Методическая разработка "Сравнение одуванчика с тюльпаном" для младшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Занятие для детей младшей группы, на котором дети знакомятся с первоцветами, учатся сравнивать и анализировать, делать простейшие выводы. На занятии развивается познавательный интерес, воспитывается эстетический вкус и чувство прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

 Тема: «Сравнение одуванчика с тюльпаном».

для детей младшей группы

Цель: формирование понятия «первоцветы».

Задачи.

Обучающие:

1.формировать умение различать и называть первоцветы (мать-и- мачеха, подснежник, одуванчик, тюльпан),

2.закреплять умение правильно называть основные части растений,

3.совершенствовать навыки обследовательских действий.

Развивающие:

1. развивать умственную операцию сравнения (находить общие признаки у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями),

2. развивать память, внимание и наблюдательность.

Воспитывающие:

1. вызывать радость от красоты растений,

2. воспитывать бережное отношение к растениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов и сюжетных картинок с изображением труда взрослых по уходу за растениями, рассматривание растений на клумбах на прогулке, знакомство с моделями «части растений», чтение художественной литературы про цветы, рисование цветов, разучивание подвижной игры «Одуванчик».

Материалы и оборудование: магнитная доска; предметные и сюжетные картинки с изображением примет весны; картинки с изображением одуванчика, подснежника, мать-и-мачехи; рисунки-модели «части растений»; одуванчики и тюльпаны из бумаги и картона (на всех детей и воспитателя); два листа А-5 с изображением красной вазы и желтой вазы (на листах ватмана сделаны прорези для цветов); «коврики-травка» из зеленой бумаги (3-6 штук на усмотрение воспитателя); кукла; живой тюльпан; музыкальная запись (Чайковский «Вальс цветов»).

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: А какие подарки нам приготовила весна?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Ответы детей сопровождаются выкладыванием соответствующих картинок на магнитной доске.

Возможные варианты ответов: стало теплее, потому что солнышко припекает; снег растаял, появилась травка и цветы, птички прилетели, на деревьях появляются листочки.

Воспитатель: Вспомните, какие весенние цветы вы знаете?

Дети: мать-и-мачеха, подснежники, одуванчики.

Воспитатель: Ой, ребята, а у нас на полянке тоже выросли цветы. Выходите посмотреть на полянку!

Дети встают со стульчиков и выходят в центр группы.

В центре группы на полу лежат «коврики-травка» из зеленой бумаги разные цветы (подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики).

Дети вместе с воспитателем рассматривают цветы. Дети сами показывают и называют эти цветы.

Воспитатель: Ребята, будем рвать цветы? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: У нас цветы бумажные, мы их сорвем

Рассказ воспитателя:

Пригрело землю солнышко, снег растаял, вода напоила землю, и появились из нее сначала….(дети подсказывают воспитателю – «листочки»). Потом вырос, потянулся к солнцу….(дети говорят – «стебелек»). Затем распустился……(ответы детей – «цветок»).

Рассказ воспитателя сопровождается показом моделей. Если дети будут испытывать затруднения при подборе ответов, то воспитатель сначала показывает модель-подсказку.

Воспитатель: Ребята, а какой цветок вырос у меня?

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним игру «Одуванчик».

Дети: Давайте!

Воспитатель: Выходите и вставайте в круг.

Подвижная игра «Одуванчик».

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова и выполнять определенные действия:

  • «бутон» - дети встают в тесный круг, берутся за руки;
  • «бутон раскрывается» - держась за руки, дети небольшими шагами отступают назад;
  • «одуванчик расцвел» - держась за руки, дети образуют широкий круг;
  • «одуванчик побелел» - дети поднимают руки вверх;
  • «подул ветер» - дети разъединяют руки, разбегаются по группе и садятся на свои стульчики.

Можно игру провести 2 раза, на усмотрение воспитателя.

Дети успокоились и сидят на стульчиках.

Воспитатель: Дети, посмотрите на одуванчик.  Какие листочки у одуванчика?  На что они похожи? Какой формы цветок? Какого цвета?

Выслушиваются ответы детей.

В это время раздается стук в дверь. Появляется кукла  Наташа.

Воспитатель: Здравствуй, Наташа!

Кукла Наташа: Здравствуйте! Извините, пожалуйста, за опоздание. Я была на даче у своих друзей. Они передали вам подарок со своей клумбы. Как вы думаете, что это?

