Главные вкладки

    План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Зима".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Маслова Ольга Юрьевна

    План - конспект. Тема "Зима".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект занятия28.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение «Детский сад № 7 « Ромашка» г. Сальска

    План конспект

     организованной образовательной деятельности

    в группе компенсирующей направленности

    для детей с ЗПР (5 – 6 лет).                          

    Тема: «Зима».

    Составила: учитель – дефектолог

    Маслова О. Ю.

    2019 год

    Цель: Закреплять и обобщать знания детей о зимнем времени года.

    Образовательные:

    - систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

    - закреплять представления детей  о зимующих птицах и о зимних забавах;

    - обобщать и закреплять знания детей о питании диких животных.

    Коррекционно – развивающие: 

    - способствовать развитию внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления, памяти, целостного восприятия, воображения;

    - активизировать зрительно – пространственные представления;

    - координировать речь с движением, совершенствовать общую и  ручную моторику;

    -  развивать зрительно – двигательную координацию;

    - развивать навыки речевого общения;

    - развивать умение отгадывать загадки.

    Воспитательные: 

    - развивать способность видеть красоту окружающего мира;
    - вызвать у детей положительные эмоции от деятельности на занятии;
    - воспитывать доброжелательность, любовь и бережное отношение к окружающей природе.

    Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические, (координация речи и движений, дидактические игры, игровые упражнения, физкультминутка), загадки, вопросы, поощрения,.

    Тип занятия: обобщающее (закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков).

    Предварительная работа: проведение занятий  ознакомления с окружающим миром по теме «Зима», отражение этих знаний в продуктивных видах деятельности, чтение художественной  литературы  по теме; наблюдение на прогулке.

    Материал: проектор с экраном, говорящая книга, тактильные дорожки здоровья, настенные коммуникаторы,  предметные картинки с изображением птиц (ворона, синица, снегирь, воробей, дятел); игрушки (дикие животные: заяц, медведь, белка, волк, лиса); муляжи угощений для животных (желуди, семечки, ветки, грибы, морковь); планшет с песком; предметные картинки: лыжи, санки, снеговик, коньки, снежки; шаблон рукавицы,  настольный лабиринт разноцветные геометрические фигуры из дидактических материалов набора «Дары Фребеля»

    Ход занятия:

    Учитель – дефектолог: Станем рядышком, по кругу,

    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем «Привет» и «Добрый день!»,

    Если каждый улыбнется –

    Утро доброе начнется.

    - ДОБРОЕ УТРО!!!

    Звук волшебства

    Учитель – дефектолог: Ребята, это пришло послание на нашу волшебную книгу. Послушаем, что она нам скажет.

     (открываем книгу, звучит песня из мультфильма «Маша и медведь»).

    Маша: Здравствуйте, ребята! На улице зима, Мишка все спит и спит…… А мне очень скучно, я совсем не знаю чем мне заняться и во что мне поиграть.

    Приходите ко мне в зимний лес и помогите, пожалуйста!

     Учитель – дефектолог: Ребята, поможем Маше?

    Ответы детей. Да

    Учитель – дефектолог: Ребята, посмотрите на экран, какое вы видите время года?

    Ответы детей. Зима

    Учитель – дефектолог: Правильно зима. Какая погода зимой на улице?

    Ответы детей: Холодная.

    Учитель – дефектолог: Чем покрыта земля?

     Ответы детей: Земля покрыта снегом.

    Учитель – дефектолог: А реки чем покрыты?

    Ответы детей: Льдом.

    Учитель – дефектолог: Правильно! Реки зимой покрыты льдом.

    Учитель – дефектолог: Какой ветер дует зимой?

    Ответы детей: Зимой дует холодный, сильный ветер.

    Учитель – дефектолог: Если на улице холодно, а мы хотим отправиться в лес, какую одежду нужно надеть?

    Ответы детей: Теплую одежду.  Шапки, куртки, шарфы, сапоги, перчатки.

    Учитель – дефектолог: Правильно, теплую одежду. Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу.

