Конспект занятия по речевому развитию на тему:"Обучение рассказыванию"(Пересказ) в младшей, средней, старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Светлана Владимировна Попова

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaya_pereskaz.docx18.69 КБ
Файл 1._srednyaya_pereskaz.docx18.05 КБ
Файл 1._starshaya_pereskaz.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

на тему: «Обучение рассказыванию» (Пересказ)

в младшей группе ДОО №____

студентки ___курса группы___ ГБПОУ УМПК

__________________________________________

Преподаватель:

Воспитатель:

Тема: Пересказ сказки К. Чуковского "Цыплёнок"

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя.

Задачи:

Обучающие:

- связная речь: учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки "Цыплёнок" К. Чуковского по вопросам;

- звуковая культура речи: закреплять произношение [к] - [к - мягкое]; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.

Развивающие: развивать диалогическую форму речи.

Воспитательные: воспитывать дружеское отношение друг к другу, любовь к животным.

Материал: игрушки - курица, цыплята, петух, черный кот; фланелеграф с фигурками персонажей сказки.

Ход занятия

1 часть (подготовка к восприятию текста)

Показываю детям игрушку курицы.

- Кто это?

- Вышла курочка гулять. Ходит, ищет червяков, крошки, зернышки, зовет своих ... цыплят: "Ко - ко - ко!" Как зовет курица цыплят?

Физкультминутка

- Я буду мама - курица, а вы мои цыплята. Вот цыплята вышли погулять, ходят, высоко поднимают лапки, ищут крошки, зернышки. Мама - курица нашла зернышки и зовет цыплят: "Ко - ко - ко!" Цыплята прибежали и стали клевать ... Цыплята - ребята, пойдемте домой, я вам расскажу сказку. (Читаю сказку.)

2 часть (чтение произведения)

Цыпленок

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. (Показываю.) Но он думал, что он большой, и важно задирал голову. Вот так. (Показываю.) И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. (Показываю.) Мама кормила его червяками. И были червяки вот такие. (Показываю.) Как - то раз налетел на маму черный кот и погнал ее прочь со двора. И был черный кот вот такой. (Показываю.) Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый, большой петух, вытянул шею вот так. (Показываю.) И во все горло закричал: "Ку - ка - ре - ку!" - и важно посмотрел по сторонам: "Я ль не молодец, я ль не удалец!"

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. (Показываю.) И что было силы запищал: "Пи - пи - пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!" Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так. (Показываю.) В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: "Ха - ха - ха! Ха - ха - ха! Далеко тебе до петуха!" А была лягушка вот такая. (Показываю.) Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. (Показываю.) К. Чуковский.

3 часть (вопросы по содержанию сказки):

1. Про кого рассказывается в этой сказке?

2. Какой был цыпленок?

3. Кто был у цыпленка?

4. Чем она его кормила?

5. Кто прогнал маму со двора?

6. Кого увидел цыпленок?

7. Как запищал цыпленок?

8. Кто смеялся над цыпленком?

9. Что сделала мама?

4 часть (совместный рассказ воспитателя с детьми)

- Сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы будете мне помогать. При пересказе можно использовать фигурки персонажей сказки для фланелеграфа.

Рефлексия:

Какую сказку мы читали? Понравилось ли вам занятие? Что больше всего запомнилось? Молодцы, вы очень внимательно меня слушали и активно отвечали на вопросы.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

на тему: «Обучение рассказыванию» (Пересказ)

в средней группе ДОО №____

студентки ___курса группы___ ГБПОУ УМПК

__________________________________________

Преподаватель:

Воспитатель:

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя.

Задачи:

Обучающие: учить пересказывать рассказ; учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

Развивающие: развивать внимательность, память, речь.

Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества на занятии.

Материал: картинки с изображениями курицы и цыплят.

Ход занятия

1 часть (вступительная беседа)

Воспитатель (загадывает загадку). Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло подбирает. Кто это? Дети. Курочка.

Воспитатель. Посмотрите, какого цвета курочка, какая она? Дети. Желтая, пестрая, разноцветная.

Воспитатель показывает картинку с изображением цыпленка, задает вопросы.

Воспитатель. Кто это? Дети отвечают.

Расскажите, какой цыпленок. Дети. Маленький, пушистый, как комочек.

Воспитатель. Какого он цвета? Дети. Желтого, золотистого.

Воспитатель. Чем похожи курочка и цыпленок? Дети. Они одинакового цвета, есть голова, крылышки.

Воспитатель. Всмотритесь в них, чем они не похожи? Дети. Курочка большая, цыпленок маленький.

Воспитатель. Какие цыплята? Дети. Маленькие, пушистые.

Воспитатель. А курица-мама какая? Дети. Большая, добрая, заботливая, внимательная.

