Представление опыта работы по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ» Кейс образовательных ситуаций «Инженерное мышление родом из детства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ботнарчук Алена Ивановна

Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего детства и изменение способов взаимодействия педагогов с детьми. 

ФГОС дошкольного образования определяет познавательно-исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка, а также как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_botnarchuk_a.i.docx590.93 КБ

Предварительный просмотр:

Представления опыта

По теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

Кейс образовательных ситуаций

«Инженерное мышление родом из детства»

STEAM- образование с применением LEGO-education

Конструктор CUBORO -  управления пространством

Воспитатель высшей категории ГБДОУ №26 Ботнарчук А.И.

Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего детства и изменение способов взаимодействия педагогов с детьми. 

ФГОС дошкольного образования определяет познавательно-исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка, а также как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие». 

По мнению Н.А. Коротковой, «…организовать действительно познавательно-исследовательскую деятельность возможно лишь приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности» (Короткова Н.А., 2007, с.127). Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности, прежде всего, связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя и принятия позиции партнера. 

В условиях познавательно-исследовательской деятельности от педагога не требуется знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить нужную информацию и научить этому детей. Более того, воспитатель должен эмоционально увлечь, «заразить» ребенка темой исследования, а это возможно только в случае заинтересованности самого воспитателя темой.

При подготовке к исследовательской деятельности у педагогов возникают трудности с формулировкой проблемы исследования, способной вызвать интерес у дошкольника; с поиском интересных фактов; отбором информации. Большое значение придается предварительной работе, которая сводится к передаче знаний по теме предстоящего исследования. Но такая подготовка только снижает интерес к исследованию. Также характерно использование в ходе исследования сюрпризных моментов, игр, что уводит внимание детей от проблемы исследования. 

В организации образовательного процесса, основанном на исследовательской деятельности, меняется роль педагога. Из носителя знаний и информации, он становится организатором деятельности, консультантом и коллегой в решении проблем, возникающих в ходе проведения исследования, что позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую деятельность. Её главным результатом является овладение воспитанниками проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. 

Отличие разработанного подхода в опытно-экспериментальной деятельности нашего ГБДОУ №26 по теме « Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ» в том, что основной ориентир исследовательских проектов – это идея раннего вхождения в науку, осуществление принципа преемственности и построение индивидуальных траекторий исследования в процессе самостоятельной работы ребенка, обновляемой содержательным материалом, направленным на задачи индивидуализации образовательной деятельности, построенной на блочно-модульных учебно-методических комплексах.

Таким образом, дети преодолевают определенные ступени обучения исследовательской деятельности от простого наблюдения до полноценного методологически выстроенного эксперимента. 

Образовательная ситуация: Инерция, или для чего нужны ремни безопасности.

 «Инженер и Ум» (для детей 5-8 лет)

Направлены:

 - на получение необходимой информации в общении «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
- на формирование положительной мотивации к деятельности с акцентом на познавательно – исследовательскую;

 - на отстаивании своей точки зрения в общении;

 - на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними;

 - на применение STEAM-компетенций (способность к научно- техническому творчеству), установление причинно-следственных связях, выдвижение предположения и прогноз, решение задачи и создание технической модели («изобретение»);

 - на использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.

Ситуация :

 «Инерция, или для чего нужны ремни безопасности».

Момент проблемного включения детей

Всякий раз, когда мы садимся в машину, нам приходится пристегиваться ремнями безопасности. Вот Денис и задумался для чего это? Поговорив с папой, мамой и сестрой, которая учится в школе и уже начала изучать физику, у него появились три предположения:

папино: остановят сотрудники ГИБДД и наложат штраф.

сестры: можно получить травму при торможении машины, потому что «улетишь» вперед.

мамино: машина будет «пищать», напоминая нам о том, что надо пристегнуться ремнями безопасности, которыми она оборудована.

  Что же это такое -Инерция, и для чего нужны ремни безопасности?

