Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Мы рады приходу весны!" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Наталия Ивановна

Развитие детского мышления путём уточнения и систематизирования представлений о весенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rech_razv_o_vesne.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию на тему:

«Мы рады приходу весны!» для детей старшей группы.

Задачи.

Обучающие  задачи:

- закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

- активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной;

- закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

- развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

- развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

- способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне.

Материалы к занятию: мнемотаблица «Весна»; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны, птиц; мяч.

Связь интеграций.

Речевая, познавательная, социально – коммуникативная, физическая.

Ход занятия.

1. Вхождение в день: повторение ежедневного приветственного ритуала.

 - Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Ребята, я хочу прочитать вам стихотворенье С. Маршака, а вы внимательно слушайте. Интересно, о чем здесь идет речь?

Воспитатель:

-  На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

О каком  времени года эти стихи?

Воспитатель:

 -  Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу,  чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Воспитатель:

 -  Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем«Здравствуй, весна!» А какие признаки весны вы знаете?

Воспитатель:

 -  А вы знаете, сколько месяцев длится весна? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.  Я  вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать,  какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы».

Воспитатель:

 -  Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место,  где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи).

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки)

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев). Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки).

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда).

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки).

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду).

- Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель). Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель:

 - Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много” (Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей–ручьи, дождь–дожди, скворец–скворцы, гнездо–гнёзда.

Сосулька–сосульки, проталина–проталины.

Капель–капель, насекомое–насекомые, дерево–деревья, лист – листья.

Воспитатель: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

- Что мы с вами только что делали?

- Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили во множественном числе.

Итог.

Воспитатель:

 - Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне 

(Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы

Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....

конспект ОД по речевому развитию «Рассказ по картине «Праздник Светлой Пасхи»» для детей старшей группы

Цель:  Развитие связной речи в процессе рассказывания по сюжетной картине «Праздник Светлой Пасхи».Задачи:Учить рассказывать о содержании сюжетной картины по плану и образцу.Продолжат...

Методическая разработка конспекта ООД по "Речевому развитию" на тему: «9 мая – День Победы!» для детей подготовительной группы.

Программное содержание: -учить детей принимать участие в беседе, используя личный опыт; - закрепить знания детей о том,...

Конспект занятия по речевому развитию на тему:"Обучение рассказыванию"(Пересказ) в младшей, средней, старшей группе

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя....