Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Метелева Людмила Викторовна

Серия опытов по изучению свойств воздуха для детей старшнго возраста. Способствует развитию у детей познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект22.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32»

Конспект ООД  для старшего возраста по познавательному развитию

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Подготовил: воспитатель

1 кв.категории Метелева Л.В.

г. Арзамас 2019г.

Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Развитие  у детей интереса к исследовательской и познавательной деятельности.

Задачи:

Способствовать развитию исследовательских способностей, любознательности, наблюдательности детей через опыты и эксперименты.

 Расширять представления  детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды;  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Словарная работа.

Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, эксперименты.

Способы: игровой,  постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ

воспитателя, игры-исследования, опыты, физкультминутка, рефлексия.

Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Средства: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики с водой, ленточки.

Ход занятия

 Ребята, сегодня к нам пришли гости. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

- Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Давайте поздороваемся

Д. -Доброе утро!

Ребята, вы любите загадки?

Тогда отгадайте вот эту:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем (воздух)

В – Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе, его свойствах.

1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)

В: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.

Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

2Слайд (водолаз, космонавт)

Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и

космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в

специальных баллонах.

Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и

какими свойствами он обладает.

Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученых- исследователей и  отправимся в лабораторию.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг

другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

Приглашаю вас в нашу лабораторию  исследовать свойства  воздуха.

Опыт 1 «Поймать воздух»

В. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Д. ответы

В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д. ответы (Воздух невидимый, прозрачный)

В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как мы это можем сделать?

Д – пакетом

В – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Д – В пакете ничего нет, он пустой.

В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Д – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

В- А вы видите воздух?

Д – нет (воздух он невидимый)

В – а вы видите свою руку?

Д – Да

В – значит какой воздух?

Д – воздух прозрачный.

В – пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,

почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

В – Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что

происходит?

 Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.

Д. – Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.

В – А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите

дыхание. Долго человек может не дышать?

Д – Нет, без воздуха человек умрет.

В – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3 (С бумажной салфеткой)

В – Возьмите салфетки, вдох и выдох. А с салфеткой видно?

Д – Видно, салфетка шевелится.

В – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в

движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 4 (с веером)

В – Давайте устроим ветер с помощью веера.

Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

Д – Ветерок ощущаем.

Вывод: Не видим, но ощущаем.

Опыт 5(с корабликами)

(на столе стоят тазики с водой, кораблики из бумаги по количеству

детей)

В – А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Возьмите

кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный

потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Вывод: воздух двигается

Опыт 6 (воздух не имеет запаха)

(контейнер с апельсином)

В – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Д – нет

В-А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин)

Чем пахнет?

Д- Апельсинами.

В- Так воздух имеет запах или нет?

Д-Дети в замешательстве.

В-А чем пахнет в пекарне?

Д- Хлебом.

В-А в аптеке?

Д-Лекарствами.

Вывод -Воздух имеет свойство переносить запахи.

В – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?

Д – Воздух бесцветный

В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте,  какой вкус у воздуха?

Д – Воздух безвкусный.

В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Д – Воздух без запаха.

В – Какой вывод мы делаем?

Вывод:

Д – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

В – Молодцы ребята.

В- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.

Физкультминутка «Ветерок»

Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и

замолкает.

В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море

Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм

Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик

Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.

4. Лесной пожар

Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

5. Ветряная мельница

Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.

Слайд (природа)

В – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?

Д –  ответы (Много деревьев)

В – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Слайд (заводы, фабрики)

В – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.

- Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

В – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;

- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Д – Да, можем позаботиться.

Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

В – Нужно беречь нашу планету Земля.

В – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе.

Игра с мыльными пузырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"

Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....

Образовательная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект ООД в старшей  группе по ознакомлению с окружающим с элементами \экспериментирования....

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема «Свойства воздуха»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема «Свойства воздуха»...