Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Петровна Дик

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_kazahstane.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»

Подготовила: Дик И.П.

Цель: развитие интереса и уважения у детей старшего дошкольного возраста к обычаям, языку, культуре и истории народов разных стран.

Задачи:

• Продолжить знакомство с картой - моделью планеты Земля.

• Формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях.

• Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям.

• Развивать познавательные и эмоциональные чувства детей.

• Активизировать словарный запас детей.

• Познакомить с национальной одеждой.

Оборудование: карта мира, мультимедийный экран, презентация «Путешествие в Казахстан», заготовка для изготовления флага Казахстана в технике насыпной аппликации, клен ПВА, кисточки, манка голубого и желтого цветов, стулья, расставленные как в самолете, билеты с указанием мест на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети заходят в зал, имитированный под самолет, где их встречает воспитатель в образе стюардессы. На Слайде 1 фото аэропорта.

Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, где это вы оказались? (ответы детей). Правильно! Вы в аэропорту. Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие. Мы  отправляемся в Казахстан! (Слайд 2) 

И отправимся мы туда на самолете. Ребята, может кто-нибудь из вас уже знает, что нужно сделать, чтобы попасть на самолет? (Ответы детей)

Воспитатель:- Правильно! Для начала следует узнать расписание рейсов и приобрести билет в кассе аэропорта. Далее, вам следует пройти контроль, так как некоторые предметы перевозить запрещено. Когда откроется посадка на рейс, вы сможете занять свои места, предъявив билет стюардессе.

Дети приобретают билеты, строятся около входа в салон самолета.

Слайд 3. (Дети занимают места в салоне самолета, стюардесса проверяет правильность посадки и забирает билеты)

- Сигнал перед объявлением. Уважаемые пассажиры! Добро пожаловать на борт самолета ДС – 272, следующего рейсом Барнаул – Астана – Барнаул. Наш самолет отправляется в полет в 10 часов 00 минут. Прослушайте, пожалуйста, информацию о правилах, которые Вам необходимо соблюдать в полете. Мы просим вас пристегнуть свои ремни безопасности и сесть ровно. Во время полета разрешается задавать вопросы только с поднятой рукой. Вставать со своих мест вы можете только по сигналу (показывается жест двумя руками вверх). Напоминаем, что после завершения нашего путешествия вы можете задать все интересующие вас вопросы.

Благодарим за внимание! Приятного путешествия!

     (Звук взлёта самолета.)

Слайд 4. Вид из окна самолета в небе.

География Казахстана, природа, животные

Слайд 5. Карта.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Казахстан расположен в центре континента Евразия. В верхней части карты, над Казахстаном расположена  Россия. Внизу, левее от России, расположены: Узбекистан, Киргизия и Туркменистан. Половину территории Казахстана занимают пустыни. Есть и горы (самая известная - Тянь-Шань. Слайд 6.

 Но больше всего славится Казахстан своими степями. Слайд 7. Степи – это огромные территории, поросшие различными травами, плоские и ровные. А вот выхода к океану у этой страны нет. Зато на её территории есть множество рек и озер. Одно из таких озер это – Балхаш. Оно является самым большим озером в мире –, Слайд 8) и 2 моря – Аральское и Каспийское. Но так как с каждым годом они высыхают, то в настоящее время считаются озёрами. Летом в Казахстане бывает очень жарко, а зимой – очень холодно.

Слайд 9. Каков же животный мир Казахстана? Он довольно-таки разнообразен. Символом Казахстана считается снежный барс (ирбис). Это крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих. У барса очень красивая окраска меха – светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными темными пятнами. Он внесен в Красную книгу Казахстана и других стран. Охота на ирбисов строго запрещена! Изображение барса украшает герб города Алматы.

Слайд 10. Ещё один представитель семейства кошачьих, обитающих в Казахстане - манул. Он так же как и барс занесен в Красную книгу. Это животное размером с домашнюю кошку, но от обычной кошки он отличается более крупным телом на коротких толстых лапах и очень густой шерстью (самый пушистый среди кошачьих). Интересен и окрас меха он как будто припорошен снегом.

Слайды 10-11.В Казахстане встречаются и другие животные, такие как: рысь, сайгак, лисица,  волк и многие другие. Среди птиц можно выделить степного орла, беркута, черного грифа,сапсана.

Национальный костюм, жилище, промыслы, ремесла

Воспитатель: -Кто же живет в Казахстане?

Население этой страны составляет свыше 17 млн. человек. Больше всего в Казахстане конечно же казахов. Так же есть много русских.

Слайды 12-13. Национальный костюм.

Женская одежда состоит из платья-рубашки, называемой кейлек. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол, который в поясе был приталенным, а книзу расширялся. Камзолы были как с рукавами, так и без них и имели характерный казахский орнамент в виде вышивки золотыми нитками. Также камзол мог быть украшен бисером, каймой. Молодые девушки носили яркие камзолы, взрослые – темных цветов. Еще важным элементом наряда были штаны дамбал, которые надевались под платье. Каждая девушка должна была носить шапочку такия. Украшался головной убор разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил оберегом.

Мужской костюм казахов состоял из нательного белья - жейде, верхней одежды (камзол, бешмет, обуви (сапоги) и головных уборов.- тюбетейки. Это  один из элементов казахского национального костюма. Тюбетейка представляет собой легкую летнюю шапочку из бархата или парчи. В старину их обшивали по краю мехом бобра или  белки, украшали серебряной и золотой тесьмой.