Дети: Это цветок.

Кукла: Правильно. Только, ребята, я забыла, как он называется. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель разворачивает пакет и достает живой тюльпан.

Кто-то из детей называет тюльпан.

Кукла: Ну, конечно, это тюльпан. Как я могла забыть?! Ой, ребята, я смотрю, у вас тоже есть цветок.

Дети: Да, это одуванчик.

Кукла: Давайте на них посмотрим. Какие они разные! Чем они различаются?

Дети: У них разные листочки и цветы.

Кукла: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наши модели. Они нам помогут узнать, чем похожи одуванчик и тюльпан.

Дети: У них есть стебель, листья, цветок и корень.

Воспитатель: Правильно. У всех растений есть эти части.

Кукла: Ребята, вы такие умные! Я хочу подарить каждому из вас цветок. Только живых цветов на всех у меня нет, поэтому я подарю вам бумажные цветы.

Дети получают тюльпаны и одуванчики и благодарят куклу.

Кукла: Давайте потанцуем с цветами.

Дети свободно  располагаются в центре группы с цветами в руках. Звучит вальс, и дети танцуют под музыку. Воспитатель танцует вместе с куклой.

С окончанием музыки дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Мы с вами слушали «Вальс цветов» и танцевали с цветами. Это получилось очень красиво. Спасибо тебе, Наташа, за подарок. Ребята, а давайте поставим цветы в вазу.

Дети:  Давайте.

Воспитатель: У меня есть две вазы. Какие они?

Воспитатель показывает вазы. Дети рассматривают.

Дети: Одна ваза – желтая, а другая – красная.

Воспитатель: Кто догадался, как мы поставим цветы в вазы?

Кукла: Я знаю, знаю. Можно я скажу?

Воспитатель: Подожди, Наташа.  Может быть, ребята догадаются.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Дети: Надо тюльпаны поставить в красную вазу, а одуванчики  в - желтую.

Воспитатель: Почему?

Дети:  Потому что тюльпаны красные и ваза красная, одуванчики желтые и ваза желтая.

Кукла: Какие вы сообразительные, молодцы! Побегу к другим ребятам делать подарки. До свидания!

Дети прощаются с куклой.

А воспитатель вместе с детьми ставит цветы в вазы.

Дети рассматривают букеты.

Воспитатель: Вот какие красивые букеты у нас получились!  Спасибо вам, ребята! Если бы не было цветов, наша жизнь не была бы такой красивой! Как уютно стало в нашей группе! Скоро  на улицах нашего города станет очень красиво, потому что появится много цветов. Будем беречь цветы и зря их не рвать, и тогда у нас всегда будет красиво!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система непрерывных наблюдений за одуванчиком в первой младшей группе

Методическая разработка Системы непрерывных наблюдений за одуванчиком в первой младшей группе в условиях внедрения ФГОС...

Конспект наблюдения за одуванчиками во второй младшей группе.

Цель: Формировать знания детей об  одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к природе и бережно к ней относится....

Конспект занятия по художественно -эстетическому развитию с элементами нетрадиционного рисования "Одуванчики" во 2 младшей группе.

Цель: продолжать совершенствовать умение детей использовать разные нетрадиционные техники при создании целостного образа, поддерживать интерес детей к нетрадиционным средствам изображения (оттиск...

Конспект по нетрадиционному методу рисованию ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПАЛЬЧИКАМИ Тема: «Одуванчики» во второй младшей группе

Цель: продолжать учить детей передавать образ цветка, используя технику рисования пальчиками; закреплять знания цветов (белый, желтый, зеленый); развивать творческое воображение детей; вызывать эмоцио...

Конспект занятия по рисованию «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» младшей группе

Занятие " Носит одуванчик желтый сарофанчик" разработано с  учетом возростных особенностей детей младшего дошкольного возраста. На занятии дети продолжают учиться рисовать кистью и салф...

Цикл непрерывных наблюдений за одуванчиком в первой младшей группе в течение месяца

1. Ознакомительное (первичное) наблюдение за первоцветом (одуванчиком) «Что за листики такие».Цель: привлечь внимание детей к неизвестному растению, дать первонача...

Конспект НОД по рисованию «Одуванчик» во второй младшей группе

Конспект НОД по рисованию «Одуванчик» во второй младшей группе...