"Сахалин-мой край родной"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гаврилова Александра Николаевна

Конспект занятия для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Гаврилова Александра Николаевна

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Возрастная группа: дети 6-7 лет

Тема: «Сахалин, мой край родной»

Цель: Расширить знания детей о родном крае.

Программные задачи:

1. Систематизировать знания детей о нашей Родине – Сахалинской области, селе Кировское.

2. Способствовать углублению и обобщению представлений детей природе нашего края, его истории.

3. Воспитывать патриотическое чувство, любовь к родному краю.

4. Развивать умения слушать педагога и друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.

5. Побуждать детей бережно относиться к природе Сахалина.

Обогащение словаря: Поронай; шикотанская полевка; кабарга; лазуревый.

 Материал: Презентация «Золотая рыбка»; разрезные картинки с изображением герба Сахалинской области; картинки перелетных и зимующих птиц; парные картинки «животное-следы» из Красной книги Сахалинской области; картинка с изображением Сахалина; листы бумаги; цветные карандаши; конверты с заданиями.

 Предварительная работа: рассматривание картинок животного мира Сахалина, беседы о родном крае, чтение художественной литературы.

  1. Организационный момент:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заинтересованы, пытаются отгадать загадку и с удовольствием включаются в занятие по поиску спрятанного в групповой комнате задания.

В групповой комнате на интерактивной доске выведено изображение Золотой рыбки.(слайд 1)

В: Ребята, а кто это?(Ответы детей) Кто-нибудь знает нашу гостью? (Ответы детей)  Давайте спросим у нее. Кто вы? И зачем пришли к нам в гости?

Р: Здравствуйте Александра Николаевна и ребята! Я Золотая рыбка я очень люблю загадки, и одну я приготовила для вас: «Кусочек суши в океане, на рыбку очень он похож». Отгадку вы сможете найти, если не запутаетесь и выполните правильно все задания, которые я приготовила. Вот карта, которая вам поможет. На ней отмечено только первое место, где спрятано задание. Остальные подсказки вы будете получать за правильно выполненные задания. Желаю Вам удачи! (слайд 1)

На интерактивной доске появляется карта с первой подсказкой. (слайд 2)

В: Какая интересная загадка. Ребята что бы это могло быть? (Ответы детей)  Напомните мне загадку. Я не знаю ответа. А вы? (Ответы детей)   Ну что ребята поможете мне отгадать загадку? (Ответы детей) Итак, давайте посмотрим на карту и отыщем первое задание и подсказку.

Если кто-то из детей отвлекается или не заинтересовался в задании, необходимо попросить его внимательно изучить карту, задать вопрос о том знает ли он первое тайное место и предложить ему побыть в роли великого детектива, главного помощника воспитателя.

  1. Основная часть:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети называют страну, остров и поселок, в котором проживают. После полученной информации отвечают на вопросы заданные воспитателем. Получая подсказку активно включаются в обсуждение местоположения конверта.

По первой фотографии на карте дети и педагог находят место, в котором спрятан конверт с заданием.

В: Ой ребята мы нашли конверт. Давайте откроем его и узнаем, что же нам нужно сделать.

 Воспитатель зачитывает задание:

«Назовите страну, остров и поселок, в котором мы живем.»
В: А давайте спросим у рыбки верно ли мы ответили. Ну-ка рыбка нам ответь верно ли мы ответили на твое задание?

На интерактивной доске появляется рыбка. (слайд 3) 

Р: Да верно ребята, мы живем в России, на острове Сахалин, в селе Кировское. А знаете ли вы, что основано наше село было более ста лет назад. Находится оно на реке Тымь. В селе живет более тысячи человек. 

В: Посмотрите дети, какие интересные фотографии приготовила для нас рыбка на них изображено каким было село 100 лет назад и какое оно сейчас. А что то я забыла на какой реке стоит наше село? (Ответы детей)  А сколько лет назад оно появилось? (Ответы детей)  Вот какие вы молодцы ребята! Все запомнили! Молодцы у нас ребята правда рыбка?

Р: Вы молодцы ребята! И вот вам подсказка! (слайд 4) 

На экране появляется карта и картинка-подсказка встает на свое место. 

Если дети затрудняются ответить, необходимо задать наводящие вопросы, которые помогут вспомнить ответы. Отвлекающихся детей нужно попросить подойти к экрану и рассмотреть поближе изображения.

Дети активно участвуют в поиске конверта. Получив конверт стремятся вместе и правильно выполнить задание. После выполнения задания прослушивают информацию и выполняют самопроверку. Активно участвуют в закреплении полученных знаний. Получая подсказку с желанием включаются в обсуждение местоположения следующего конверта.

