ПРОЕКТ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Юлия Сергеевна

 Работа над проектом направлена на формирование у детей способов познания воды путём сенсорного анализа и расширение кругозора детей через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_proekt.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 483 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ»

Группа №7 (старший возраст)

Подготовили:

Воспитатель первой кв. кат. Федорова Ю.С.

Новосибирск 2019

Вид проекта: исследовательски – творческий

Продолжительность: среднесрочный 2 месяца,

Участники проекта: воспитатели, дети старшего возраста, родители,

Актуальность

     Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития, формирования инженерного мышления.

     Экспериментальная деятельность один из эффективных путей сенсорной интеграции дошкольников.  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?»  и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Детское экспериментирование –путь к познанию окружающего мира.      

     Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.). Вода – это самое распространённое и удивительное вещество в природе. Согласитесь, невозможно представить жизнь человека без воды.

    В нашем детском саду есть бассейн — это прекрасная мультисенсорная среда для детей. Наблюдая за детьми, видно, как меняется их отношение к миру, стимулируемое воздействием на органы чувств, которое они получают в воде. 

      На занятиях по плаванию дети получают мягкую нагрузку на весь костно-мышечный аппарат. Плавание само по себе оказывает терапевтический эффект и тренирует кинестетическое восприятие.  Дети с удовольствием осваивают водное пространство посещая занятия в бассейне.

       Игры и эксперименты с водой – одни из любимых детских занятий. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

     Реализация проекта «Совершенствование сенсорных процессов через игры и экспериментирования с водой» осуществляется в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей во второй половине дня по перспективному планированию 2раз в неделю. Во время занятия проводится 1-2 эксперимента в зависимости от сложности, в форме игры – экспериментирования и 1 познавательная беседа в неделю. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Цель: Формирование у детей способов познания воды путём сенсорного анализа и расширение кругозора детей через экспериментирование. 

Задачи:  

  1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  2. учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения;
  3. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию дошкольников у родителей.

Предполагаемый результат:

  • Развиты наблюдательность, любознательность, интереса к познавательной деятельности и экспериментированию;
  • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией через полученные опытно – исследовательские навыки;
  • Сформированы знания об определенных сенсорных эталонах;
  • Дети овладели рациональными приемами обследования;
  • Дети проявляют уважение к партнерам, уважают мнение собеседника;

Взаимодействие с родителями:

  1. Памятка «Игры с водой».
  2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Материально- техническое оснащение проекта:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведёрко, воронки.
  2. Природные материалы: камешки разной формы и цвета, глина, земля, песок, уголь, кусочки коры, деревянные палочки.
  3. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
  4. Медицинский материал: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, воронки, марля, мерные ложечки.

                               ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 Подготовительный этап проекта:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

4. Подготовить информацию для родителей по темам:

  • Эксперимент в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
  • Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  • Провести презентацию «Путешествие капельки».

Перспективный план работы по проекту

Дата

Образовательная область

Мероприятие

1 Неделя

С 14-18 января

Познавательное развитие (экспериментирование)

Речевое развитие

Опыт «Какая бывает вода?» Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось)

Беседа «Вода. Какая она?»

Чтение сказки К. Чуковский «Мойдодыр»

2 Неделя

 С 21-25  января

Познавательное развитие (экспериментирование)

Речевое развитие

Опыт «Вода –растворитель. Очищение воды» Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способами очистки воды-фильтрованием; закрепить правила безопасного поведения при работе с различными веществами.

Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (иней)

Беседа «Свойства воды»

Чтение «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» Русская народная сказка,

Подвижная игра «Суша вода»,

Дидактическая игра  «Утонет- не утонет»

3 неделя

С 28 января по 1 февраля

Познавательное развитие (экспериментирование)

Опыт «Путешествие капельки» задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Беседа «Мировой Океан»

Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (сосульки).

4 неделя

С 4-8 февраля

Познавательное развитие (экспериментирование)

Художественно эстетическое развитие

Опыт «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?» задачи: уточнить представления детей о свойствах льда, дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Д/игра «Какой бывает снег?»

Беседы «Воды Суши»

Рисование «Кувшин с водой»

5 неделя

 С 11-15 февраля

Познание (экспериментирование)

Опыт «Водяная мельница» дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Д/игра «Растворится – не растворится»

Беседа «Подземные воды и воды атмосферы»

Беседа «Вода в парообразном состоянии»

Подвижные игры «Солнышко дождик»

6 неделя

С 18 -22 февраля

Познавательное развитие (экспериментирование)

(конструирование)

Опыты «Звенящая вода» задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Моделирование «Круговорот воды в природе»

Беседа «Вода в жидком состоянии»

Составление кроссворда

Д/ игра «Хлопни в ладоши»,  

7 неделя

С 25 -28

Познавательное развитие (экспериментирование)

Физическое развитие

Художественно эстетическое развитие

Беседа «Вода в парообразном состоянии»

Отгадывание загадок о воде

Подвижные игры «Ручеёк»

Просмотр презентаций «Путешествие капельки»

Беседа «Вода в парообразном состоянии»

Чтение стихотворений «Утренняя песенка», «Вода наполняет моря»

Рисование «Круговорот воды в природе».

Д/ игра «Отвечай быстро»,

8 неделя

С 4 -8  марта

Познавательное развитие (экспериментирование)

Речевое развитие

Художественно эстетическое воспитание

Беседа «Вода в жизни растений, человека и животных»

Чтение стихотворений «Летний дождик», «Весёлая капель»

Чтение сказки «Приключение Кап Ли» ШорыгинаТ.А.,

Рисование «Туча, из которой идёт дождь»

Составление памятки «Правила поведения на воде и на льду»

Совместная деятельность с родителями:

  1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
  2.  Оказание помощи в изготовление Бизиборда и Лепбука.

Заключительный этап проекта: 

  1. Презентация «Путешествие капельки» для детей старшей группы.
  2. Итоговое занятия в старшей группе «Эксперименты с водой»
  3. Изготовление Лепбука «Свойства воды»
  4. Изготовление Бизиборда

                       

Приложение 1.

Памятка «Игры с водой»

Игры с водой – одни из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т.д.

Во что же можно играть с водой?

Игра со струей воды
Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть, как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.

Растворяется или не растворяется
Что еще может растворится в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

С места на место
Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша — выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри
Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Игра с мылом
Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом — пусть попробует его поймать.

Много, много пены
Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Фокус
Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.

Поймай льдинку
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Брызгалка
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость.

Учимся измерять
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Сквозь сито
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ
Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Купание куклы
Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.

Вымой нос, вымой ноги
Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Для разнообразия можно спеть какую-нибудь спокойную песенку* или пока ребенок моется, пусть попробует сочинить стишок о каждой части тела. Вот как этот:
Нам с мочалкой не до скуки,
Натираю мылом руки,
Мылом ноги натираю —
Это я себя стираю.

Книжки для ванной
Очень интересны книжки с появляющимися картинками, в которых картинки меняют цвет в теплой воде.

Поливаем цветы
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку-леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

"Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру".

«Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру.                      «В иг...

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

Первоначальные основы экологического воспитания детей младьшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна - это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста через игры с песком и водой

Познакомить детей с неживой природой. Эксперименты с водой и песком....

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...