Комментарии

 1.Разберемся с папиной версией — сотрудники ГИБДД( Государственная инспекция безопасности дорожного движения) наложат штраф. В соответствии с пунктом 2.1.2 ПДД РФ (Правил дорожного движения Российской Федерации) при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель должен быть сам пристегнутым такими ремнями и не вправе перевозить не пристегнутых пассажиров. Ответственность за не пристегнутый ремень предусмотрена статьей 12.6 КОАП РФ (кодекс об административных правонарушениях РФ) в виде штрафа. Для водителя в настоящее время он составляет 500 рублей. Максимальный штраф за не пристегнутый ремень для пассажира (статья 12.29 КоАП) составляет 200 рублей. Отмечу, что на пассажира вместо штрафа может быть наложено предупреждение, которое выносится в письменной форме. Значит, папа прав, за езду с не пристегнутыми ремнями можно получить штраф. 2. Разберемся со второй версией — можно получить травму при торможении машины, потому что «улетишь» вперед. Почему же я улечу вперед, подумал Денис? Сестра говорит из-за инерции.

Поэтому возникли следующие вопросы.

2.1. Что такое инерция?

2.2. Отчего зависит инерция.

2.3. Где можно наблюдать инерцию.

Итог ситуации

  Чтобы исследовать явление инерции дети сделали из ЛЕГО тележку, на пути ее движения поставил препятствие, а на тележку положили монетку. Потом толкнули тележку. Двигаясь, тележка на пути встретила препятствие и резко остановилась, а лежащая на тележке монета препятствия не встретила и поэтому продолжила свое движение вперед по инерции. А инерция – это явление, при котором тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действуют другие тела. «Инерция», в переводе с латинского, означает бездеятельность или бездействие.

От чего же зависит инерция? Сестра Дениса сказала, что инерция зависит от массы тела, так написано в учебнике по физике.

   Чтобы проверить это, он провел опыт. Сделал из ЛЕГО две тележки — большую и маленькую. К тележке, которая больше, прикрепил упругий стержень, изогнул его и перевязал нитью. Вплотную к стержню поставил другую, меньшую тележку. Отметил середину между ними. Затем пережег нить, стержень выпрямился, и тележки разъехались в разные стороны. Таким образом, тележки взаимодействовали друг с другом. И увидели, что в результате взаимодействия тележки разъехались на разные расстояния. То есть результат взаимодействия тележек не одинаков. Та тележка, чья масса больше, в результате взаимодействия преодолевает меньшее расстояние. Тележка с меньшей массой оказывается на большем расстоянии. Из этого Денис сделал вывод: Чем больше масса тела, тем оно более «лениво» при взаимодействии, или оно более инертно. И чем менее инертно тело, тем меньше его масса. 2.3. Где можно наблюдать инерцию? Мысли Дениса: «Я задумался и стал наблюдать. Делал это достаточно долго. Однажды мы с сестрой катались на велосипедах, и я заметил, что я не всё время кручу педали. Набрав скорость, я прекращаю работать ногами, а велосипед продолжает ехать. А когда колесо попало в ямку, то я улетел вперед. Это все благодаря инерции. Я заметил, как папа насаживает молоток на рукоятку. Он ударяет рукояткой по твердой поверхности, а молоток по инерции продолжает двигаться, прочно и надёжно насаживаясь на рукоятку. Разогнавшись перед прыжком, мы предоставляем инерции перенести нас через препятствие... Инерция в спорте устанавливает мировые рекорды, например, помогает в метании мяча: спортсмен отталкивает мяч, и он летит дальше по инерции.»

Образовательная ситуация: «Сказочный лабиринт - CUBORO».

«Инженер и Ум» (для детей 5-8 лет)

Направлены:

 - на получение представлений о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества;

 - на получение конструкций дорожек-лабиринтов различных форм из кубиков конструктора CUBORO

 - на развитие навыков исследования, комбинации и экспериментирования;

 - на развитие таких когнитивных способностях, как трёхмерное и комбинаторное мышление, оперативное и логическое, а также улучшения памяти и концентрации.

