Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке».
    учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

    Олейник Оксана Павловна

    Конспект непосредственной образовательной деятельности  воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx162.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

    «Путешествие по сказке».

    Автор-составитель:

    Олейник О. П.

    Цель: формирование элементарных математических представлений.

    Задачи:

    • Продолжить работу по ознакомлению детей с творчеством К. И . Чуковского и его произведениями. Закреплять знания  детей о насекомых.

    Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10, в счете двойками, формирование счетных навыков., в понимании количественных отношений  между числами.

    Закрепить названия геометрических фигур, тренировать в умении классифицировать фигуры по заданным признакам.

    • Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, воображение. Закреплять умение использовать в речи предлоги и слова: на, под, над, между, слева, справа. Закреплять умении сравнивать предметы по величине и использовать в речи слова, обозначающие размер. Тренировать в умении использовать в речи числительные, согласовывать существительные и прилагательные в женском и мужском роде. Развивать мелкую моторику.
    • Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее. Воспитывать желание помогать тем, кто попал в трудную ситуацию. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Предварительная работа: знакомство с творчеством К. И. Чуковского и его книгами, чтение и рассматривание книг и иллюстраций с насекомыми, отгадывание загадок, решение логических задач, изготовление насекомых из природного материала. Игры с кругами Эйлера.

    Этапы формирования совместной деятельности:

    1. Организационный момент
    • Приветствие.
    • Введение в игровую ситуацию.

    1. Основная часть
    • Д/и «Сложи картинку»
    • Д/и «Сосчитай и назови».
    • Д/и «Какой по счету?» (игра с мячом)
    • Д/и «Чего больше? Чего меньше?»
    • Д/и «Про кого можно сказать один, одна?» (игра с мячом)
    • Работа с кругами Эйлера.
    • Физкультминутка
    • Пальчиковая гимнастика
    • Путешествие по карте

    1. Подведение итогов
    • Танец сороконожки.

    Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

    В – Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними:

    Станем рядышком, по кругу,        
    Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем "Привет!" и "Добрый день!";
    Если каждый улыбнётся – 
    Утро доброе начнётся.
    – ДОБРОЕ УТРО!!!

     А еще к нам в гости сегодня пришла сказка. Послушайте ее:

    Муха, Муха –Цокотуха,

    Позолоченное брюхо.

    Муха по полю пошла….

           Вы уже догадались, что это за сказка. Как она называется?

    Д – Сказка называется «Муха-Цокотуха».

    В – Кто автор этой сказки?

    Д – Автор этой сказки Корней Иванович Чуковский.

    В – Какие еще сказки этого автора вы знаете?

    Д – «Доктор Айболит», «Тараканище», «Мойдодыр», «Краденое солнце».

    В – Какие сказки и стихи вы еще помните. Давайте посмотрим коллаж. /Дети подходят к фланелеграфу. На фланелеграфе портрет писателя, коллаж по сказкам и стихам К. И. Чуковского/.

    В – А наша сказка продолжается:

    Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла.

    Пошла муха на базар

    И купила …

    Д – «самовар»

    Муха –« Приходите тараканы,

        Я вас чаем угощу

    В – Кого муха стала приглашать к себе на чай?

    Д – Муха пригласила к себе на чай тараканов, блошек, бабочку…

    /Воспитатель выкладывает картинки названных насекомых/

    В – Как их можно назвать одним словом?

    Д – Таракан, муха, бабочка – это насекомые.

    Д/И «Сложи картинку»

    В – Посмотрите, у нашей Мухи  есть красивые конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Сложите картинки и узнаете, кого еще она пригласила в гости.

    Дети складывают картинки, а для Алеши К. и Лизы индивидуальное задание. Они складывают названия насекомых из букв, которые находят по определенной схеме.

    C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0403.jpg   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0404.jpg

    В – Кто у кого получился? ( дети называют получившиеся изображения, воспитатель выставляет картинки на фланелеграфе).

    Д/и «Сосчитай и назови».

    В – Посмотрите, кто устроился у нас на полянке?

    Д – У нас на полянке муха, комар, таракан, блошка, пчела, бабочка, жук, кузнечик, таракан, паук .

    В – Сколько всего насекомых  на полянке?

    Д – На полянке девять насекомых.

    В – Что-то я не пойму. Давайте посчитаем изображения.

    Д – 1, 2,3,4,5,6,7,8,9,10.

    В – Как мы сейчас считали?

    Д – Мы считали в прямом порядке.

    В – А теперь,  посчитаем в обратном порядке.

    Д – 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

    В – Что-то я совсем запуталась. Изображений 10, а насекомых, вы говорите, девять. Что же такое?

    Д – Паук лишний, он не относится к насекомым.

    В – Почему?