Летом казахи жили в переносных войлочных юртах, которые они перемещали по территрии от одной степи к другой. (Слайд 14). Юрта — это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из металла (серебра).

Юрта состоит из 3 частей:

1. Деревянные части юрты — ее основа

2. Войлочная часть — покрытие.

3. Шнуры и широкие ленты — для соединения деревянных деталей и крепления войлока.

Зимой люди жили в жилищах, построенных из кирпича или камня. Жилища покрывались плоской крышей, деревянных полов в них не было. При жилых домах была усадьба с хозяйственными постройками. Зимние жилища обносились четырехугольной оградой.

Слайд 15. Промыслы и ремесла

Воспитатель: -Традиционным занятием казахов является скотоводство. Казахи разводят овец, коз, коней, верблюдов.

Среди ремесленников существует разделение на мужские и женские занятия. Так, женщины работают с шерстью, занимаются шитьем золотой нитью, украшают одежду и изготавливают коврики. Мужчины-казахи работают с металлом, деревом, кожей, делают ювелирные украшения.

Слайд 16. Изображение облаков.

Воспитатель: -Чем же ещё знаменит Казахстан? Это конечно же космодром Байконур! (Слайд 17) Байконур (Байконыр) в переводе с казахского означает «плодородная земля». Космодром «Байконур» - первый и самый крупный космодром в мире. От сюда 12 апреля 1961 года с был осуществлен запуск космического корабля «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту.

Столицей Казахстана является город Астана. И сейчас мы направляемся туда. Пока мы с вами приближаемся к этому замечательному городу, я предлагаю вам выучить казахский танец.

Стюардесса показывает сигнал «встать». Видео Казахский танец. Дети смотрят видео и повторяют движения. После завершения стюардесса показывает сигнал «сесть». (Дети садятся)

Воспитатель: -А наш полет продолжается. Сейчас мы с вами пролетаем над столицей Казахстана – замечательным городом – Астана! Слайд 18.

Достопримечательности столицы

 Астана славится обилием достопримечательностей. Помимо архитектурных и исторических памятников здесь есть шесть государственных музеев. Но среди всех музеев особенно выделяется Музей первого президента Республики Казахстан.

Историческими достопримечательностями столица Казахстана Астана не очень-то богата, их можно найти разве что за пределами города. Но зато в Астане немало современных архитектурных памятников.

Слайд 19. Президентский центр культуры  Республики Казахстан.

Слайд 20. Дворец Мира и Согласия — восхитительное сооружение, которое не только поражает оригинальностью и величием, но и имеет огромное значение для казахского народа, символизируя своим видом дружбу, единство и мир.

Слайд 21. Дворец Независимости, который, несмотря на свое название, совсем не напоминает ни дворец, ни замок, ни обычное здание.

Слайд 22.Прекрасный и величественный монумент «Астана-Байтерек», название которого с казахского переводится как «тополь». Поставленный из металла, стекла и бетона, с длинным стволом, увенчанным густой шарообразной кроной из стекол, «Байтерек» переливается в солнечном свете разными цветами.

Слайд 23.Национальный музей Республики Казахстан считается не только самым крупным музейным заведением в стране, но он не имеет себе подобных и во всей Центральной Азии. Это также один из самых молодых музеев — открыт он был летом, всего 5 лет назад.

А как же выглядят главные символы этой удивительной страны? Слайд 24.

Государственный Флаг Республики Казахстан являет собой прямоугольное полотно голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которыми гордо летит степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Все изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота.

Слайд 25. Герб. Главным элементом, герба Казахстана, является шанырак (верхняя часть юрты) на голубом фоне, от которого в виде солнечных лучей во все стороны расходятся опоры в обрамлении крыльев двух мифических коней. Эти два мифических коня как бы защищают шанырак с двух сторон. Образ шанырака в государственном гербе — это образ общего дома всех людей, проживающих на территории Казахстана.

Цветовую гамму Герба составляют два цвета - темно золотистый и голубой. Первый соотвествует светлому, ясному будущему. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Воспитатель: -Вот мы и познакомились с этой замечательной страной. Вам понравилось, ребята? (Ответы детей). А теперь пора возвращаться обратно, в наш замечательный город. . Слайд 26-27 –Облака и снижение самолета

Слайд 28 – Флаг. Дети изготавливают флаги

Воспитатель: -В знак благодарности за знакомство с этой замечательной страной, мы с вами изготовим ее главный символ – флаг. И сделаем мы его в технике насыпной аппликации. Перед вами лежат листы с черно-белым изображением флага. Ваша задача аккуратно нанести клей на элементы флага и насыпать желтого цветы на элементы флага и манка голубого цвета на фон. Вы начнёте с более мелких деталей. Какие это элементы? (орел, солнце, лучи, орнамент). После этого, вы аккуратно нанесете клей на оставшуюся часть листа. Когда вы закончите, лишний песок стряхните. Для этого нужно взять лист за боковые части и легонько потрясти (можно постучать листом о стол). Ваши флаги готовы!

Спасибо за внимание!

Дети обмениваются впечатлениями, задают интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»

Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Возрастная группа: старшаяПроблема: «Как избежать опасностей на улице»Игровая мотивация: Поможем детям понять, что такое «улица»?Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюден...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией хлебороб Тема «Во славим руки хлебороба»

Ознакомление дошкольников с профессиями родного края в рамках реализации регионального образовательного проета "ТЕМП"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кошка" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Интегрированное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя и развитию изобразительных навыков...