На пыльных тропинках далёких планет, останутся наши следы..." автор статьи Спицына Елена Алексеевна
статья по окружающему миру (старшая группа)

Спицына Елена Алексеевна

8 - февраля - день Российской науки.

В нашем детском саду мы с ребятами средней и старшей группы побеседовали о космонавтике, посмотрели компьютерную презентацию "Освоение космоса",  познакомили детейс историей космонавтики, с русскими учёными, конструкторами и космонавтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа о космосе24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая беседа о космосе для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Тема «Освоение космоса»

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

♦ Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

Открылась бездна звёзд полна, звёздам числа нет,

Бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики — Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».

«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказанному ученый.

Константин Эдуардович Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!

Судьба этого замечательного русского ученого необычна.

Он родился 5 сентября 1857 года в небогатой семье в Ижевске. Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.

Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.

Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: то он представлял себя необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.

Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.

Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках, изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.

С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.

Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь!

Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру...

Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!

А вот как он описывает орбитальную космическую станцию:

«Нужны особые жилища — безопасные, светлые, с желаемой температурой, с кислородом, притоком пищи, с удобствами для жизни и работы».

Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в городе Калуге.

Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв.

Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.

Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось!

Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.

Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее. Что же представлял собой спутник Земли? Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами. Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет. Что было делать? Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик. Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю. Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

— Какая странная кличка! — удивился Королёв. Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало! Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы. Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений. Все благополучно вернулись на Землю.

А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушка и Звездочка. Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир. Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

♦ Знаете ли вы его имя?

Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Как же простой русский паренек стал космонавтом?

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушайте рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юры Гагарина. После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая. Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком. В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом. Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

♦ Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием. Все эти качества у Юрия Гагарина были! Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия». Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма». Как же проходил полет Юрия Гагарина? Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг. Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына! Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!» А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!». «Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов. Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им. В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин». В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.

Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник — День космонавтики.

С той поры в космосе побывали многие космонавты.

В 1963 г. 16 июня на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном камбинате в городе Ярославле. Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля. Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету. Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.

Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом, и космическим кораблем. На время полета ей присвоили позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку. Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов. Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой.

С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь. За последние годы космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».

Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!

Вопросы для закрепления

♦ Кого считают основателем космонавтики?

♦ Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском. Кого называют Главным конструктором космических аппаратов?

♦ Расскажите о Сергее Павловиче Королёве.

♦ Расскажите о собаках, побывавших в космосе.

♦ Как звали первого в мире космонавта?

♦ Расскажите о Юрии Гагарине.

♦ Как звали первую в мире женщину-космонавта? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

♦ Как искусственные спутники помогают людям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Портфолио воспитателя Муратовой Елены Алексеевны (2010 – 2013 года )

Электронное портфолио представлено в виде презентации и отражает результаты моей педагогической деятельности за последние три года. Представляет работу в качестве воспитателя детского сада,...

Презентация Зубовой Елены Алексеевны "Артикуляционно-пальчиковая гимнастика ".

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка  - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и логопеда. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произ...

Презентация Зубовой Елены Алексеевны "Артикуляционно-пальчиковая гимнастика "(Часть 2).

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка  - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и логопеда. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.Задачи:1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.2. Организация деятельности по  знакомству с глобусом и карто...

Знакомство с профессией космический гид через театрализованную игру." На пыльных тропинках далеких планет,остануться наши следы"

Считается, что в ближайшем будущем востребованными профессиональными сферами станут космос и виртуальная реальность. Можно сколько угодно рассказывать о профессиях, но пока вы не предложите ребёнку &q...