Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Майорова Ирина Новомировна

Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровой, краткосрочный проект83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                               Педагогический проект

"Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"

Выполнила: Майорова Ирина Новомировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 145» г.о. Самара

                                                     Самара, 2019 г.

Содержание:

1. Введение

2. Реализация проекта (этапы)

3. Заключение

4.Технологическая карта

5. Литература

6. Приложение

Введение:

Актуальность проекта:

Принят Федеральный государственный образовательный стандарт дош-кольного образования, он представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.  На данный момент этот доку-мент является не просто актуальным, он – мегазначимый в дошкольном образовании. Реализация ФГОС предъявляет к современному педагогичес-кому работнику все более усложняющие требования. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенству-ющеего места. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным  принципам: принцип развивающего образования; принцип необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родите-лями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошколь-ном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Обновление содержания технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогичес-кой деятельности, соответствующей ФГОС ДО.

Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет ребёнку представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение и мышление, даёт возможность пофантазировать. Игра является формой активного творческого отраже-ния  ребенком окружающей  действительности,  ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реаль-ность и вымысел. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффек-тивным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр, "Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... " В игре воспроизводятся жизненные ситуации, правила поведения, близкие к жизненному опыту детей. Игра формирует первые нравственные чувства (что плохо, что хорошо). Именно в игре у детей зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, познавательные, потребность в самостоятельности и т.д.). "В игре раскрываются творческие способности личности, в игре раскрывается перед детьми мир. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития"-В.А.Сухомлинский.

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществ-лять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощ-рения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые технологии могут быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-Улыбка», развитие познавательного интереса с помощью сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- обогатить представления детей о кафе, помочь детям овладеть новой информацией;

- вызвать эмоционально-познавательное отношение с помощью сюжетно-ролевой игры;

- организовать подготовительный этап сюжетно-ролевой игры «Кафе-Улыбка»;

- развивать умения, необходимые для развёртывания сюжетно-ролевой игры( распределение ролей, подготовка атрибутов, разработка сюжетной линии) о кафе;

- развивать инициативность, креативность, индивидуальность детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Вид проекта: игровой.

Образовательная область: познание.

Ожидаемый результат:

- развитие познавательного интереса в игре;

- научиться играть в сюжетно-ролевую игру «кафе»;

- появление умения слушать партнёров в игре, соединять их замыслы со своими;

- комментирование своих игровых действий и действий партнёров;

Продукт проектной деятельности:

- альбом «меню» рисунки блюд детей;

- презентация «Моё любимое блюдо»;

- выставка детских работ «Вкусненькое чудо»;

- фото коллаж «Я это очень люблю»;

Реализация проекта (этапы) :

1.Погружение в проект:

Деятельность воспитателя:

- отобрать возможные темы о кафе « Для чего существует кафе», «Что такое меню», «Какое название кафе вы знаете».., чтобы затем предложить их детям;

- разобрать с детьми сюжетные ситуации: «Мы готовимся к празднику», «Наш выходной день», «Хочу угостить друзей мороженым»..,побудить у детей интерес к теме «кафе», мотивировать детей к обсуждению;

- предложить детям проблемно-игровую ситуацию «Мы пришли в кафе-Улыбка», рассмотреть новые предметы в игровом уголке;

- развить интерес к теме «Что вы знаете о кафе, кто посещает кафе, зачем, кто работает в кафе»;

- помочь сформулировать проблему проекта « мы мало знаем о кафе »;

- помочь сформулировать сюжетную ситуацию «мы пришли в кафе, что там увидем »;

- помочь сформулировать цель и задачи для решения проблемы;

Деятельность детей:

- вместе с воспитателем обсуждают тему «Кафе», получают дополнительную информацию от воспитателя;

- определяют свои потребности «Кто работает в кафе», «Как вести себя в кафе», «Для чего существует кафе», «Какое дать имя кафе», «Как сделать отдых в кафе приятным и весёлым»;

- формулируют цель «хотим играть»;

Деятельность родителей:

- мотивируют детей;

2.Планирование деятельности:

Деятельность воспитателя:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;

- собрать информацию о кафе, используя различные источники;

- разработать консультации для родителей с рекомендациями по теме проекта;

- помочь детям определить круг источников информации;

- разработка конспекта сюжетно-ролевой игры «Кафе –Улыбка»;

- придумывание и подбор материала для игры;

- наметить роли в игре;

- продумать возможные формы презентации результатов проекта;

Деятельность детей:

- подбор информации (иллюстрации, фото, видио, журналы о кафе…) систематизация и анализ информации;

- продумывают продукт групповой или индивидуальной деятельности на каждом этапе;

Деятельность родителей:

- консультируют детей в процессе поиска информации;

- оказывают помощь в выборе способа хранения и систематизации собранной информации;

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

Деятельность воспитателя:

- наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, контролирует безопасность детей, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности детей;

Деятельность детей:

- беседы о кафе: Что такое кафе? Для чего существует кафе. Кто работает в кафе? Что такое меню? Как составить праздничное меню? Кафе будущего. Как называют кафе и как можно назвать кафе? Как вести себя в кафе?

