимой, где могут добыть пищу)

4

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Наблюдение за сосульками

Цель – закреплять знания о различных состояниях воды.

Наблюдение за снегом

Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

Наблюдения за вороной.

Цель - Закрепить представление о птичьем мире (различать их по внешнему виду, по голосу и повадкам)

Март

1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представление о весенних изменениях в природе;

учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;

воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Наблюдение за таянием снега

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Гости нашего сада.

Цель - вызвать интерес к наблюдению животных посещающих наш детский сад.

2

Наблюдение за ивой

Цель: закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

Наблюдение за набухшими почками. Хорошо набухли почки вербы, их можно поставить в воду. Сравнить почки вербы и клена. Предложить подумать, у каких деревьев листья появятся первыми, почему?

Наблюдение за облаками

Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Ход наблюдения

Наблюдение за птицами.

Цель - Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц.

3

Наблюдение за рябиной

Цели: закреплять знания о рябине;

развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Наблюдение за капелью

Цели:  закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

обучать исследовательским действиям.

 Наблюдение за птицами.

 Цель - познакомить, что 22 марта были Сороки – прилет птиц. Спросить, видели ли ребята кого-нибудь из перелетных птиц? Рассказать, что первыми прилетают грачи, которые на полях собирают личинки насекомых и червяков

4

Выяснить, что для развития почек нужно тепло.

Цель - Подвести детей к обобщению накопленных представлений о растениях, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.

Наблюдение за ветром

Цель: уточнить представление о ветре.

Предложить детям раскопать землю и найти в ней насекомых. Они еще замерзшие, но с наступлением тепла, оттают и проснуться. Спросить, каких насекомых знают ребята.  

Апрель

1

Наблюдение почек на деревьях.

 Они набухают, скоро распустятся рассмотреть в сравнении почки березы, тополя, сирени и др. деревьев.

Цель - Уточнить их строение, развивать наблюдательность.

Наблюдение захода солнца во время вечерней прогулки. Отметить, что закат очень красив. Спросить детей, где заходит солнце. Цель -  Воспитывать эстетическое реальное восприятие природы, способность видеть красивое в природных явлениях.

Наблюдение за насекомыми.

Цель - Кое-где земля уже оттаяла и можно увидеть личинки насекомых, которые были отложены осенью, весной из них появляются молодые насекомые

2

Наблюдение за деревьями.

Появились ли на деревьях листья. У какого дерева листья появились первыми? Нежные маленькие листочки напоминают дымку или легкое прозрачное платье. Подобрать слова определения к слову «листья».

Наблюдение за погодой.

Вспомнить, какая погода была первые недели весны, какая сейчас. Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?

Наблюдение за пчелами и шмелями.

 Цель - Спросить, зачем они нужны в природе? Они опыляют растения, без опыления нет плодов. Чем опасны укусы этих насекомых, как от них уберечься?

3

Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную

активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Наблюдение за камнями

Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами

Обратить внимание на большое количество пчел в саду. Спросить, что их сюда привлекает?

Цель - Объяснить, что количество плодов зависит от количества насекомых.

4

Наблюдение за ивой

Цели:

продолжать знакомить с кустарниками нашей местности;

учить сравнивать иву с другими

Наблюдение за почвой

Цель: познакомить с почвенным слоем — торфом.

Наблюдение за насекомыми

Цели:

— продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

— формировать реалистические представления о природе.

май        

2

Наблюдение за одуванчиком

Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

 закреплять знания о лекарственных растениях.

Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.

Наблюдение за муравейником на экологической тропе

Цели: закреплять знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе

3

Наблюдение за цветением березы. Листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень ее украшают. Одни сережки зеленые, другие более крупные, буроватые. Под деревом от них видна пыльца.

Хоть на дворе уже май, но в это время еще бывают заморозки. Сказать народные приметы и поговорки: «Ай-ай, месяц май: и тепел и холоден! », «май, май, а шубу не снимай! », «Май холодный – год хлебородный! ».

Наблюдение за бабочкой

Цели: расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе;

способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

4

Наблюдение за цветником

Цели:

расширять представления о цветнике весной; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать. Полюбоваться цветением тюльпанов, нарциссов, примул и тд. Рассмотреть разнообразие расцветок. Сказать, что селекционеры специально выводят новые сорта цветов.

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Обратить внимание на большое количество пчел в саду. Спросить, что их сюда привлекает? Объяснить, что количество плодов зависит от количества насекомых.

Утверждено

                                                                                                             

заведующий  МБДОУ ЦРР д/с №25»Колосок»

Кудря М.Ю.________________________

Перспективное планирование

В подготовительной группе наблюдений за живой и неживой природой и животным миром.

                                                                                                                                                                                                                   Воспитатели: Искандарова Л.А.

Молчанова  Л.В.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" подготовительная группа

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") (подготовительная к школе группа)...

Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа

Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...

Клуб любителей природы подготовительной группы

Материал можно использовать , для  кружковой работы с детьми и родителями подготовительной группы по экологическому вопитанию....

Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа...

Экологическая игра "Знатоки природы" подготовительная группа

Экологическая игра "Знатоки природы" Цели: развитие устной речи, внимания, мышления; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; чувства сопереживания и соприча...

Наблюдение в уголке природы (подготовительная группа)

Наблюдение в уголке природы (подготовительная группа)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «АХ, ПРИРОДА!..» подготовительная группа МАДОУ ЦРР детский сад № 14

Развивать  умение  использовать  различные  техники  рисования.Учить  детей  замечать  многообразие  цвета  и  цветовых  оттенко...