Занятие по ознакомлению с русскими традициями в средней группе "В гостях у Аленушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Толмасова Елена Олеговна

В этом занятии мы даем детям элементарные представления о русских обычаях и традициях, о правилах гостеприимства, о приеме гостей, о уважительном отношешие к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по ознакомлению с русскими традициями

«В ГОСТЯХ У АЛЕНУШКИ»

в средней логопедической группе

Составили воспитатели  

Толмасова Е. О.

Николаева Л. С.

Москва 2012

«В ГОСТЯХ У АЛЕНУШКИ»

Цель: Учить правилам русского гостеприимства и культуры общения. Дать элементарные представления детям о русских народных обычаях и традициях. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное и бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей.

Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Воспитывать желание узнавать культуру своего народа через сказки, поговорки, пословицы, русские народные песни.

Оборудование: макет печи,  каравай (муляж и настоящий), салфетки, скатерть, набор чайной посуды, самовар, угощение к чаю, диск с записью русских народных мелодий, схема для мнемотехники.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

(В горнице стоит печка, деревянный стол, буфет с атрибутами: самовар, чайный сервиз, угощение.) В середине горницы стоит Аленушка в русском народном костюме.

Аленушка: - Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли грустить и печалиться?

Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице!

(Стук в дверь.  Входят дети с воспитателем).

Воспитатель с детьми говорят:

- Здравствуй, Аленушка!

Здравствуйте, люди добрые!

Дома сидеть, ничего не высидеть.

Решили мы на людей посмотреть,

да себя показать!

Аленушка: - Проходите пожалуйста! Собралось у нас много гостей. Ну что ж, доброе начало, как говориться, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель: А мы не просто так пришли, а узнать о русской традиции «гостиприимства и хлебосольства»

Аленушка: Сядем рядком да поговорим ладком о правилах гостеприимства.

Воспитатель: Ребята, а что означает слово «гостеприимство»?

Ответы детей: Это желание и умение принимать гостей.

Аленушка: А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?

Ответы детей: - Гостю почет – хозяину честь.

                         Гость в дом – радость в дом.

                          Без обеда, не красна беседа.

                         Чем богаты – тем и рады.

Аленушка: Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве. Но есть еще в русском языке слово – «хлебосольство». На Руси гостей всегда встречали хлебом и солью. Хлеб-соль – это русское приветствие и выражение радости и пожелание гостю добра и благополучия. Хлеб всегда ставили посередине стола, а рядом с хлебом – солонку. Если в дом приходил гость во время еды, то он приветствовал хозяев словами: «Хлеб да соль», а хозяин отвечал: «Хлеб кушать милости просим».

Воспитатель: А мы знаем стихотворение о хлебе ( использование приема мнемотехники)  

Вот он хлебушек душистый,

Вот он круглый, золотистый.

В каждый дом на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, сила наша,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: Еще говорили такие слова: «Хлеб всей жизни голова», «Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола».

Аленушка: А кто знает пословицы о хлебе?

Ответы детей: - Хлеб – всему голова.

                          Плох обед, коли хлеба нет.

Воспитатель: Молодцы , ребята! А теперь давайте сыграем в   игру «Колоски»

Колоски на полюшке

(дети качают колосками)

Выросли на полюшке,

И качал их ветерок,

Дул на запад , на восток.

Дети: Ля-ля-ля ветерок

          Ля-ля-ля ветерок

   (кружатся с колосками)

Воспитатель: Разбежались вдоль реки

       (бегут врассыпную с колосками и садятся на корточки)

                     В поле чистом колоски.

                     Тут и там они растут,

                    Во поле растут.

Дети: Ля-ля-ля все растут,

           Ля-ля-ля все растут

(поднимают колоски и медленно встают)

Аленушка: Ребята, и соль, как известно, играет важную роль в жизни человека. «Без соли, без хлеба – худая беседа».

В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом, как чаша полная – хлеб-соль со стола не сходят».

Ребята, а вы знаете, что главное в русской избе?

Ответы детей: Печка!

Аленушка:

Рада видеть вас у печки,

Без нее и дом пустой.

В ней и жарят, в ней и парят

И зимой с ней, как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи все красно лето,

У печи и сплю и ем.

