Проектная деятельность в первой младшей группе «Весеннее вдохновение»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шурова Валентина Александровна

Тип проекта – групповой, краткосрочный.

 

Вид проекта – познавательно- игровой.

 

Сроки проведения – с 1 апреля по 17 апреля

 

Возраст детей – 2-3 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Теремок» г. Велижа

Проектная деятельность

в первой младшей группе

 

«Весеннее вдохновение»

                

                                                                                                                                                                   

Воспитатель:

Шурова В.А.

2019г.

Проект в первой младшей группе на тему: «Весеннее вдохновение».

Тип проекта – групповой, краткосрочный.

Вид проекта – познавательно- игровой.

Сроки проведения – с 1 апреля по 17 апреля

Возраст детей – 2-3 года.

Участники проекта:

  • Дети
  • Воспитатель группы Шурова Валентина Александровна
  • Родители воспитанников.

Актуальность проекта:

   Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.   Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

   На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В младшей группе детского сада ребят знакомят с весенней природой, происходящими в ней изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.  

   Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Природное любопытство детей дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются.

В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности дошкольников.

Проблема проекта:

У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построении развернутого высказывания. Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания уделено этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не уделяется внимания дома со стороны родителей.

Цель проекта:

 Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе: развивать умение сравнивать различные периоды весны: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе; желание больше узнать об особенностях природы своего края.

Задачи проекта:

  • Образовательные

 расширить и систематизировать знания детей о весне.

  • Воспитательные

Воспитывать экологическую культуру, трудолюбие, и любознательность.

  • Развивающие
  • Развивать и обогащать словарный   запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь.

  • Развивать познавательную активность.

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

  • Развивать детское творчество через продуктивную, конструктивную деятельности.

  • Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.

  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях,

Предполагаемый результат:

  • Дети:
  • Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе;
  • Знают некоторых птиц;
  • Рассматривают сюжетные картинки;
  • Используют все части речи, простые нераспространенные предложения;
  • Отвечает на вопросы взрослого.
  • Проявляет бережное отношение к природе.
  • Участвует в обсуждениях.
  • Участвует в сезонных наблюдениях.

  • Педагоги:
  • Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

  • Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.

  • Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

  • Родители:
  • Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
  • Станут активными участниками реализации проекта.
  • Повысится мотивация к сотрудничеству.

Предварительная работа:

  • Работа с детьми
  • Беседы
  • Чтение и рассматривание художественной литературы (рассказы,  потешки, стихотворения, загадки).
  • Проведение комплексных занятий,
  • Подвижные игры,
  • Эксперименты и наблюдения,
  • Художественное творчество: рисование, лепка,
  • Конструирование.

  • Работа с родителями:
  • Подбор художественной литературы;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Консультации.

Оборудование и материалы:

  • Художественная литература о весне.
  • Картинки, иллюстрации
  • Материалы для изобразительной деятельности (рисования, лепки)
  • Магнитофон

Роль родителей в реализации проекта:

  • Выставка рисунков детей и родителей «Весеннее вдохновения».
  • Выставка поделок «Весна-красна».
  • Консультации.

Участие специалистов ДОУ

Воспитатель: Шурова Валентина Александровна

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

  1. Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
  2. Подготовка материала для реализации проекта:
  3. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
  4. Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
  5. Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
  6. Информированность родителей о предстоящей деятельности:
  7. Оформление папки-передвижки, размещение информации по тематике бесед.

 

II этап – основной

  1. Прогулка
  2. Наблюдение за состоянием погоды, за небом, за деревьями, птицами
  3. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Насекомые на полянке»
  4. Рассматривание веток деревьев с почками
  5. Просмотр мультфильмов на весеннюю тематику
  6. Заучивание стихотворения «В апреле» (отрывок)
  7. Чтение стихов А. Плющеева «Травка зеленеет», «Весна»; О. Высоцкой «Одуванчик»; А. Фета «Уж верба вся пушистая»
  8. Разучивание песенки «Весна красна идет»
  9. Физкультминутки «На лугу растут цветы», «Птицы»
  10. Чтение потешки «Дождик, дождик...», «Солнышко, солнышко, загляни в окошко…»
  11. Слушание аудио записи «Звук весны» (пение птиц, шум дождя, капель)
  12. Слушание музыки (Вивальди «Весна»)
  13. Комплекс утренней гимнастики «Весна»
  14. Конспект непосредственно – образовательной деятельности Изобразительная деятельность (НОД) «Весенняя капель»
  15. Нетрадиционная техника рисования «Солнышко лучистое»
  16. Конспект комплексного занятия (НОД) «В гости к нам пришла весна!»
  17. Конспект НОД на тему «Весна пришла»
  18. Конспект НОД по развитию речи «В гости к лесным жителям в весенний лес»
  19. Беседа «Весна пришла», «Как одевать ребенка весной», «Кто весной к нам прилетит»
  20. Консультации: «Наблюдаем вместе», «Игры для детей весной», «Весенние игры для детей», «Развиваем речь ребенка на прогулке»
  21. Загадки на весеннюю тему
  22. Коллективная работа «Весенний лес»
  23. Раскраски на весеннюю тему
  24. Подвижная игра «Солнечные зайчики», «Птичка раз, птичка два», «У медведя во бору»
  25. Игровое упражнение «Ручеек бежит»
  26. Пальчиковая игра «Весна», «Первые цветы»
  27. Дидактическая игра «Перелетные птицы», «Сравни и опиши»
  28. Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»
  29. Игра с прищепками «Тучки и солнышко»
  30. Дидактическая игра «Что весной не стало»
  31. Музыкальное развлечение «Весеннее вдохновение»
  32. Комплексное занятие «Светит солнышко в окошко»

 III этап - Заключительный этап:

  1. Выставка семейного творчества «Весенняя фантазия».
  2. Выставка детских рисунков «Здравствуй весна».
  3. Музыкальное развлечение «весеннее вдохновение».
  4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку.

Результат проекта

  1. Выставка семейного творчества «Весенняя фантазия».
  2. Выставка детских рисунков «Здравствуй весна».
  3. Фотовыставка о результатах проекта.

Вывод:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками природы, дети проявляли интерес и желание участвовать в экспериментах, наблюдать;

возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Литература.

  1. Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2005 (развитие и воспитание)
  2. Гербова В.В. Занятие по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
  3. Д.Н. Колдина Лепка и рисование с детьми 2 – 3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез» 2007
  4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: «Просвещение», 1984
  8. Материалы из интернета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту в первой младшей группе

на тему: «Весеннее вдохновение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный лучик"

материал предназначен для воспитателей младшей группы...

Проектная деятельность в первой младшей группе.

                         Проектная деятельность в первой младшей группе на тему: "Солнечный лучик"     Актуальнос...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ласковое солнышко"

Данный проект даёт  элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. А также вовлекает каждого участника в активный, познавательный и творческий процесс.В процессе реализации данного...

Приложение" Проектная деятельность в первой младшей группе «Ласковое солнышко»"

Приложения к работе «Проектная деятельность в первой младшей группе «Ласковое солнышко» 1. Физкультминутки.2.Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики...

Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Проектная деятельность в первой младшей группе « Снеговик»

Вопрос экологического воспитания и образования детей –становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на п...

НОД по музыкальной деятельности в первой младшей группе «Весенняя прогулка»

НОД по музыкальной деятельности в первой младшей группе «Весенняя прогулка»...

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Весенний дождик»

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Весенний дождик»Виды детской деятельности; форма работы: наблюдение, продуктивная (рисование, слушание литературных...