В: Ребята вы уже догадались где спрятано следующее задание? (Ответы детей)  Давайте найдем его скорее!

Дети вместе с воспитателем находят конверт.

В: Ребята сейчас мы должны, как настоящие следопыты, найти какие следы кому принадлежат. У нас есть картинки животных и картинки следов. Приступаем!

А правильно мы выполнили или нет нужно спросить у рыбки. Рыбка, скажи-ка нам, справились ли мы с заданием?

Р: Чтобы узнать правильно ли вы выполнили задание внимательно послушайте мой рассказ.

Перед вами шикотанская полевка, а вот и её следы. В её окрасе преобладает коричневый цвет. Хвост при этом хорошо опушён. Как и у всех мышей-полёвок, он короткий. (слайд 5) 

А это сахалинская кабарга  и её следы такие. Кабарга  небольшое животное, похожее на оленя. Рогов у кабарги нет, вместо них оружием служат саблевидные клыки. Они выступают из-под верхней губы и придают животному немного устрашающий вид.  (слайд 6) 

А вот и голубой песец и вот его следы-по размерам голубой песец похож на обыкновенную лисицу. Песцы имеют плотное телосложение, они не настолько проворны и подвижны, как лисы. Осенью они меняют окрас: с серого на белый. (слайд 7)

А вот эта яркая красавица это утка мандаринка и вот какие у нее следы-На голове есть крупный хохолок. На последнем пере крыльев – оранжевое опахало, поднимающееся вверх, когда крылья сложены. Цвета оперения утки – белый, оранжево-красный, зелёный, фиолетовый и бурый. Клюв красного цвета, а лапки – жёлтого. (слайд 8) 
Все эти животные занесены в Красную книгу Сахалинской области и находятся под охраной. Их осталось совсем мало, а вскоре они совсем могут исчезнуть.

(слайд 9) 

В: Ребята, а ну-ка назовите мне животных, которых вы запомнили? (Ответы детей)  А загадку нашу не забыли? (Ответы детей)

Р:Вы молодцы настоящие следопыты, а вот и ваша подсказка! (слайд 10)

На экране появляется карта и картинка-подсказка встает на свое место. 

Если ребенку не интересно работать в команде, нужно предложить выполнить задание индивидуально на магнитной доске.

Дети активно участвуют в поиске конверта. Получив конверт стремятся вместе и правильно выполнить задание. После выполнения задания прослушивают информацию и выполняют самопроверку. Активно участвуют в опросе. Получая подсказку включаются в обсуждение местоположения следующего конверта.

В: Итак ребята вы уже знаете куда нам идти? (Ответы детей)  Тогда вперед!

Дети находят конверт с заданием.

В: Ребята, с этим заданием я уверена мы быстро справимся! Нужно собрать картинку из кусочков. А давайте посмотрим на экран и увидим, что должно получиться. (слайд 11) 

Ребята мы собрали картинку, а кто знает что это? (Ответы детей)

Совершенно верно это герб Сахалинской области. Золотая рыбка,  а ты что нам скажешь?

Р: Всё верно. Это герб Сахалинской области. Он выполнен на серебряном щите. В центре серебряного щита находится лазуревый столб, между двух черных сопок – дымящихся вулканов. Столб, является символом красоты и величия.
В центре столба – золотое изображение русского казачьего корабля, символизирующее процесс открытия Сахалина. Золото в изображении корабля символизирует богатство, справедливость и великодушие. Изображения вулканов, символизирует мощь природной стихии. (слайд 11)

В: Ребята что то я запуталась, что мы с вами собрали? Вот вы молодцы! Все знаете!

Р: И вот ваша следующая подсказка. (слайд 12) На экране появляется карта и картинка-подсказка встает на свое место.

Если у ребенка не получается выполнить задание или он не проявляет интереса, необходимо предложить ему на листе бумаги нарисовать портрет золотой рыбки.

Ребята стараются как можно быстрее отыскать конверт. Узнав задание начинают обсуждать его выполнение, выполняют доказывают правильность своей точки зрения. Активно отвечают на вопросы воспитателя.

В: Ребята вы узнали это место? (Ответы детей)  Тогда скорее к следующему заданию!

Находят и открывают конверт.

В: Ребята, наша затейница рыбка предлагает нам угадать слово по первым буквам картинок. А вот и картинки. (слайд 13)

Ну какое слово получилось? (Ответы детей) А давайте попросим рыбку сказать что это. Рыбка что же это за слово?

Р:Поронай  означает "большая река"- это самая длинная река Сахалина. Она протекает в центральной части острова по долинам Тымовского, Смирныховского и Поронайского района. В реке обитает около 40 видов рыб, среди которых сима, горбуша, кета, кижуч, сахалинский таймень. (слайд 13)

В: Так как называется самая большая река на нашем острове? (Ответы детей)  Какие же вы всезнайки! А где же наша подсказка Золотая рыбка?

