Главные вкладки

    Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Майорова Ирина Новомировна

    Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Игровой, краткосрочный проект83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     

                                   Педагогический проект

    "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"

    Выполнила: Майорова Ирина Новомировна

    Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 145» г.о. Самара

                                                         Самара, 2019 г.

    Содержание:

    1. Введение

    2. Реализация проекта (этапы)

    3. Заключение

    4.Технологическая карта

    5. Литература

    6. Приложение

    Введение:

    Актуальность проекта:

    Принят Федеральный государственный образовательный стандарт дош-кольного образования, он представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.  На данный момент этот доку-мент является не просто актуальным, он – мегазначимый в дошкольном образовании. Реализация ФГОС предъявляет к современному педагогичес-кому работнику все более усложняющие требования. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенству-ющеего места. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным  принципам: принцип развивающего образования; принцип необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родите-лями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошколь-ном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Обновление содержания технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогичес-кой деятельности, соответствующей ФГОС ДО.

    Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет ребёнку представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение и мышление, даёт возможность пофантазировать. Игра является формой активного творческого отраже-ния  ребенком окружающей  действительности,  ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реаль-ность и вымысел. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффек-тивным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр, "Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... " В игре воспроизводятся жизненные ситуации, правила поведения, близкие к жизненному опыту детей. Игра формирует первые нравственные чувства (что плохо, что хорошо). Именно в игре у детей зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, познавательные, потребность в самостоятельности и т.д.). "В игре раскрываются творческие способности личности, в игре раскрывается перед детьми мир. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития"-В.А.Сухомлинский.

    Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществ-лять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощ-рения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

    Игровые технологии могут быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

    Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-Улыбка», развитие познавательного интереса с помощью сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи проекта:

    - обогатить представления детей о кафе, помочь детям овладеть новой информацией;

    - вызвать эмоционально-познавательное отношение с помощью сюжетно-ролевой игры;

    - организовать подготовительный этап сюжетно-ролевой игры «Кафе-Улыбка»;

    - развивать умения, необходимые для развёртывания сюжетно-ролевой игры( распределение ролей, подготовка атрибутов, разработка сюжетной линии) о кафе;

    - развивать инициативность, креативность, индивидуальность детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

    - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

    Срок реализации проекта: краткосрочный.

    Вид проекта: игровой.

    Образовательная область: познание.

    Ожидаемый результат:

    - развитие познавательного интереса в игре;

    - научиться играть в сюжетно-ролевую игру «кафе»;

    - появление умения слушать партнёров в игре, соединять их замыслы со своими;

    - комментирование своих игровых действий и действий партнёров;

    Продукт проектной деятельности:

    - альбом «меню» рисунки блюд детей;

    - презентация «Моё любимое блюдо»;

    - выставка детских работ «Вкусненькое чудо»;

    - фото коллаж «Я это очень люблю»;

    Реализация проекта (этапы) :

    1.Погружение в проект:

    Деятельность воспитателя:

    - отобрать возможные темы о кафе « Для чего существует кафе», «Что такое меню», «Какое название кафе вы знаете».., чтобы затем предложить их детям;

    - разобрать с детьми сюжетные ситуации: «Мы готовимся к празднику», «Наш выходной день», «Хочу угостить друзей мороженым»..,побудить у детей интерес к теме «кафе», мотивировать детей к обсуждению;

    - предложить детям проблемно-игровую ситуацию «Мы пришли в кафе-Улыбка», рассмотреть новые предметы в игровом уголке;

    - развить интерес к теме «Что вы знаете о кафе, кто посещает кафе, зачем, кто работает в кафе»;

    - помочь сформулировать проблему проекта « мы мало знаем о кафе »;

    - помочь сформулировать сюжетную ситуацию «мы пришли в кафе, что там увидем »;

    - помочь сформулировать цель и задачи для решения проблемы;

    Деятельность детей:

    - вместе с воспитателем обсуждают тему «Кафе», получают дополнительную информацию от воспитателя;

    - определяют свои потребности «Кто работает в кафе», «Как вести себя в кафе», «Для чего существует кафе», «Какое дать имя кафе», «Как сделать отдых в кафе приятным и весёлым»;

    - формулируют цель «хотим играть»;

    Деятельность родителей:

    - мотивируют детей;

    2.Планирование деятельности:

    Деятельность воспитателя:

    - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;

    - собрать информацию о кафе, используя различные источники;

    - разработать консультации для родителей с рекомендациями по теме проекта;

    - помочь детям определить круг источников информации;

    - разработка конспекта сюжетно-ролевой игры «Кафе –Улыбка»;

    - придумывание и подбор материала для игры;

    - наметить роли в игре;

    - продумать возможные формы презентации результатов проекта;

    Деятельность детей:

    - подбор информации (иллюстрации, фото, видио, журналы о кафе…) систематизация и анализ информации;

    - продумывают продукт групповой или индивидуальной деятельности на каждом этапе;

    Деятельность родителей:

    - консультируют детей в процессе поиска информации;

    - оказывают помощь в выборе способа хранения и систематизации собранной информации;

    3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

    Деятельность воспитателя:

    - наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, контролирует безопасность детей, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности детей;

    Деятельность детей:

    - беседы о кафе: Что такое кафе? Для чего существует кафе. Кто работает в кафе? Что такое меню? Как составить праздничное меню? Кафе будущего. Как называют кафе и как можно назвать кафе? Как вести себя в кафе?