    Д –  У насекомых шесть лапок, а у паука восемь. 

    В – Мы сейчас считали в прямом и обратном порядке, а как еще можно посчитать?

    Д – Можно считать двойками.

    В – Давайте посчитаем. (Дети считают двойками)

    Д/и «Какой по счету?» (игра с мячом)

    В –  Дети обратите внимание, у каждого насекомого и у паука свое место на полянке. Давайте определим какой по счету комар.

    Д – Комар – второй.

    В – Таракан?

    Д – Таракан – девятый…. и т.д.

    В – А сказка наша продолжается:

    Вдруг какой-то старичок Паучок

    Нашу Муху в уголок поволок –

    Хочет бедную убить,

    Цокотуху погубить!

    Муха – «Дорогие гости, помогите!

                      Паука-злодея зарубите!

                      И кормила я вас,

                      И поила я вас,

                      Не покиньте меня

                      В мой последний час!»

    В – Но жуки – червяки испугалися

           По углам, по щелям разбежалися…

    с

    В – Ребята, посмотрит, наши насекомые разбежались по всей картинке, давайте расскажем, кто где находится.

    В – Кто находится в середине?

    Д – В середине – бабочка.

    В – Кто под?.. Кто между?.. Кто слева?.. Кто справа?..

    Д/и «Чего больше? Чего меньше?»

    В – Теперь посмотрите, подумайте и скажите: чего больше, бабочек или крыльев?

    Д – Крыльев больше, чем бабочек.

    В – Давайте выложим это неравенство с помощью цифр и знаков, а тем, кому не хватило цифр, напишут неравенство на волшебных дощечках (коробочки,  внутри которых манная крупа).

    В – Сколько крыльев у бабочки?

    Д – У бабочки четыре крыла.

    В – Какую цифру выкладываем?

    Д – Выкладываем цифру четыре.

    В – Сколько бабочек на картинке?

    Д – На картинке одна бабочка.

    В – Значит, выкладываем цифру…

    Д – Один.
    В –
    Четыре больше или меньше одного?
    Д –
    Четыре больше одного.
    В –
    Поставьте необходимый знак между числами.
    В –
    Ответьте на следующий вопрос. У кого меньше лапок: у комара или паука?

    Д – У комара лапок меньше, чем у паука.
    В –
    Выложите неравенство самостоятельно .

                            Д/и «Про кого можно сказать один, одна?» (игра с мячом)

    В – Ребята, а про кого из наших насекомых можно сказать один или одна, я буду бросать мяч, а вы отвечайте. Комар…?
    Д
    – один.
    В – Муха…?
    Д –
    одна.

    Работа с кругами Эйлера.


    В –
    Посмотрите, все насекомые спрятались в разные домики.  На что похожи домики?
    Д
     – На геометрические фигуры.
    В
     – Разложите фигуры  правильно. У нас два обруча. Все фигуры красного цвета надо положить в розовый обруч, а все фигуры четырехугольной формы – в голубой обруч. Прежде,  чем начать   работу ответьте на вопрос. Какие фигуры будут расположены в области пересечения двух кругов.
    Д
    – Это будут фигуры, которые обладают общими признаками.
    В –
    Приступайте к работе.

    В – Давайте проверим вашу работу. Какие фигуры расположены в розовом обруче? Назовите их.
    Д –
    В розовом обруче расположены все красные фигуры, это круги и овалы.
    В –
    Какие фигуры в голубом обруче?
    Д –
    Все четырехугольные.
    В –
    Назовите их.

    Д – Это прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.

    В – Почему эти фигуры называют четырехугольными?

    Д – Потому что у них четыре угла и четыре стороны.
    В –
    Какие фигуры расположены в области пересечения двух кругов?
    Д –
    В области пересечения двух кругов находятся четырехугольники красного цвета.
    В  
    - Какая фигура может быть здесь лишней, посмотрите внимательно (перед этим воспитатель незаметно подкладывает в голубой обруч треугольник)?
    Д –
    Лишним будет треугольник.
    В –
    Почему?
    Д –
    Потому что у треугольника три стороны и три угла, он не может быть четырехуглольником.
    В –
    Ребята, посмотрите:

    А кузнечик, а кузнечик,

    Ну, совсем как человечек…

         Давайте с ним поиграем.

    Физкультминутка.

    Кузнечики.

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте кузнечики.

    Сели, травушку покушали,

    Тишину послушали.

    Пчелы.

    Пчелы в ульях сидят              / присесть на носках, спина прямая/

    И в окошко глядят.                 /правым кулаком подпереть щеку, левой р. поддерживать локоть/

    Порезвиться захотели            /встать/

    Друг за другом полетели          /взмахи рук/

    В – Дети, а мы совсем забыли про муху.