    Игровое упражнение. «Одеваемся тепло» Стихотворение с движениями

    Новые сапожки наденем мы на ножки (ногу вперед на пятку – показать сапожки)

    Теплый шарф завяжем (руки перекрестно к шее)

    И зиме мы скажем: (покачивание из стороны в сторону)

    «Здравствуй, Зимушка – зима, (вытянуть руки вперед, развести в стороны.)

    Не боимся мы тебя!» (Хлопнуть в ладоши)

    Учитель – дефектолог: Все постарались тепло одеться? Тогда молодцы, все готовы к путешествию!

    Друг за дружкой становитесь,
    По дорожкам, по тропинкам,
    В зимний лес гулять пойдём.
    Там же Машу мы найдем.

    Зашагали ножки – Топ, топ, топ,

    Прямо по дорожке –Топ, топ, топ,

    Ну – ка, веселее вот как мы умеем.

    Тук – тук – тук, моих пяток слышен стук,

    Наши пяточки идут, в лес с собою нас ведут. (Дети идут по тактильным дорожкам здоровья)

    Учитель – дефектолог: Вот мы и пришли. Посмотрите вокруг, какой он, зимний лес Заснеженный, дремучий. Ребята, на чем лежит снег?

    Ответы детей: На земле.

    Учитель – дефектолог: Какой здесь свежий морозный воздух. Давайте подышим, будем вдыхать воздух носом и выдыхать через рот (дыхательная гимнастика). Вдох, выдох, вдох (следите за плечами, чтобы они не поднимались), выдох. Молодцы!

    Учитель – дефектолог: Ребята, а где же Маша, прогуляемся по лесу и найдем ее. Ребята, посмотрите на ветки. Кто там спрятался, одни хвостики видны?

    Ответы детей: птицы.  

    Игра «Угадай птицу»

    Детям необходимо подобрать хвосты к птицам и назвать ее, затем найти эту птицу на коммуникаторе.

    Учитель – дефектолог: Мы попробуем угадать, что за птицы прячутся от нас. Посмотрите внимательно и скажите, хвост, какой птицы мы с вами видим.

    Ответы детей: Сорока.

    Учитель – дефектолог: Здесь  спряталась сорока.

    Проверьте, правильно ли вы ответили, найдите эту птицу на говорящем помощнике. Правильно, это сорока.

    Учитель – дефектолог: Ребята, посмотрите, а вот на опушке стоит избушка лесника. А вы знаете, кто это такой?

    Ответы детей: Лесник.

    Учитель – дефектолог: Лесник - это работник леса. Он знает все о растениях, птицах и животных, подкармливает зверей и  делает  для них кормушки. Посмотрю, нет ли его дома? Лесника нет, но он оставил угощения для наших зверей. Но вот беда! Все угощения попали в снег, нам нужно найти их и накормить животных.

    Игра «Кто, что ест?»

    (На стол выставляются игрушки зайца, медведя, белки, волка, лисы; в песке спрятаны угощения: капуста, мед, шишки, грибы, курочка, бекон). Дети  по очереди достают по одному угощению и кормят  животных. 

     

    Учитель – дефектолог: Молодцы! Все звери сыты.Ребята, вы не замерзли?

    Ответы детей: Нет.

    Физминутка:

    А в лесу мороз и ветер, а в лесу гуляют дети. 
    Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
     
    Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
     
    Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.

    Выбегает Маша: Ой, как весело, ой как радостно! Наконец – то, я вас дождалась! Ребята, а вы знаете в какие игры можно играть зимой.

    Ответы детей: да

    Учитель – дефектолог: Сейчас я вам загадаю загадки, и мы вместе вспомним зимние забавы.

    Детям по очереди загадываются загадки, после ответа ребенок получает цветную картинку, соответствующую ответу загадки.

    Бегут по дорожке

    Доски да ножки ...  Лыжи

    Педагог: правильно, это лыжи. Как называется зимняя забава с лыжами? Ответы детей: Катание на лыжах (Ребенок получает картинку с изображением лыж)

    Сперва с горы летишь на них,

    А после в гору  тянешь их… Санки

    Педагог: правильно, это санки. Как называется зимняя забава с санками? Ответы детей: Катание на санках (Ребенок получает картинку с санок)

    Во дворе катали ком,

    Шляпа старая на нем.

