«Опытно – экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Трубина Валерия Михайловна

 Средний  дошкольный возраст – самый ценный  этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

______________________________________________________________________

155048 Ивановская область, г. Тейково, ул. 8 Марта, д. 7   тел.(8)49343 4-16-73

e-mail-mdou2teikovo@rambler.ru     ИНН 3704003620   КПП 370401001

Опыт работы

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность детей

среднего дошкольного возраста»

Подготовил

воспитатель МДОУ № 2

Трубина В.М.

г. Тейково,  2017 г.

Содержание

Введение

3

Развитие опытно – экспериментальной деятельности детей

среднего дошкольного возраста

4

3.

Средства и условия развития опытно –

экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного

возраста

   6

3.1. Цель и задачи работы в данном направлении

3.2. Планирование работы

3.3. Организация совместной деятельности с использованием

развивающей предметно – пространственной среды.

   6

   7

   8

4.

Оценка эффективности работы

9

5.

Заключение

    11

Список литературы

    12

Приложение

    13

  1. Введение

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!». Федеральные государственные требования обозначают одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Познавательный интерес – это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более усиленно, продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

По общеизвестной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, выступает игровая деятельность детей. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование.

Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальной.

  1. Развитие опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда      маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте - это формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Дети дошкольного возраста достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Чем старше становится ребенок, тем заметнее возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В этом  возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п. Словесно-логическое мышление дошкольников жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Интересно смотреть на ребенка, когда он экспериментирует, он выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

  1. Средства и условия развития опытно – экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

       Средний  дошкольный возраст – самый ценный  этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

  1. Цель и задачи работы в данном направлении

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно- экспериментальной деятельности.

Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

• формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.


  1. Планирование опытно-экспериментальной деятельности  детей средней  группы.

Месяц

Опыт

 Задачи работы

Конспект

Сентябрь

«Свойства воды»

Продолжать знакомить детей с основными свойствами воды: не имеет формы, вкуса, запаха, вода прозрачная, бесцветная, текуча, вода превращается в пар при нагревании, в воде можно растворять другие вещества.

«Волшебница вода»

№1

Октябрь

«Дружба красок»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

«Мир меняет цвет»

 №2

Ноябрь

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со  свойствами воздуха: воздух невидим, но окружает нас всюду; воздух можно услышать; воздух не имеет запаха; при движении воздуха появляется ветер; человек дышит воздухом и без него не может жить.

«Как обнаружить воздух»

№3

Декабрь

«Цветные льдинки»

Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

«Вода, снег, лед»

№4

Январь

«Волшебный лабиринт»

Познакомить детей со свойствами магнита.

«Волшебный магнит»

 №5

Февраль

«Теневой театр»

Дать понятие о возникновении света и тени.

«Свет и тень»

 №6  

Март

«Мыльные пузыри»

Познакомить детей со свойствами мыла и воды.

«Свойства мыла»

№7

Апрель

«Как растения пьют воду»

Показать детям как растение насыщается водой.

«Условия для жизни растений»

№8

 

Май

«Песчаный конус».

Познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

«Свойства песка»

№9

  1. Организация совместной деятельности с использованием развивающей предметно – пространственной среды

         Одним из  важнейших  условий  организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда. Для этой цели в группе созданы:

  1. Лаборатория «Почемучка».

         «Песок вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки,  лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, банки, бутылки, крышки.

-«Воздух»: полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

-«Наука и природа»: пластилин, стеки. Горох, пшено, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д., пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном), оборудование для ухода за растениями. модели календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок.

  1. Картотека опытов и экспериментов.

  1. Уголок природы.

Модель календаря природы и погоды, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии.

  1. Литературный центр.

Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам. Кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.


  1. Оценка эффективности работы

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

                

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности.

Целеполагание

Планирование

Реализация

Формулирование выводов

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредствен-ной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта.            Работает вместе с воспитателем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает  различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие все поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента.

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то».

Предугадывает последствия некоторых своих действий.

Выполняют простейшие  поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.


5. Заключение

Я убедилась, что опытно-экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире


Литература

1.А.И. Иванова. Экологические наблюдения и  эсперименты в детском саду.  -М.:ООО «ТЦ Сфера», 2008.

2.Н.А.Рыжова. Волшебница вода.-М.:ТОО «LINKA-PRESS»,1997.

3.С.Н.Николаева.Ознакомление дошкольников с неживой природой.-Педагогическое общество России,2003.

4.О.А Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.-М.:  «Мозаика-Синтез»,2014.

5.О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:  «Мозаика-Синтез»,2014.

6. О.В.Дыбина . Неизведанное рядом .Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:- ООО «ТЦ Сфера», 2001.

Приложение № 1

Работа с родителями.

Для повышения педагогической грамотности родителей подобраны консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности виде памяток, буклетов и рекомендаций. Привлекаем родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями.

В результате проведенной работы родители:

- научились организовывать элементарные эксперименты;

- повысили уровень педагогических знаний.

Консультации для родителей:

-«Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

-«Зимние фокусы, или опытно-экспериментальная деятельность зимой».

Памятка

«Занимательные опыты для дошкольников, которые можно провести дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

Буклет. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста: значение, классификация и виды лабораторий....