Главные вкладки

    « Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)
    материал по окружающему миру (подготовительная группа)

    Малахова Ирина Николаевна

    Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.

    Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_i.n.docx22.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                       детский сад Улыбка

                                                 Мастер класс

              «  Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

                                     (по Савенкову А.И.)

                                                                        Подготовила  Воспитатель  

                                                                       Малахова Ирина Николаевна

                                               ЗАТО Первомайский

                                                        2018

    Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.

    Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо).

    (3 сл)Александр Ильич Савенков, доктор педагогических наук Московского педагогического Университета, академик, предлагает педагогам так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.

    (3 сл)Методика позволяет включить ребенка в собственный  исследовательский поиск. Она рассчитана на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования , но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты собственных результатов.

    Необходимо провести одно- два тренировочных занятия для того, чтобы познакомить детей с методикой.

    - Уважаемые коллеги, предлагаю Вам вместе со мной провести тренировочное занятие по технологии Савенкова.

    (4 сл)Нам понадобятся :  

    - карточки с символическим изображением методов исследования,                    

    -картинки- темы будущих исследований,

    -ручки ,фломастеры, карандаши.

    (5 сл)Для начала нужно определить этапы работы. Давайте вместе их обозначим.

    1.Выбор темы.

    2. Постановка вопроса.

    3.Проведение исследования.

    4. Подведение итогов.

    (5 сл)1Организационный момент.

    - Сегодня мы будем  проводить самостоятельные исследования. Детям мы можем сказать: «Так же, как это делают взрослые ученые». 

    - При проведении первого тренировочного занятия подгруппа детей располагается вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых впоследствии будем раскладывать карточки с методами исследования. Дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы выбираются два «добровольца». Им предстоит вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа. В качестве добровольцев лучше выбирать энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники.

    - А мы же с вами для экономии времени пройдем все этапы исследования, работая в подруппах. Итак, наша задача получить как можно больше сведений о каком-то предмете и подготовить о нем рассказ – небольшой доклад.

    (6,7 сл)2. Выбор предмета исследования.

    - По технологии Савенкова выбор предмета исследования осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой среди карточек с различными изображениями — темами исследований (например, магнит ,животное, игрушка, фрукт  и так далее).    На тренировочных занятиях предмет исследования можно предложить загадкой.                                                                             В обсуждение выбора темы включаем всех детей. Ориентируем детей на такие темы, которые можно исследовать максимально широко. Остальные  аналогичные карточки пока убираем.

    Тема нашего исследования  « апельсин».  Нам нужно собрать как можно больше информации по объекту.

      Информацию добыть можно разными способами – “методами исследования”. Необходимо детей подвести к определению методов самостоятельно, а затем их систематизировать и назвать по порядку. (Если возникнут затруднения у детей, ведущую роль на себя должен взять воспитатель и назвать все методы, продемонстрировав их на картинках).

    (8,  сл)3. Коллективное обсуждение плана исследования.

    Мы спросим детей: «Как вы думаете, с чего начинают свое исследование настоящие ученые (Нужно подумать самому и выяснить, что ты уже знаешь)

     - Это карточка-символ «подумай сам».

    (9 сл)- Где еще ученые узнают что-то об интересующем их предмете? Как вы думаете?

    (Спросить у другого человека, посмотреть в энциклопедии, других книгах, в интернете, рассмотреть внимательно (понаблюдать), провести опыт (эксперимент).

    - Все ли методы сейчас мы сможем использовать. Убираем символ «посмотреть в интернете».

    - Это будут наши пути исследования.  Сейчас определим последовательность . С чего начнем? А что потом? А следующее?

    - Наш план проведения исследования составлен.

    (10 сл)4. Сбор материала.

    - Итак, следующий шаг — сбор материала. Начинаем действовать по намеченному плану. Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать.

     - Детям скажем: «Чтобы не забыть о том, что мы подумали или узнали о предмете  на маленьких листках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами будем делать заметки — это рисунки, значки, символы, которые потом помогут нам составить рассказ – доклад».

    - Педагогам важно помнить, что рисунки не несут художественной ценности, главное, чтобы было понятно.

    -Подумаем, что мы знаем о предмете и зафиксируем информацию.

    (11 сл)- Итак, для дальнейшего сбора материала предлагаю каждой рабочей группе выбрать метод исследования.  (Педагоги  делятся на 3 группы по 2 человека).

    - Я буду вашим консультантом, а вы будете  собирать всю доступную информацию и фиксировать ее  на листочках. Затем от каждой группы будет выступать докладчик, который расскажет добытую информацию с помощью  рисунков-символов.

    - На работу в группах 10 минут. Начинаем.

     1 группа.                                                                                                                  (11,12 сл)Наблюдение ,  эксперимент с апельсином  (первая рабочая группа)

    Рассмотрим апельсин и зафиксируем:                                                        круглое,                                                                                                             оранжевого цвета, приятно пахнет, неровная поверхность, мягкое, имеет кожуру,  можно очистить,  разрезать ножом, внутри есть семена, кисло-сладкое на вкус.

    Приготовление из апельсина сока

    - Посмотрите, что это?( апельсиновый сок) Можем ли сами приготовить  сок? Предположим, что да. Как мы это сделаем? Какие инструменты нужны?

    2 группа.                                                                                                          Спросить у взрослого. ( вторая рабочая группа) Вопросы можно задавать всем присутствующим. На первых этапах это вызывает у детей трудности. Умение поставить вопрос(выделить проблему) часто ставится выше чем умение его решать. Это способствует смягчению детского эгоцентризма, и развитию умения спрашивать и слушать других.

    3 группа.                                                                                                                

    Поиск информации в книгах (третья рабочая группа)

    (13 сл)5. Обобщение полученных данных.

    Полученные знания надо проанализировать и обобщить.  Раскладываем  пиктограммы. Рассуждаем.   Что мы узнали нового, интересного об апельсине?

    Для ребенка это сложная задача. Но вместе с тем этот материал способствует развитию мышления, творческих способностей, речи детей. Одной из важных задач обучения – формирование навыков ребенка смело высказывать свои определения.

    (14 сл)Примерный доклад. Апельсин-это фрукт  растет на апельсиновом дереве в теплом климате, он круглый, мягкий.  Бывает крупного и маленького размера. Апельсин оранжевого  цвета  с кожурой. Поверхность фрукта неровная. Апельсин можно есть сырым. Вкус фрукта кисло-сладкий. Из него можно приготовить десерт, сок, пюре и др.

    (15 сл)После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

    Ребята вам понравилось работать учеными? Что показалось вам сложным в работе? Я благодарю вас за работу! Вы отлично справились с заданием! Спасибо!

    Первое занятие на этом можно считать законченным. Важнейшим его результатом стало знакомство детей с общей схемой исследовательской деятельности, механизмом поиска информации.  

      Данная технология способствует  умению детей проводить самостоятельные исследования, закрепляет умение детей собирать доступную информацию на заданную тему, обрабатывать информацию, закреплять методы исследования, учит фиксировать информацию знаками и символами, расширяет кругозор детей. Развивает творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивает мышление, речь детей.

    Такие занятия воспитывают умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

    Как только педагог почувствовал, что дети освоили общую схему деятельности можно переходить к самостоятельной исследовательской практике детей.

    Спасибо за внимание. Творческих вам успехов!

    1 .Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

    2. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)

    В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность,...

    Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

    М\одифицированная программа кружка "Маленькие волшебники" (занимательные опыты) направлена на организацию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и на экологиче...

    Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова. Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »

    Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в  старшей  группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.Тема: « ...

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

    Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...