Русская печь, не только тепло в доме, в ней готовили еду, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, в ней даже мылись. А как вы думаете, какая посуда использовалась для приготовления пищи (показать и рассмотреть посуду)

Воспитатель: Да, посуда была особая и особой формы: горшки да чугуны. Посуду такой формы удобно было доставать ухватом (показать).

Аленушка:  А какие угощения нам дарит печь?

Ответы детей: Щи, супы, каши, пироги.

Воспитатель: Правильно! «Щи да каша – пища наша».

Аленушка: Ребята, а давайте мы для дорогих гостей приготовим праздничный каравай.

Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Угощенье»

Муку в тесто замесили

(показать6 как месят тесто)

А из теста мы слепили

(показать, как лепят пироги)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи,

Караваи, куличи.

(поочередно загибать пальцы)

Все мы испечем в печи

(хлопаем в ладоши)

Очень вкусно!

(вытягиваем руки в перед)

Аленушка: А теперь поставим наш каравай в печь и будем готовиться к чаепитию. Загадаю вам загадку:

Под одной крышей

Четыре брата живут. (стол)

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, стол. А вы знаете, как в старину ласково называли стол? «Божья ладонь» или «сердце матери». А почему? Он заботился обо всех, старался накормить каждого. Он требовал к себе уважительного отношения. Скажите, ребята, как надо вести себя за столом?

Ответы детей: Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, громко чавкать, ругать еду, садиться на стол.

Аленушка: А чем накрывали стол?

Ответы детей: Скатертью.

Воспитатель: Скатерть была праздничной. Застели, пожалуйста наш стол скатертью.

Аленушка: А вот еще загадка:

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Попросить поставить его в центр стола. «Дорогой, родной, золотой Иван Иванович» - так на Руси величали самовар.

Воспитатель: А наши ребята знают стихотворение про самовар.

Ребенок:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Аленушка: а из какой посуды пили чай?

Ответы детей: Чайный сервиз, праздничный набор посуды.

Воспитатель: как правило, особая гордость радушной хозяйки был чайный сервиз, который она достает из буфета.

- Достань из буфета и поставь на стол. (поручения детям)

Аленушка: С чем пили чай на Руси?

Ответы детей.

Воспитатель: Чай разливала хозяйка, она передавала чашку обеими руками, улыбалась и говорила: «На здоровье!»  А гость благодарил.

Аленушка: Совсем мы, ребята, заболтались и забыли про каравай. Пойду посмотрю. Ох, он еще не готов. Давайте поиграем в игру «Каравай»

Как для Аленушкиных гостей

Испекли мы каравай (ходят по кругу)

Вот такой вышины (поднимают руки)

Вот такой нижины (присаживаются)

Вот такой ширины (Делают круг широким)

Вот такой ужины (делают круг узким)

Каравай, каравай,

Ты скорее поспевай!

Аленушка: А вот и наш кулич испекся! Какой он румяный и красивый!

Воспитатель: Какой у нас  получился праздничный стол!

Самовар шумит,

Подходить велит!

Бублики, баранки,

Как на самобранке.

А вот каравай

Не ленись, налетай

Взрослые и дети.

Аленушка: А в конце чаепития, перед уходом гостей хозяева одаривали всех пряниками, которые назывались «разгоняй».

Воспитатель: Какой хороший обычай! Когда с пряником с пряником провожают. Ведь обидеть гостя считалось неприличным.

А сейчас торопит вас забота,

Собираться надо вам сейчас.

Мы не скажем : «Скатертью дорога!»

А пожелаем : «В добрый час!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Встречаем гостей»

Программные задачи:1.Развивать  умения выполнять действия пальчиками в соответствии с текстом,      развитие координации движений; активизация словаря.2.Выработка у ребён...

занятие по ознакомлению с русскими традициями

Занятие для младшей группы по ознакомлению детей с русскими народными традициями. На этом занятии я использовала потешки для развития речи, русскую народную игру и колыбельную....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: Гости в дом - радость в нём.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группеТема: Гости в дом - радость в нём....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у музыкального руководителя»

Цель: познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у музыкального руководителя»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миром в средней группе«В гостях у музыкального руководителя»...