    А злодей-то не шутит,

    Руки-ноги он мухе веревками крутит,

    Зубы острые в самое сердце вонзает

    И кровь из нее выпивает…

     Надо муху спасать. А кто же нам поможет? Давайте вспомним всех насекомых нашей сказки. Приготовьте руки.

                                                  Пальчиковая гимнастика.

    Дружно пальчики считаем  -  сжимаем и разжимаем пальцы

    Насекомых называем          

    Бабочка, кузнечик, муха      -  поочередно загибаем пальцы, начиная с большого

    Это жук с зеленым брюхом.

    Это кто же тут звенит?         -  вращаем мизинцем

    Ой сюда комар летит!           -  прячем руки за спину.

    Точно ребята, нам сможет помочь только комар.

    Комар – Где убийца? Где злодей?

                    Не боюсь его когтей!

    В – Дорогой комар, помоги нам. Мы не знаем, где искать муху, чтобы ее спасти. Где логово паука? Может у тебя есть какая-нибудь карта?

    Комар – Да. У меня есть карта (комар достает карту).

                     

                          ЛОГОВО

                              ПАУКА

                                                                                    ЛЕС

                                             БИБЛИОТЕКА                                               БОЛОТО

    В – Давайте посмотрим карту и увидим, какие испытания ждут комара. Сначала ему надо будет пройти….
    Д – БОЛОТО (читает с карты)
    В –
    По кочкам. Дальше будет…
    Д –
    ЛЕС.
    В –
    Надо будет проложить тропинку в непроходимом лесу. Дальше…
    Д –
    БИБЛИОТЕКА.
    В –
    В библиотеке надо будет собрать все книги К. И. Чуковского. Их должно быть десять. И ,

                                                 Д/и «Реши пример».

    В – Вот болото, которое должен пройти комар (воспитатель при помощи веревки выкладывает болото). Вот вам каждому кочка, по которым комар сможет перейти это болото. На кочке цифра – ответ. Я задаю пример, вы его решаете.

    Три плюс один
    Д –
    четыре (карточку с ответом выкладывают на болото) и т. д.

    В – Комар прошел болото, впереди дремучий лес.

    Д/и «Картинка с наложением».

    В – В лесу уже есть тропинка, но она очень нечеткая. Вам надо собрать фигуру и наложить ее правильно.

    В – Вот мы и дошли до библиотеки. Здесь надо собрать 10 книг К. И. Чуковского. Приступайте к работе (дети начинают собирать книги)

    В – Молодцы. Вы справились и с этим заданием. Вот и логово паука. Нам осталось ответить на его сложные вопросы:

    • Воспитатель:  Если стол выше стула, то стул…?
    • Дети: Ниже стола.
    • Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?
    • Дети: короче линейки.
    • Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
    • Дети: Тоньше верёвки.
    • Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
    • Дети: Младше сестры.

    В – А вот и муха. Она вся в паутине. Ее надо срочно спасать, иначе она погибнет. Что же нам делать?

    Д – Надо размотать паутину.

    Игра на развитие моторики «Смотай клубочек».

    В – Ребята, надо действовать организованно.

     Алеша, Лиза, Злата, Карина будут сматывать клубочки.

    Богдан, Георгий, Дима – скручивать ленточки.

    Ваня, Максим, Кирилл, Слава – расплетать косички.

    В – Молодцы. Мы освободили муху, потому что действовали сообща. А теперь слово комару.

    Комар – Я злодея погубил,

                    Я тебя освободил

                    И теперь душа- девица,

                    На тебе хочу жениться!
    В –
    Тут букашки и козявки

           Выползают из- под лавки:

           Эй, сороконожки,

           Бегите по дорожке,

           Зовите музыкантов,

           Будем танцевать!

    «Танец сороконожки».


    В – Ну что же ребята, подошло к концу наше путешествие. А путешествовали мы по какой сказке?

    Д – Мы путешествовали по сказке «Муха-Цокотуха»
    В –
    Кто написал эту сказку?
    Д –
    Эту сказку написал К. И. Чуковский.
    В –
    Что вам больше всего запомнилась из этого путешествия?
    Д -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " Путешествие в Краскоград"

    Может ли ребенок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра - это основная форма познания жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Используемые на за...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие маленького волжанина в мир искусства»

    Конспект непосредсвенно образовательной деятельности разработан в соответствии с рекомендациями автора региональной программы гражданско-патриотического воспитания "Воспитание маленького волжанина" Ел...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в страну Сказок»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53»      Конспектнепосредственной образовательной деятельности с де...

    Конспект непосредственно — образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес».

    Конспект НОД с детьми старшего  дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес" с использованием ЭОР "Добро пожаловать в экологию"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка по волшебному лесу».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы ро развитию речи....

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»...