    - чтение художественной литературы: «Вини-пух и все, все, все…», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», В. Маяковский «Кем быть»;

    - наблюдение за поваром в детском саду;

    - разговор с музыкальным руководителем детского сада «Как организовать весёлый праздник», «Чем развлечь гостей» и подбор музыки для кафе;

    - разучивание игр «Съедобное, не съедобное», «Картошка и ложка», «Во!», «Замри», «Повороты в слепую», «Собираем урожай», «Колечко», игры с шарами, загадок, хоровода «Именинник»;

    - рассматривание набора открыток и книг с различными видами блюд;

    - этическая беседа о поведении в общественных местах;

    - встреча детей с мамой, которая работает в кафе и разговор с ней;

    - составление детьми творческих рассказов «Кафе будущего»;

    - дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова», «День рождения куклы»..;

    - экскурсия к кафе с целью выяснения место расположения и оформления прилегающей территории и последующая беседа;

    - продуктивные виды деятельности:

    *изготовление тортов, пирожных, булочек, пирожков, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д. для игры;

    * рисование денег своей группы;

    * рисование «блюдо»;

    * рисование «Что бы ты подарил другу на день рождения»;

    * конструирование плана кафе и выбор названия кафе;

    - распределение ролей в игре «Кафе-Улыбка»;

    Деятельность родителей:

    - экскурсия с детьми в кафе, составление плана внутри кафе, наблюдения обстановки в кафе и последующая беседа о том, что дети видели;

    - домашнее приготовление любимого блюда и его фото, презентация приготовления;  

    - изготовление табличек с надписями: «администратор кафе», «официант», «кассир», «охранник», «организатор праздников»;

    - шитьё униформы работников кафе;

    4.Оформление результатов:

    Деятельность воспитателя:

    - наблюдает, советует, помогает, мотивирует детей, создаёт чувство успеха, подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого;

    Деятельность детей:

    - играют в сюжетно-ролевую игру «Кафе-Улыбка»;

    Деятельность родителей:

    - советуют, помогают, мотивируют детей, создают чувство успеха;  

    5.Презентация результатов:

    Деятельность воспитателя:

    - организация презентаций, выставки и фото коллажа;

    - консультация детей и родителей по вопросам подготовки презентации;

    - подведение итогов;

    Деятельность детей:

    - показ презентации и ответ на вопросы слушателей;

    Деятельность родителей:

    - оказывают детям помощь в подготовке презентации;

    6.Оценка результатов:

    Деятельность воспитателя:

    - оценивает усилия детей и креативность;

    Деятельность детей:

    - оценивают деятельность и её результативность;

    Деятельность родителей:

    - мотивируют детей;

    Заключение: 

    Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов. Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. Использование педагогических технологий способствовало развитию уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.  Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое. В сюжетно-ролевой игре развивается в первую очередь наглядно-образный вид мышления. Также занятия способствовали развитию речи дошкольников. Следует отметить рост в уровне развития речевой памяти и в уровне развития зрительной памяти, что объясняется необходимостью использования выделенных процессов в сюжетно-ролевой игре (запоминание правил, моделей поведения, воспроизведение сохраненного материала).  Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательного интереса опосредованно путем развития образного и понятийного мышления, а также показателей внимания и работоспособности как в группе в целом, так и в группах мальчиков и девочек в отдельности. Хотелось бы провести сравнительный анализ данных по группам мальчиков и девочек как до, так и после занятий. Думаю что, по многим показателям уровень развития мыслительных процессов до занятий в группе девочек превышал бы  аналогичные показатели в группе мальчиков, а после занятий большинство различий сравнялось.

    Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что многое удалось. В ходе реализации проекта у детей развивается познавательный интерес, сформировывается заинтересованность в приобретении знаний которые могут пригодиться им в жизни (знания о кафе , о труде работников кафе, о правилах поведения в общественных местах). Сюжетно-ролевая игра положительно влияет на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер ребенка. Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение. Накапливая игровой опыт, ребёнок становится способен разыгрывать всё более сложные сюжеты: увеличивается число сменяющих друг друга игровых ситуаций и количество героев, ребёнок может начать играть за разных персонажей по очереди, усложняются действия героев и их взаимоотношения. Дети с удовольствием готовят атрибуты для игры, разрабатывают сюжетные линии, распределяют роли. Многие проявляют инициативу и творческую активность. Хотелось бы  видеть креативных детей, детей,  которые умеют в игре  контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает. При проведении сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер у дошкольников улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети больше и лучше общаются между собой, с взрослыми, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

    Проект заинтересовал и сплотил детей и взрослых в совместной работе. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

    1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра

    2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей

    3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

    Рекомендации:

    1.Необходимо создавать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

    2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

    3. Использовать игровые технологии для получения образовательного результата.

           Литература:

    1. Васильева С. А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках.Мир человека ПрофесииюМ., 2005г.
    2. Виноградова Н. А., Позняков Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009г.
    3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.: Педагогическое общество России, 2008г.
    4. Калиниченко А.В., Миклаева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М: Айрс-Пресс, 2004г.
    5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002г.
    6. интернет ресурсы: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/khorovodnye-igry-i-khorovody-v-detskom-sadu
    7. http://deti-i-my.ru/igry-i-konkursy-na-den-rozhdeniya-dlya-detej.html
    8. http://deti-i-my.ru/igry-i-konkursy-na-den-rozhdeniya-dlya-detej.html
    9. http://ollforkids.ru/dayro.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

    - Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

    Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

    ·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

    Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

    Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р....

    Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

    Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

    Проект направлен на создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи проекта:-изучить пси...