" Мини-лаборатория "Почемучки" в средней группе
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Шуляева Светлана Алексеевна

Основная цель  ДОУ создать условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям.

          Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abolatoriya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – лаборатория «Почемучки » в средней группе

     Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

      Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:

                -формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

          - формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

              - развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

              -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

 

       Для организации опытно-экспериментальной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая обеспечивает детям возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

     В  группе создан центр экспериментирования - мини-лаборатория «Почемучки». Центр предназначен, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Экспериментальные центры оснащены:

- природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);

- утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);

- медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);

- приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);

- прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);

- дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения).

В центрах организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов.

Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учётом дальнейшего развития.

     Имеется «сокровищница» - это сенсорная коробка с предметами, которые заинтересовывают малышей своей яркостью: бусы, мини-игрушки, цветные деревянные бусины крупных размеров, ракушка и другое.

     Сенсорная коробка развивает в детях любопытство, воображение, концентрацию, мелкую моторику.

     Ребята с интересом рассматривают коллекцию насекомых.

     Для развития тактильных ощущений в играх используется «ящик ощущений», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками.

     В свободном доступе емкости с водой, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, масло). В достаточном количестве неоформленный материал: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда.

     При оборудовании центров экспериментирования учитывались следующие требования:

- достаточность,

- доступность расположения,

- безопасность для жизни и здоровья детей, санитарные нормы. Каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения экспериментов.

      Одной из главных задач мини-лабораторий – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

      Организованные центры экспериментирования дают детям возможность проявить самостоятельность, повысить уровень познавательных интересов, активизировать мыслительные процессы. Наши воспитанники с удовольствием играют, экспериментируют, познают.

Содержание уголка исследовательской деятельности Средняя группа

     Лабораторный материал: резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой; различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания); разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

     Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел). Материал для игр с мыльной пеной (безвредной) – мыльные пузыри.

     Материал для игр с песком: разноцветный песок (продается в магазине);  формочки разной формы, разного цвета и прозрачные; ситечко для просеивания. Материал для игр со снегом, льдом:  формочки для льда; пищевые красители; имитация снега (вата, пенопласт). Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета. Зеркала для игр с солнечным зайчиком. Знакомство с пищевыми продуктами: крупы – фасоль, горох; мерные ложечки. Простейшие приборы  - волшебные очки (с цветными вставками); фонарик (для игр со светом).  Приборы для измерений – термометр для измерения воды. Весы со стрелочкой и чашами. Ящик «ощущений» или чудесный мешочек. Душистые коробочки (от киндер-сюрприза с отверстиями). Шумящие коробочки (внутри которых наполнение, издающее звук). Вертушки для игр с ветром. Сувениры (покупные), имитирующие движение жидкости в сосуде. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев).  (Весь предложенный материал использовать с учетом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области

В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....