конспект "Путешествие в мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру

Михновец Елена Алексеевна

конспект путешествие в мир бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_v_mir_bumagi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир бумаги»

Программное содержание:

1.  Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2.  Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3.  Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель:  Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся,  узнаете,  отгадав загадку.

        Я белая, как снег,

        Дружу с карандашами,  

        Где он пройдет, там заметку кладет.

-Что это? (бумага)

- Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а  что же было вместо неё? На чем люди писали?

Основная часть.

Воспитатель: Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. А помогут нам в этом наши помощники карточки – символы.

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.  Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

 - Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из  чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев  на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашим карточкам – символам. К какой из них можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Коллекционер

- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите  ее найти. Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

( Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)

Спасибо вам огромное!  Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная ( для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага ( для фотографий)

8 - бархатная бумага ( для труда, поделок)

9 - салфетная бумага ( гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер: Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель:

- Ребята, а к  какой  карточке – символу можно отнести встречу с коллекционером?

- А что обозначает карточка – символ «рука»?

Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила  работы в экспериментальном центре.

Физкультминутка для глаз

Опыты

- Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

1 Опыт «Разрывание бумаги»

- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?      Вывод.

2 Опыт «Разрезание»

- Какой вывод вы можете сделать?

3 Опыт  «Сминание бумаги»

- Что можно сказать о бумаге?     Вывод.

4. Опыт  «Намокание»

Для создания  этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

- Что произошло?

- Какая бумага намокла быстрее?     Вывод.

После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. Легче всего  - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

Воспитатель:  Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Об одном из способов как это сделать расскажет Маша Никитина.

(Рассказ ребенка сопровождается слайд-фото)

- Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.

  Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.

  Деревья имеют лечебные свойства.

   Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, не нужная бумага. Я вместе с мамой сделала новую бумагу из старых газет.

1слайд -  Сначала я порвала на мелкие кусочки газету

2слайд – Мама залила бумагу горячей водой и размешала все блендером

3слайд -  Потом мы добавили клей, гуашь и снова перемешали. Получилась кашица.

4слайд -  Вылили кашицу в тазик. Приготовленные пяльцы с  сеткой опустили в тазик.

5слайд -  Вынули  и положили на стол на полотенце

6слайд -  Промокнули сверху другой салфеткой

7слайд -  Убрали пяльцы и оставили сохнуть

8слайд -  Получилась новая бумага

9слайд -  На ней я сделала подарок для мамы

 

Заключительная часть.

Воспитатель просит ребят  показать, какие карточки символы мы использовали сегодня, путешествуя в мир бумаги.

 - Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

- Что интересного узнали о бумаге?

-Какие свойства бумаги мы используем в жизни?

- Что нужно делать для сохранения деревьев?

Сегодня на занятии мы узнали,  как из ненужной бумаги можно сделать новую. Давайте приготовим ее сами для подарков мамам и папам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....