- чтение художественной литературы: «Вини-пух и все, все, все…», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», В. Маяковский «Кем быть»;

- наблюдение за поваром в детском саду;

- разговор с музыкальным руководителем детского сада «Как организовать весёлый праздник», «Чем развлечь гостей» и подбор музыки для кафе;

- разучивание игр «Съедобное, не съедобное», «Картошка и ложка», «Во!», «Замри», «Повороты в слепую», «Собираем урожай», «Колечко», игры с шарами, загадок, хоровода «Именинник»;

- рассматривание набора открыток и книг с различными видами блюд;

- этическая беседа о поведении в общественных местах;

- встреча детей с мамой, которая работает в кафе и разговор с ней;

- составление детьми творческих рассказов «Кафе будущего»;

- дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова», «День рождения куклы»..;

- экскурсия к кафе с целью выяснения место расположения и оформления прилегающей территории и последующая беседа;

- продуктивные виды деятельности:

*изготовление тортов, пирожных, булочек, пирожков, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д. для игры;

* рисование денег своей группы;

* рисование «блюдо»;

* рисование «Что бы ты подарил другу на день рождения»;

* конструирование плана кафе и выбор названия кафе;

- распределение ролей в игре «Кафе-Улыбка»;

Деятельность родителей:

- экскурсия с детьми в кафе, составление плана внутри кафе, наблюдения обстановки в кафе и последующая беседа о том, что дети видели;

- домашнее приготовление любимого блюда и его фото, презентация приготовления;  

- изготовление табличек с надписями: «администратор кафе», «официант», «кассир», «охранник», «организатор праздников»;

- шитьё униформы работников кафе;

4.Оформление результатов:

Деятельность воспитателя:

- наблюдает, советует, помогает, мотивирует детей, создаёт чувство успеха, подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого;

Деятельность детей:

- играют в сюжетно-ролевую игру «Кафе-Улыбка»;

Деятельность родителей:

- советуют, помогают, мотивируют детей, создают чувство успеха;  

5.Презентация результатов:

Деятельность воспитателя:

- организация презентаций, выставки и фото коллажа;

- консультация детей и родителей по вопросам подготовки презентации;

- подведение итогов;

Деятельность детей:

- показ презентации и ответ на вопросы слушателей;

Деятельность родителей:

- оказывают детям помощь в подготовке презентации;

6.Оценка результатов:

Деятельность воспитателя:

- оценивает усилия детей и креативность;

Деятельность детей:

- оценивают деятельность и её результативность;

Деятельность родителей:

- мотивируют детей;

Заключение: 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов. Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. Использование педагогических технологий способствовало развитию уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.  Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое. В сюжетно-ролевой игре развивается в первую очередь наглядно-образный вид мышления. Также занятия способствовали развитию речи дошкольников. Следует отметить рост в уровне развития речевой памяти и в уровне развития зрительной памяти, что объясняется необходимостью использования выделенных процессов в сюжетно-ролевой игре (запоминание правил, моделей поведения, воспроизведение сохраненного материала).  Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательного интереса опосредованно путем развития образного и понятийного мышления, а также показателей внимания и работоспособности как в группе в целом, так и в группах мальчиков и девочек в отдельности. Хотелось бы провести сравнительный анализ данных по группам мальчиков и девочек как до, так и после занятий. Думаю что, по многим показателям уровень развития мыслительных процессов до занятий в группе девочек превышал бы  аналогичные показатели в группе мальчиков, а после занятий большинство различий сравнялось.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что многое удалось. В ходе реализации проекта у детей развивается познавательный интерес, сформировывается заинтересованность в приобретении знаний которые могут пригодиться им в жизни (знания о кафе , о труде работников кафе, о правилах поведения в общественных местах). Сюжетно-ролевая игра положительно влияет на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка. Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение. Накапливая игровой опыт, ребёнок становится способен разыгрывать всё более сложные сюжеты: увеличивается число сменяющих друг друга игровых ситуаций и количество героев, ребёнок может начать играть за разных персонажей по очереди, усложняются действия героев и их взаимоотношения. Дети с удовольствием готовят атрибуты для игры, разрабатывают сюжетные линии, распределяют роли. Многие проявляют инициативу и творческую активность. Хотелось бы  видеть креативных детей, детей,  которые умеют в игре  контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает. При проведении сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер у дошкольников улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети больше и лучше общаются между собой, с взрослыми, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых в совместной работе. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Рекомендации:

1.Необходимо создавать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

3. Использовать игровые технологии для получения образовательного результата.

       Литература:

  1. Васильева С. А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках.Мир человека ПрофесииюМ., 2005г.
  2. Виноградова Н. А., Позняков Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009г.
  3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.: Педагогическое общество России, 2008г.
  4. Калиниченко А.В., Миклаева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М: Айрс-Пресс, 2004г.
  5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002г.
  6. интернет ресурсы: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/khorovodnye-igry-i-khorovody-v-detskom-sadu
  7. http://deti-i-my.ru/igry-i-konkursy-na-den-rozhdeniya-dlya-detej.html
  8. http://deti-i-my.ru/igry-i-konkursy-na-den-rozhdeniya-dlya-detej.html
  9. http://ollforkids.ru/dayro.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Проект направлен на создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи проекта:-изучить пси...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

***Проект "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитатель: Концова Ольга Юрьевна...

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...