Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Е. А. Гаврилова

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в седней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umka_ishchet_mamu.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «УМКА ИЩЕТ МАМУ»

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: средняя группа.

Тема занятия: «Умка ищет маму».

Цель: содействовать расширению представлений детей о внешнем виде, характерных особенностях и повадках белого медведя.

Задачи:

  • образовательные: уточнить и расширить знания детей о белых медведях; систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания; продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной технике – тычком жесткой кистью;
  • развивающие: развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать связную речь детей; развивать мелкую моторику рук;
  • воспитательные: воспитывать доброжелательность, искренность, любознательность, интерес к творчеству, эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционной графической технике.

Предварительная работа: проведение беседы «Животные севера» с использованием иллюстраций; чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос черный», сказки «Белый медведь»; просмотр мультфильма «Умка»; рисование способом тычка «Зайчик», «Снеговик»; д/игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Оборудование: мультимедийная презентация, письмо, игрушка – вертолет, игрушка – медвежонок, голубой картон на каждого ребенка, краски белого цвета - гуашь, жесткая кисть, салфетки.

1.Организационный момент, начало занятия.

Цель: организация внимания детей, настрой детей на активную деятельность.

Методы и приемы: проблемная ситуация – письмо от белого медвежонка.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого. Дети охотно отвечают на вопросы и предложения педагога.

Дети входят в группу. Становятся в круг, держась за руки.

В: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Стук в дверь – письмо в конверте.

В: Ребята, смотрите, нам письмо передали. Кто же нам мог его написать? Давайте прочитаем и узнаем от кого оно.

Письмо белого медвежонка

Здравствуйте ребята, меня зовут Умка. Я очень люблю играть, гулять и веселиться. Мама отпустила меня погулять, а я заигрался, ушел далеко от дома и потерялся. Я очень хочу к своей маме, помогите мне, пожалуйста, вернуться к своей мамочке.

В.: Ребята, кто такой Умка? Как мы можем ему помочь? (надо найти его маму, дом, где он живет) А вы знаете, где живут белые медведи? (на севере) Ка же мы попадем с вами на Северный полюс? (ответы) Давайте отправимся в путешествие на Северный полюс и поможем нашему Умке найти свою маму.

В.: Ребята, а на Северном полюсе  холодно или жарко? Чтобы нам с вами не замерзнуть в гостях у медвежонка, предлагаю одеться теплее.

Двигательно – ритмичное упражнение

Надеваем мы зимой

Шапку, шубку,

шарф с тобой.

Валенки мы обуваем

В них штанишки заправляем

Рукавички мы наденем,

Ни за что ни заболеем.

В.: Оделись тепло. Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (на оленях, на машине, на поезде, лететь на вертолете) Я предлагаю лететь на вертолете. Он передвигается быстрее и у нас уйдет мало времени, чтобы добраться до места. А вот и наш вертолет. Отправляемся в полет (звучит аудиозапись «Гул вертолета»)

Проблемная ситуация – письмо использовано с целью организации внимания детей. Содержание: выяснение от кого пришло письмо определило цель занятия. Результат организационного момента:

-дети включились в занятие;

-у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему.

2. Основная часть занятия.

Цель: расширение знаний детей о белом медведе.

Методы и приемы: игровая ситуация, мультимедийная презентация; рассказ воспитателя.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к решению проблемной ситуации, внимательно слушают педагога.

Дети, охотно отвечают на вопросы педагога. Некоторые дети отвечают быстро, некоторым воспитатель задаёт дополнительные наводящие вопросы. Все дети целеустремлённо стараются узнать информацию о белом медведе.

В.: Наш вертолет осторожно приземлился, выходим.

Картина Севера на экране

В.: Ребята, север - это ледяная пустыня. Толщина льда здесь равна высоте нашего детского сада, т. е. три этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка и его мама.

В.: Ребята, а много ли мы знаем о белых медведях? Давайте, сейчас присядем на стульчики и я вам расскажу про этих интересных животных.

Показ презентации

1. Белый медведь является самым мощным и сильным хищником на планете. Живёт он в Арктике, на Северном полюсе, в стране вечных льдов и холода.

2. Тело белого медведя природа заботливо укрыла тёплым мехом белого цвета. У него огромные лапы, крупная вытянутая голова, маленькие круглые уши, короткий почти не видимый хвост, чёрный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза.

3. Белые медведи быстро бегают и отлично плавают, а также хорошо ныряют. Шкура медведя не пропускает воду, а между когтями есть особые перепонки, помогающие им хорошо нырять. Свои шубки медведи, сушат, катаясь по снегу, вытираясь им словно полотенцем.

