Конспект по окружающему миру 1 апреля "День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Уварова Александра Владимировна

 Конспект занятия по окружающему миру «1 апреля — день птиц»

Цель: Цель: приобщить к празднику «День Птиц», народным традициям. закрепить представления о перелетных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи: воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор,

- Воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий,. стимулировать и поощрять творческие проявления детей.

научить выделять признаки сходства и различия у птиц

уточнить и расширить представления о перелётных птицах; активизировать и расширять словарь детей.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы.

- Беседы с детьми

- Наблюдения на прогулке.

- Разучивание стихов, пословиц, считалок. - Отгадывание и загадывание загадок.

Оборудование:

Картинки и книги о птицах.

Шаблон птицы, ножницы, клей.

Ход занятия:Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на  выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

    Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

1.  Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой? 

  Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.         - Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

-  Перелетные птицы – это птицы,  которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки?  (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие  птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят  приемные родители.  Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

2. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  (улетают», садятся)

3. Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.)

–Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)

4.  А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Воспитатель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

– Все вы молодцы!

5. Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

● Делать кормушки.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

6. Давайте мы с вами сделаем птичек на палочках. Дети вырезают птичек ,наклеивают крылья, приклеивают глазки.

Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

 

                                              П. Старшинов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1aprelya_den_ptits.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по окружающему миру «1 апреля — день птиц»

Цель: Цель: приобщить к празднику «День Птиц», народным традициям. закрепить представления о перелетных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи: воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор,

- Воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий,. стимулировать и поощрять творческие проявления детей.

научить выделять признаки сходства и различия у птиц

уточнить и расширить представления о перелётных птицах; активизировать и расширять словарь детей.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы.

- Беседы с детьми

- Наблюдения на прогулке.

- Разучивание стихов, пословиц, считалок. - Отгадывание и загадывание загадок.

Оборудование:

Картинки и книги о птицах.

Шаблон птицы, ножницы, клей.

Ход занятия:Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на  выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

    Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

1.  Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?  

  Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.         - Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

-  Перелетные птицы – это птицы,  которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки?  (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие  птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят  приемные родители.  Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

2. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  (улетают», садятся)

3. Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.)

–Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)

4.  А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Воспитатель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

– Все вы молодцы!

5. Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

● Делать кормушки.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

6. Давайте мы с вами сделаем птичек на палочках. Дети вырезают птичек ,наклеивают крылья, приклеивают глазки.

Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

                                              П. Старшинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

конспект НОД по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект по окружающему миру "Зимующие птицы" младшая группа

Конспект организованной  образовательной деятельностипо ознакомлению  с окружающим миромв младшей группе «Зимующие птицы» Цель: воспитывать бережное отношение к живой природ...

Конспект по окружающему миру "Домашние птицы" в подготовительной группе

                          КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ:«Домашние птицы" в подготовительной группе...