Сценарий мероприятия - "Сахалин наш край родной"
методическая разработка

Элла Федоровна Минина

Данная разработка поможет приобщить ребят к культурному наследию коренных народов Сахалина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sahalin_nash_kray_rodnoy_dlya_sayta_20.docx218.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Сахалин наш край родной»

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная.

Цели деятельности педагога:

- формировать первоначальные представления детей об образе жизни коренных народов Сахалина, зависимости образа жизни от климатических условий.

– воспитывать у детей уважение к культуре народов Севера, отличной от их собственной

-– развивать  художественно-эстетические, патриотические чувства.

-развивать ловкость, силу воли, инициативу в двигательных действиях, способствовать укреплению здоровья

-формировать представления о здоровом образе жизни.

Материал и оборудование: 

-экран, ноутбук, USB-накопитель, музыкальный центр, иллюстрации достопримечательностей города Южно-Сахалинска, макет острова Сахалин, презентация «Люби и знай свой край», запись песни «Ну что тебе сказать про Сахалин» Михаила Танич, магнитная доска.

 -атрибуты для игр -лесные ягоды (круги из цветного картона разных размеров), шапочки лесных ягод, гимнастические палки, обручи, рисунки национальной одежды коренных народов Сахалина большого формата, разрезные карточки с узорами.

  Предварительная работа (региональный компонент)

- Беседа и рассматривание иллюстраций по теме богатства Сахалинского края (полезные ископаемые, биоресуры).

-Рассматривание альбомов с иллюстрациями городов Сахалина.

-Представление  книжной выставки о морских обитателях Сахалинской области «Северные киты Сахалина», «Азбука о морских млекопитающих Сахалинской области», «Лососевая азбука».

      -     Чтение сказок, легенд коренных народов севера.

      -    Рассматривание национальных орнаментов коренных народов.

      -     Сюжетно-ролевая игра: « Оленеводы».

      -     Беседы «Коренные жители Севера», «Почему на севере чумы, а не дома».

       -    Разучивание подвижных игр коренных народов Севера Сахалина: «Оленята», «Олень и оленевод», «Кто быстрее построит чум», «Глоть». 

Ход

        Дети заходят в зал под звуки песни

"Ну что тебе сказать про Сахалин?" Михаила Танич.

    Ведущий. 

    Ребята сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, родном крае, где мы с вами живем. А живем мы с вами на острове и называется он (хором Сахалин). Дети рассматривают макет острова.

 На что наш остров похож? (на рыбу).

Ребенок.                                                                  

Посреди морских глубин

Стоит остров Сахалин.

Там лес шумит, река журчит,

Зимой там много снега.

Очень много рыбы, ягод,

Много нефти и угля.

Я горжусь его природой

Этот остров для меня!

       Ведущий. Славится наш остров богатствами природными, да людьми сильными, крепкими и умелыми. Много у нас городов на Сахалине, но самый главный, большой да красивый Южно-Сахалинск. Называют его столицей островного края (ведущий оставит отметку на макете острова-красный магнит).

    Зал украшен иллюстрациями достопримечательностей города (дети рассматривают).

  Есть у нас на острове города, которые расположенные у самого синего моря, еще их называют портовыми это Корсаков, Холмск, Невельск города рыбаков да моряков (ведущий оставит отметки на макете острова).

         На самом севере Сахалина находится славный город «Оха» город нефтяников, газовиков.

        Богатства Сахалина известны всему миру. Какие богатства нашего края вам известны? (нефть, газ, уголь, золото, рыба, древесина). С каждым годом все краше становится наш островной край.  Сейчас мы с вами ездим по хорошим дорогам, живем в красивых многоэтажных домах, можем полететь на самолете в любое место на земле.   Но таким наш край был не всегда.

       В давние времена, когда не было дорог, машин, больших домов, первыми жителями    Сахалина были нивхи и айны- это очень древние народы, смелые выносливые, трудолюбивые.

  Были они меткими охотниками, ловкими рыбаками, хорошими оленеводами. Нивхи и айны одними из самых первых стали обживать наш остров.

  Суровый у нас край. Чтобы выжить в таких условиях айны и нивхи  занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и трав.

 А ягоды в наших лесах видимо-невидимо.

-Какие лесные ягоды нашего края вы знаете? (ответы детей).

Монтаж: (дети в шапочках читают стихи).

1.Я Клюква зрею на болотах –
Собирай, кому охота!
Посмотри: всё в красных точках
На болотных кочках...
И видны издалека
Мои красные бока!

 2. Я Брусника лесная
На светлой поляне расту,
Тихонько в лесу созреваю,
Вас в гости к себе приглашаю.

Меня вы с собой позовете

А дома пирог испечете.


3. А я, ягода Красника 
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!


4. Я Черника на кусточке выросла в лесу,
Собери меня скорей и маме отнеси,
Из чудесных спелых ягод мама сделает варенье,
Завтра гости придут – будет угощенье.