Воспитатель. Вспомните, как в сказках говорится про курочку. Дети. Курочка Ряба, наседка, пеструшка.

Физкультминутка

Дети изображают цыплят - ищут зернышки и клюют их.

2 часть (выразительное чтение без установки на запоминание)

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Курочка» (с. 185).

3 часть (беседа по содержанию текста)

Вопросы

1. Про кого этот рассказ?

2. Как цыплята спрятались под крылышки к курице?

3. А кто не спрятался?

4. Что они делают?

4 часть (повторное чтение с установкой на запоминание)

Воспитатель снова читает рассказ и предлагает двум детям пересказать его.

5 часть (пересказы детей)

Воспитатель. Света расскажет, как курочка с цыплятами гуляла, как она их прятала, а Оля расскажет, как цыплята спрятались под крылом курочки.

Вызывает для пересказа еще три пары.

Появляется Петрушка и просит детей сказать, как в рассказе называлась курочка.

Конец занятия (рефлексия):

кто приходил к нам в гости? Что мы учились делать? Чей рассказ понравился больше? Отметить активных детей.

Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя.

Задачи:

Обучающие: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей.

Развивающие: развивать речь, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе и желание слушать воспитателя.

Ход занятия

1 часть (вступительная беседа)

Какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Как одеваются люди в это время?

2 часть (выразительное чтение без установки на запоминание)

Послушайте рассказ «Поезд»:

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины – к Мишиным, Мишины – к Машиным. Получился поезд. Миша кричит:

- Ту – ту!

Он машинист. Маша кричит:

- Ваши билеты!

Она кондуктор.

А папа тянет за веревочку и приговаривает:

- Чух – чух…Чух – чух…

Значит, он паровоз.

3 часть (беседа по содержанию текста)

  • О чем говорится в этом рассказе?
  • Как он начинается?
  • О каком времени года говорится в этом рассказе?
  • Почему вы думаете, что это было зимой?
  • Как у детей получился поезд?
  • Кто был машинистом?
  • Кто – кондуктором?
  • Кто – паровозом?

4 часть (повторное чтение с установкой на запоминание)

Послушайте рассказ «Поезд» еще раз, а потом попробуете сами его рассказать.

5 часть (пересказы детей)

  • Пересказ рассказа одним ребенком (2 человека);
  • Драматизация рассказа: распределить роли, воспитатель говорит текст от автора.

Конец занятия (рефлексия):

  • Какой рассказ мы с вами сегодня пересказывали? Как он называется?
  • Отметить активных детей.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию на тему:

«Обучение рассказыванию» (Пересказ)

в старшей группе ДОО №_____

студентки ___курса группы___ ГБПОУ УМПК

__________________________________________

Преподаватель:

Воспитатель:

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой

«Про снежный колобок» (1 вариант)

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя.

Задачи:

Обучающие: учить пересказывать произведение, соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения. Рассказывать связно, последовательно, добиваться, чтобы речь детей была грамматически правильной. Продолжать учить
внимательно слушать и воспринимать произведение, отвечать на вопросы воспитателя строчками из произведения.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, развивать монологическую форму речи.

Воспитательная: воспитывать внимание, логическое мышление, умение выслушать товарища, не отвлекаясь и не перебивая.

Ход занятия

1 часть (подготовка к восприятию текста)

Ребята, вспомните, что вы делаете из снега на участке. А что случилось с комочком снега, который мы принесли в группу? Правильно, он растаял. А сейчас я вам прочитаю рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Вы внимательно послушайте
и ответьте на вопрос, который задаёт автор рассказа Н. Калинина.

2 часть (чтение произведения)

«Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный
колобок. Нашёл угольки - сделал глаза, нашёл палочки - сделал рот и нос.
Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок
на дворе оставлять, взял он его, да и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил шубу в шкафчик, а колобок в кармане остался лежать. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись,
вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал Алёша с ребятами к шкафчику, а
около шкафчика - лужа. Что такое? Открыли дверцу, посмотрели, а из кармана
- кап-кап-кап: вода капает. Посмотрел Алёша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармане два уголька и две палочки!' А колобок где? Как вы думаете?»

3 часть (беседа по содержанию)

  • Кто хочет ответить? Правильно, колобок растаял.
  • Ребята, а что нужно было сделать Алёше, чтобы колобок не растаял? Правильно, оставить его на веранде.
  • А теперь вспомните и скажите, как называется этот рассказ?
  • Кто его написал?
  • Как начинается рассказ?
  • Как Алёша лепил снежный колобок?
  • А что сделал Алёша с колобком и почему? Правильно, ему было жаль
    расставаться с колобком, и он положил его в карман.
  • Ребята, а когда Алёша вспомнил про свой колобок?
  • Что Алёша с детьми увидел, когда открыл дверцу шкафчика?

Молодцы, ребята, хорошо отвечали на вопросы.