    Нос приделали, и в миг

    Получился… Снеговик.

    Учитель – дефектолог: правильно, это снеговик. Как называется зимняя забава со снегом? 

    Ответы детей: Лепка из снега (Ребенок получает картинку с изображением снеговика).

    Мчусь как пуля я вперед,

    Лишь поскрипывает лед,

    Да мелькают огоньки.

    Кто несет меня… коньки

    Педагог: правильно, это коньки. Как называется зимняя забава с коньками? Ответы детей: Катание на коньках  (Ребенок получает картинку  с изображением коньков)

    Снежный шарик сделать можно,

    Это ведь совсем не сложно!

    Лепим мы не пирожки:

    Для игры нужны … Снежки

    Педагог: правильно, это снежки. Как называется зимняя забава со снежками? Игра в снежки (Ребенок получает картинку с изображением снежков)

    Игра « Найди тень»

    На лабиринтах наклеены карточки, на которых изображены темные силуэты зимних забав. Ребенок должен подобрать к темному силуэту цветной и пройти лабиринт.

    Учитель – дефектолог:  Ребята, подойдите к лабиринтам и найдите там силуэт вашей зимней забавы и доберитесь до нее.

    Учитель – дефектолог: Молодцы!!! Маша, на улице холодно. Где твои рукавицы?

    Маша. Я их потеряла.

    Учитель – дефектолог: Ребята, сделаем Маше новые рукавицы?

    Ответы детей: Да 

    Учитель – дефектолог: Это шаблон рукавиц, вам нужно его обвести пальцем на песке. (Дети обводят шаблоны). На песке остался силуэт, теперь с помощью различных фигур украсьте рукавицы для Маши.

    Игра «Укрась варежку»

    Ребенок кладет заготовку варежки на песок и обводит ее пальцем. На песке остается силуэт, который  потом ребенок украшает с помощью набора Фребеля.

    Учитель – дефектолог: Молодцы, ребята, красивые варежки у вас получились. Маша, тебе нравятся варежки?

    Маша: Да, Спасибо, ребята! С вами очень весело и очень красивые варежки.

    Учитель – дефектолог: Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад.

    Маша: До свидания, ребята!

    Друг за дружкой становитесь,
    По дорожкам, по тропинкам,
    В детский сад опять пойдём.
    Зашагали ножки – Топ, топ, топ,

    Прямо по дорожке –Топ, топ, топ,

    Ну – ка, веселее вот как мы умеем.

    Тук – тук – тук, моих пяток слышен стук,

    Наши пяточки идут, в детский сад с собой ведут.

    Педагог: Ребята, где мы с вами сегодня были?

    Что вам больше всего понравилось?

    Что было самым трудным?

    Что было самым легким?

    Учитель – дефектолог: Ребята, где мы с вами сегодня были?

    Ответы детей: В лесу. 

    Учитель – дефектолог: Кого вы там видели?

    Ответы детей: зимующих птиц

    Учитель – дефектолог: Что вам больше всего понравилось?

    Ответы детей Звук волшебства

    Учитель – дефектолог: Ребята, это снова пришло послание на нашу волшебную книгу. Послушаем, что в нем

    (открываем книгу, звучит песня из мультфильма «Маша и медведь»).

    Маша: Ребята, спасибо вам, с вами было очень весело и интересно. За это я вам приготовила подарки, они ждут вас в вашей группе.

    Учитель – дефектолог: Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо работали и сейчас мы пойдем с вами в группу за подарками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи на тему "На свете не без добрых людей" . Задачи образовательной...

    Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

       Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

    Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 2 года обучения Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

    Цель: Формирование у детей умения  пересказывать рассказ близко к тексту. Задачи:-активизировать речевую деятельность детей;- развивать навык подробного пересказа по мнемодорожке составленно...

    Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «У лукоморья дуб зеленый»

    Дети с речевыми нарушениями с неохотой разучивают стихи. Мнемотаблицы могут служить средством для запоминания, а также стимульным материалом для развития памяти. Предлагаю вашему вниманию конспект по ...

    Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

    Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....