Р: А вот и ваша подсказка! (слайд 14)

На экране появляется карта и картинка-подсказка встает на свое место.

Если дети затрудняются при выполнении задания, необходимо проговорить с ними названия картинок и уточнить первые буквы.

Дети самостоятельно находят конверт с заданием. Получив задание выполняют его, обсуждая возможные варианты выполнения. Прослушав информацию проявляют сострадание к птицам, испытывают желание помочь им. Выполняют самопроверку. Отвечают на вопросы воспитателя. Обсуждают местонахождение следующего конверта.

В: Ну что ребята куда идти дальше? Неужели знаете? (Ответы детей)  Ну тогда вперед!

А вот и еще один конверт. Что же в нем? А в нем картинки птиц. Их нужно разделить на перелетных и зимующих.

Справились? (Ответы детей) Так быстро! Ну что же давайте узнаем правильно ли мы все сделали. Рыбка что скажешь?

Р: Ребята лебеди, стрижи, утки и трясогузки улетают в теплые края, а вороны, воробьи, голуби, синицы остаются с нами. Наступает зима. Земля, вода и лес — все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон.

Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные.

А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра. Но мы можем помочь им зимой. Устроить теплые домики-скворечники  и кормушки, нам необходимо кормить зимующих птиц чтобы им было легче пережить холода. (слайд 15)

В: Ребята, будем мы помогать зимой птицам? (Ответы детей) А давайте еще раз вспомним их названия!

Вы все молодцы и теперь я покажу вам, где спрятан ответ на мою загадку! (слайд 16)

На экране появляется карта и картинка-подсказка встает на свое место.

Если ребенку не интересно работать в команде, нужно предложить выполнить задание индивидуально на магнитной доске или нарисовать скворечник в котором будет жить птичка.

Найдя финальный конверт дети внимательно рассматривают изображение острова, делают вывод о схожести его с рыбой. Прощаются с Золотой рыбкой.

В: Ребята, а вы помните загадку, которую нам загадала рыбка? (Ответы детей)  Готовы найти отгадку? (Ответы детей) Тогда скорее вперед.

Находят конверт с картинкой острова Сахалин. Она появляется на экране. (слайд 17)

В: Ребята, а что это за остров? (Ответы детей) Верно- это наш родной остров Сахалин. А посмотрите, на что он похож? (Ответы детей)  Ну вот и отгадали мы загадку Золотой рыбки!

Если дети затрудняются в ответах необходимо с помощью наводящих вопросов подвести их к пониманию схожести острова с рыбой.

  1. Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Эмоциональный настрой детей повышен, после получения награды. Они с удовольствием включаются в обсуждение и оценку своих действий во время работы.

В: О чем мы сегодня с вами разговаривали? (Ответы детей)  Что нового узнали на занятии? (Ответы детей)  Трудные задания были? (Ответы детей) А как вы думаете, все ли у нас получилось или что-то не вышло? (Ответы детей)  А давайте вспомним новые слова и названия, которые мы сегодня узнали. Ребята, а вы хотели бы снова увидеть Золотую рыбку? (Ответы детей)  А о чем бы вы хотели чтобы она рассказала? (Ответы детей)

А тебе понравилось с нами играть Золотая рыбка?

Р:Да, вы просто молодцы,  спасибо вам! Порадовали вы меня, и за ваши труды я дарю вам медали! А теперь мне пора, до свидания, до новых встреч друзья! (слайд 17) 

Воспитатель раздает медали.

Если дети затрудняются с самооценкой, необходимо помочь им наводящими вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сахалин-наш край родной"

Любовь к Родине воспитывается с детства.  Помочь увидеть красоту родного края,  узнать культуру и самобытность   народов, проживающих на Сахалине - это основа патриотического воспитания...

Проект "Сахалин-мой край родной"

Приобщение детей к истории родного края, воспитание нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине....

Конспект образовательной деятельности "Сахалин - мой край родной"

Конспект образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет...

Сценарий мероприятия - "Сахалин наш край родной"

Данная разработка поможет приобщить ребят к культурному наследию коренных народов Сахалина....

«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»

Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Сахалин - наш край родной».

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Сахалин - наш край родной».Для проведения мероприятия необходимо подготовить 3 станции: интеллектуальная «Мой любимый край»,...

Конспект занятия по НРК «Сахалин, мой край родной. Знакомьтесь, Тыми!»

Цель: Формирование представлений детей о природе и истории нашего края.Задачи:обучающие - познакомить детей с коренными народами Сахалина;развивающие - развивать умение слушать педагога и друг друга, ...