Подвижная игра «1,2,3 – ягоды собери»

(под музыку дети собирают в корзины ягоды).

   Вот какое богатство у нас на нашем острове, знали об этом и нивхи. Мудрыми людьми были нивхи, и с детства готовили детей к взрослой жизни. Передавали им свое мастерство, умение добывать рыбу, находить лечебные травы. Старались, через народную игру развивать, ловкость, меткость, трудолюбие.

        Среди игр прежде всего выделялись с бегом, с прыжками на одной ноге, фехтованием на палках, бросанием камней на дальность, прыганием через ремень. Все эти умения необходимы будущим охотникам. Одной из любимых игр была игра – прыжки на одной ноге по определенным правилам. Сейчас мы с вами познакомимся с играми коренных народов Сахалина и поиграем.    

        Игра «Глоть»- прыжки на одной ноге. Игра развивает силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость, воспитывает смелость, силу воли, выдержку.     Описание: Все участники становятся у линии. Принимая исходное положение-стоя на одной ноге. По команде они начинают прыжки. Кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем прыгать разрешается на любой ноге, но не сменяя ног. 

https://4.bp.blogspot.com/-QgL1C4oP5jg/VvpHNgJZJGI/AAAAAAAApIU/12ryWkDpB_YZwxSWBS-yHBmm3BtqspQ4Q/s1600/hanty_clip_image020.gif

       Игра «Перетягивание на судатих».      Судатих - короткое копье с каменным острием. Соревнующиеся садятся друг против друга, вытянув ноги вперед и упираясь пятками в пятки противника. Держась двумя руками за копье, по команде каждый тянет его на себя. Задача - сдвинуть противника с места. 

C:\Users\User\Downloads\игры.jpg

   Жилище Нивхи строили из деревянных жердей, плотно укрытых оленьими шкурами. Форма конуса делает такое жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Называлось такое жилище чум.

    Они располагали свои дома возле мест промысла рыбы и зверя. основная масса нивхов

Располагались в северной части острова.

C:\Users\User\Downloads\чум 3.jpg

Игра «Кто быстрее построит чум»

        Кто быстрей построит чум – 2 команды по 10 человек. Вначале дети маршируют с гимнастическими палками под музыку, а потом по сигналу разбегаются и начинают строить чум. Каждая пятёрка строит свой чум, выигрывает та команда, которая построит чум первым.

Игра «Олени и оленевод».

    Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берёт маут(веревка) дети используют обруч. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть маут (обруч) на оленя. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры- надевать маут можно только на туловище оленя.

     Ведущий.  Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей.  Они были искусными мастерицами, шили одежду и обувь из шкур морских и лесных животных.

       Летом нивхи носили– халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их солнца, дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху одевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать.  

   Халаты из рыбьей кожи украшали аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по краю рукавов и по подолу. Это, по поверью оберегало от злых духов.

            Сегодня девочки попробуют проявить свое мастерство, украсят орнаментом одежду коренного народа Сахалина (команда девочек выкладывает орнамент одежды из разрезных карточек по образцу)

   

Ведущий. Нивхи умели не только хорошо охотится и ловить рыбу, но и играть на своих музыкальных инструментах.   Оставаясь на едине с природой в тайге у костра, на реке они стремились в музыке, пении, танце выразить себя, свои мысли и чувства.

 Игра «Послушай и повтори» -детям предлагается попробовать повторить за ведущим определенный ритмический рисунок с использованием двух палок.

         Ребята, сегодня мы с вами заглянули в прошлое нашего края, нашей малой Родины. Многое изменилось с той поры, но и сейчас на Сахалине живут

представители малых народов нивхи, айны, которые бережно относятся к своим традициям и культуре. Побольше узнать о жизни этих народов мы с вами можем посетив краеведческий музей, в котором представлены настоящие предметы быта коренных народов Сахалина (далее планируется экскурсия в краеведческий музей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сахалин-наш край родной"

Любовь к Родине воспитывается с детства.  Помочь увидеть красоту родного края,  узнать культуру и самобытность   народов, проживающих на Сахалине - это основа патриотического воспитания...

"Сахалин-мой край родной"

Конспект занятия для детей подготовительной группы....

Проект "Сахалин-мой край родной"

Приобщение детей к истории родного края, воспитание нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине....

Конспект образовательной деятельности "Сахалин - мой край родной"

Конспект образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет...

«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»

Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Сахалин - наш край родной».

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Сахалин - наш край родной».Для проведения мероприятия необходимо подготовить 3 станции: интеллектуальная «Мой любимый край»,...

Конспект занятия по НРК «Сахалин, мой край родной. Знакомьтесь, Тыми!»

Цель: Формирование представлений детей о природе и истории нашего края.Задачи:обучающие - познакомить детей с коренными народами Сахалина;развивающие - развивать умение слушать педагога и друг друга, ...