4 часть (повторное чтение произведения с установкой на запоминание)

А теперь я ещё раз прочитаю вам этот рассказ. Вы слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. После моего чтения вы сами будите рассказывать.

5 часть (пересказы детей)

  • Пересказ одним ребенком (анализ рассказа ребенка);
  • Пересказ по частям (один начинает, другой продолжает, третий заканчивает).

В конце занятия дидактическая игра «Назови спортсмена» (зимние виды спорта)

Цель: закрепить умение образовывать существительные, обозначающие название зимнего вида спорта с помощью суффикса.

Ход игры: показываю иллюстрацию, на которой изображен спортсмен – дети дают ему название (спортсмен, которые катается на лыжах – лыжник, катается на коньках и выполняет разные фигуры – фигурист, играет в хоккей – хоккеист, катается на санках – саночник, катается на сноуборде – сноубордист…).

Конец занятия (рефлексия):

Понравилось ли вам занятие? Что больше всего запомнилось? Молодцы, вы очень внимательно меня слушали и отлично справились с заданием.


Тема: Пересказ сказки «Лиса и Козёл» (2 вариант)

Цель: развитие связной речи – диалогической и монологической форм, грамматического строя.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о русских народных сказках и авторских (Чуковский, Маршак, Пушкин); учить узнавать знакомые сказки по отрывкам, иллюстрациям, загадкам. Продолжать учить детей выразительно пересказывать сказку, сохраняя обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивающие: развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Ход занятия

1 часть (подготовка к восприятию текста)

Дети, я знаю, что вы любите сказки и много их знаете. Какие вы знаете
русские народные сказки? (ответы). Но есть сказки, которые написали писатели.
Сказки каких писателей вы знаете? (ответы). Молодцы, много назвали сказок.

А сейчас отгадайте загадку, о какой она сказке?

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Распростившись с зелёною кожей,
Стала милой, красивой, пригожей.

Послушайте другую загадку: Сейчас потолкуем о книжке другой.

Бушует синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросил,
Кого-то поймает, о чём-то попросит.

О жадной старухе пойдёт тут же речь.

А теперь попробуйте узнать, из какой сказки этот отрывок («Сказка о глупом мышонке»).

Посмотрите на эти иллюстрации. Из какой сказки эта картинка? («Три
медведя»). А эта картинка из какой сказки? («Лиса и журавль»). А кто из вас
может рассказать отрывок из какой-нибудь сказки, а мы попробуем отгадать
(спросить 2-3 д.) Молодцы, много сказок знаете.

2 часть (чтение произведения)

Ребята, какой красивый платок! Такой платок бывает только у сказочниц. Я буду сказочницей и расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и козёл».

3 часть (беседа по содержанию)

  • Как называется сказка?
  • Как лиса попала в колодец?
  • Как она чувствовала себя в колодце?
  • Как козёл оказался возле колодца?
  • О чём разговаривали Лиса и козёл?
  • Каким голосом говорила лиса, когда заманивала козла в колодец?
  • Что на говорила?
  • Почему козёл очутился в колодце?
  • Как теперь стала разговаривать с ним лиса?
  • Скажите теми же словами, что и в сказке.
  • Как лиса выбралась из колодца?
  • Чем закончилась сказка?
  • Какой козёл в сказке, как его можно назвать? А лиса какая?

4 часть (повторное чтение произведения с установкой на запоминание)

Послушайте сказку ещё раз и постарайтесь запомнить, потом вы будите
сами её рассказывать.

5 часть (пересказы детей)

  • Пересказ одним ребенком (анализ пересказа);
  • А сейчас мы разыграем эту сказку как артисты (вызвать желающих детей, надеть им шапочки лисы и козла). Драматизация сказки.

В конце занятия дидактическая игра «Назови спортсмена» (зимние виды спорта)

Цель: закрепить умение образовывать существительные, обозначающие название зимнего вида спорта с помощью суффикса.

Ход игры: показываю иллюстрацию, на которой изображен спортсмен – дети дают ему название (спортсмен, которые катается на лыжах – лыжник, катается на коньках и выполняет разные фигуры – фигурист, играет в хоккей – хоккеист, катается на санках – саночник, катается на сноуборде – сноубордист…).

Конец занятия (рефлексия):

Понравилось ли вам занятие? Что больше всего запомнилось? Молодцы, вы очень внимательно меня слушали и отлично справились с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы

Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....

Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Мы рады приходу весны!" для детей старшей группы.

Развитие детского мышления путём уточнения и систематизирования представлений о весенних изменениях в природе....

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Зайка-попрыгайка» во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Конспект занятия по речевому развитию  на тему «Зайка-попрыгайка»во второй младшей группе общеразвивающей направленности Технология: обучение в сотрудничестве.Цель: формирование ...