ОТЧЕТ ПО ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ детей старшей группы с презентацией
проект по окружающему миру (старшая группа)

Москалюк Алина Петровна
Презентация и текст отчета за учебный год по обучению финансовой грамотности детей содержит: фотографии, Актуальность проблемы, Цель, Задачи, Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, Ожидаемый результат, Практический выход, Методы, Этапы ( I этап. Организационный, II этап. Реализация, III этап. Заключительный), работа с родителями (День открытых дверей, Консультация, Создание инеллект-схемы на тему «Бюджет семьи», Анкетирование по вопросам финансовой грамотности), перечень мероприятий (Занятия по обучению финансовой грамотности детей , Сюжетно-ролевые игры, Дидактическая игра, Настольная игра, картотеки, сказки и рассказы экономического содержания, стихов и т.д.). В мае планируется проведение заключительного мероприятия «Ярмарка». На следующий учебный год следует возобновить данную работу и продолжить постепенно давать начальные знания из области экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6

ОТЧЕТ ПО ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

детей старшей группы № 11

в 2018-2019 уч. Году

Воспитатели: Абрамова Н.В;

 Москалюк А.П.

Волосово

2019

Актуальность проблемы

В современном мире нас повсюду окружает реклама,  в лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.

 Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно.

Поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Цель

Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям.

Задачи

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • Формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
  • Учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;
  • Учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги;
  • Понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.
  • Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике.

Перечень используемых дидактических материалов, технических средств.

Дидактические игры, фото города Волосово, проектор, ноутбук, презентации. Сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Коммерсант», «Что быстрее купят?» и т.д. Сюжетноролевые игры  «Магазин на диване», «Супермаркет», «Салон красоты» и т.д.

Ожидаемый результат

​ Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (материальный мир как результат труда людей);

​ Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

​ Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

​ Дети привносят в игры свой жизненный опыт экономических отношений;

​ Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;

​ Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

​ Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Практический выход

Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей;

Создание обогащённой развивающей среды в группе: пополнение уголка математики; создание картотек игр; создание сюжетноролевой игры «Магазин на диване».

Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; проведение тематических занятий.

Методы

Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, проблемные ситуации, изготовление поделок. Изготовление атрибутов к играм,  просмотр фильмов, консультации с родителями.

Этапы

I этап. Организационный.

Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; совместные с детьми размышления на темы: «Что такое финансы?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Реализация

В этом учебном году уже проведены следующие занятия по обучению финансовой грамотности детей старшей группы № 11:

  • Занятие на тему «Что такое деньги». Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России.

  • Занятие по ФЭМП на тему «Размен денег». Цели: раскрыть сущность  понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; учить выполнять практические действия по размену денег.

  • Занятие на тему «Труд. Заработная плата. Профессии». Цели: раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия».  Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Волосово; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду;

  • Занятие на тему: «Бюджет семьи». Цели: дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы).

  • Занятие на тему «Магазин. Виды магазинов». Цели: ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличи-тельные черты; уточнить у детей представления о разных видах магазинов; учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;

Две недели с 4 по 15 февраля в группе проводили насыщенную работу по проекту «В мире экономики». Пополнена образовательная среда и организованы условия для сюжетно ролевых игр:

  • Сюжетно-ролевая игра «Банк». Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

  • Настольная игра «Коммерсант». Цели: продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр).

  • Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».        Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах. Продолжать учить считать, разменивать купюру и давать сдачу; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.  

  • Игра  «Магазин на диване». Цели: дать понятие экономической категории – реклама. Научить делать выбор товара на компьютере, опираясь на рекламу,  и заказать его по телефону.

  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница». Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умение считать сдачу. Воспитывать бережливость, расчетливость, трудолюбие, осуждать жадность.

  • Дидактическая  игра «Доходы-расходы».        Цели: воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

  • Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок. Цели: показать необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги).

  • Изготовление рекламной папки «Магазин на диване». Цели: развивать творческие способности. Способствовать развитию памяти, чувства удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

  • Собраны картотеки сюжетно-дидактических игр, моделирующих жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, например, «Обмен», «Маленькие покупки», «Что быстрее купят?» и т.д.

  • Дети слушают сказки и рассказы экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». Цели: продолжать знакомить детей с экономической категорией «потребности» на примере человека. Закрепить знания о видах потребностей  (духовных, материальных, социальных). Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности.

  • Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть». Цели: формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

  • Чтение пословиц и поговорок на тему: «Труд». Цели: научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.  Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

Ведется работа с родителями:

  • День открытых дверей 22 ноября был посвящен  теме финансовой грамотности, родители присутствовали на занятии «Деньги. Купюра. Монета». Цели:  раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

  • Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей».        Цели: Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить родителей в важности экономического воспитания.

  • Создание инеллект-схемы на тему «Бюджет семьи». Цели: обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

  • Анкетирование по вопросам финансовой грамотности. Цели: в начале учебного года - определить знания родителей и их мнение по экономическому воспитанию детей в семье. В конце - выявить результативность проведенных мероприятий.

III этап. Заключительный

В мае планируется проведение заключительного мероприятия «Ярмарка». На следующий учебный год следует возобновить данную работу и продолжить постепенно давать начальные знания из области экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности  детей старшего дошкольного возраста»....

Журнал для детей и родителей на тему финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Приветствую Вас, уважаемые зрители! Представляю Вашему вниманию  выпуск журнала «Финансовая азбука». Этот журнал по финансовой грамотности для вас и ваших детей. Он поможет объяс...

Отчет "Финансовая грамотность детей в группе раннего возраста"

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности.Задачи:Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, деньги, купюра, продавец, покупки, мага...