4. Белый медведь является хищником. Основная пища – тюлени и рыба. На берегу они охотятся на оленей и мелких грызунов. Летом питаются еще морскими водорослями и ягодами морошки.

5. В зимнюю спячку белые медведи не впадают, всю зиму ведут обычный образ жизни. А в конце зимы у медведицы рождается медвежата.

В.: Ребята, посмотрите, у нас в гостях белый медвежонок (игрушка медвежонок)

Посмотрите, какой у него мех? голова? лапки? Почему медвежонок не мерзнет? Чем питается наш медвежонок? Что умеет делать наш медвежонок? (варианты ответов детей) Умка, послушай, ребята выучили для тебя стихотворения.

Читают дети:

Там, где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует юный рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Может кто-то не поверит:

Любят холод эти звери.

Шубок белых не снимают,

В шубках спят, едят, играют,

Даже в шубках рыбу ловят.

Где вы видели такое?

Если знаешь, то ответь:

Это северный медведь.

Белый медвежонок маленький

Никогда не носит  валенки:

Не боится он ходить пешком

Прямо по сугробам босиком.

В.: Ребята, предлагаю сейчас нам немного поиграть с нашим маленьким гостем.

Мишка лапки подними (руки поднять вверх)

Мишка лапки опусти (руки опустить вниз)

Мишка, мишка покружись (покружиться)

А потом ты льда коснись (сесть на корточки и пальцами дотронуться пола)

И животик свой потри - (погладить животик)

Раз, два, три – раз, два, три.

Картина белой медведицы на экране

В.: А вот и медведица. Узнали маму Умки? Мама - медведица добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться.

Ну вот, ребята, мы и помогли Умке встретиться с мамой, нам пора возвращаться. Наше путешествие подошло к концу. Садимся в наш вертолет и летим обратно (гул)

Мы снова в нашей группе. Понравилось вам путешествие на Северный полюс? Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей?

Скажите, медведь чёрный, нет … (белый)

Он слабый, нет … (сильный)

Он питается листьями, нет …(рыбой, тюленями)

Он неуклюжий, нет …(ловкий)

Дети внимательно слушают воспитателя. Пополняется словарный запас детей.

3. Заключительная часть занятия.

Цель: закрепление умения рисовать животного методом тычка жесткой кистью, развитие мелкой моторики рук.

Методы и приемы: рисование белого медведя, анализ проделанной работы вместе с детьми, воспитатель задает вопросы, дети отвечают, сюрпризный момент. 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Каждый ребенок работает в своем темпе. Дети совместно с воспитателем делают вывод, обсуждают выполненную работу.

В: Ребята, посмотрите, а нам подарок (дети проходят за столы) Это от нашего медвежонка – он приготовил свои портреты. Но здесь изображены только силуэты. Давайте дорисуем. А рисовать будем способом тычка. Давайте вспомним правила выполнения рисования тычком жесткой кистью. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши белого цвета, кисть держим вертикально, посмотрите (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", кисточка прыгает, располагая гуашь внутри и по краям силуэта животного. При работе «тычком» кисть в воду опускать нельзя.

Самостоятельная работа детей

Во время рисования воспитатель следит за осанкой детей, как держат кисть, осуществляет  индивидуальную помощь, дополнительный показ, совет.

В: Ну что ребята закончили рисовать? Какие у вас получились красивые медвежата!

А покажите самого пушистого медвежонка.

А самого толстенького.

Какой рисунок тебе…… понравился больше всего?

Почему? (опросить несколько детей).

А кто мне назовет способ рисования, который мы использовали сегодня.

(Мы рисовали методом тычка жесткой полусухой кистью).

В.: Ребята, Умка с мамой благодарят вас за помощь и угощают вас сладостями.

Результат заключительной части:

дети, отвечая на вопросы воспитателя, анализируют свою деятельность, делают вывод об усвоенном материале. Оценивают свою деятельность, и  испытывают радость от результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Полезные витамины от дедушки Корнея»

В ходе занятия актуализируются знания детей об овощах и создается проблемная ситуация "как из луковиц получить зелёные стрелки лука?". Занятие является частью проекта "Огород на подоконнике" + дополни...

Конспект открытого занятия по познавательно – речевому развитию в средней группе тема: «Весна - Красна».

Цель: закрепление знаний детей по теме «Весна». Задачи: Образовательные  Активизировать словарь детей по теме «Весна».  Развивать связанную речь, учить пользоваться предложениями...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"

Программные задачи:·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...

"Веселые матрешки" Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе.

ull; Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.• Уточнить представления о значении слов далеко – близко.• Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убываю...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Гречневая каша — матушка наша!»

Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе "Гостинцы для зайчиков"...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет)....