Ситуация :

 «Сказочный город лабиринтов» - CUBORO

Момент проблемного включения детей

  • Шарик – кубарик – житель города «Куборшек» заблудился в лабиринтах сказочного города. Он впервые гулял по улицам –лабиринтам этого города, хотел познакомится с его достопримечательностями, но забыл взять с собой карту города. Как исправить ситуацию? Что можно предпринять? Знаете ли вы что нужно сделать в случае если потерялись?
  •  
  • Задачи:
  • Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
  • Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

Сенсомоторное развитие

Развитие крупной и мелкой моторики

Развитие абстрактного мышления

Развитие пространственного воображения

Комментарии

 В процессе сборки модели «Сказочного города лабиринтов» дети используют приём проговаривания для регуляции своего действия: «беру…, ставлю…,». Осуществляют контроль и самоконтроль, ведь каждый раз они вынуждены сличать свои действия с технологическими картами, также с помощью шариков они постоянно проверяют/испытывают модель, правильным путем они идут, добились ли желаемого результата. Ищут ошибки, исправляют, добиваясь поставленной цели. Какая другая деятельность позволит так непринуждённо учить детей видеть, анализировать, контролировать себя, быть предельно внимательным? А главное после достижения поставленной цели как правило следует запуск шариков в построенный лабиринт (невероятно увлекательное действие), которое как правило сопровождается видео съемкой.

 - Как вы считаете, какие выводы сделал Шарик – кубарик?

Итог ситуации

Подвести детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица- лабиринт; замок, и т.д. Проговорить варианты действий в таких случаях: - фотографировать – чтобы запомнить места пребывания, одновременно ходить и рисовать карту путешествия, позвонить и попросить о помощи….

Детям предоставляется возможность продемонстрировать накопившийся опыт в построении сложных построек, предоставляется возможность проявить свою фантазии, исследовательски подходить к решению проблемы.

Образовательная ситуация: «Телескоп. Весёлая астрономия.»

«Инженер и Ум» (для детей 5-8 лет)

Направлены:

 - на создание условий для знакомства с созвездиями, картой звездного неба.

 - на применение знаний на карте звездного неба.

 - на развитие самопознания и положительной самооценки.

 - на овладение детьми способами вне ситуативного личного общения.

 - на обогащение и активизирование словарного запаса детей.

 -  на обдумывание замысла будущей постройки, на её соотношение к условиям и имеющимся строительным материалам, на получение представлений о начальном моделировании из картона, как о части научно-технического творчества;

 - на получение конструкции модели телескопа;

 - на развитие навыков исследования, комбинации и экспериментирования;

 - на развитие таких когнитивных способностях, как трёхмерное и комбинаторное мышление, оперативное и логическое, а также улучшения памяти и концентрации.

Ситуация :

«Телескоп. Весёлая астрономия.»

Момент проблемного включения детей

Вопрос ребёнка: Почему видны звёзды только ночью?

- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе? А в планетарии? Как вы думаете. а мы можем всегда наблюдать за звёздами? Какой предмет нам поможет в этом деле…?

Комментарии

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла Луна, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

 «Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».

«Его дело продолжили ученики- ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933году изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно».

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? А вы любите смотреть на небо ночью? Что можно увидеть на небе? (Звезды). Сколько звезд на небе? (не сосчитать). Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от земли. На самом деле звезды очень большие.https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/08/13/v_5b71b665b659e/99718810_7.jpeghttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/08/13/v_5b71b665b659e/99718810_6.jpeg

C:\Users\Alena\Downloads\20190412_160227.jpgC:\Users\Alena\Downloads\20190411_101309 (1).jpg

Итог ситуации

Подвести детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали.

Изготовление макета ТЕЛЕСКОПА И КАРТЫ ЗВЁЗДНОГО НЕБА

Просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет. Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.

Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды?

Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?

А мы сейчас с вами сможем увидеть далекие планеты?

- (ответ детей)

- Правильно, мы сможет сделать телескоп из бумаги. У нас на столах разложено все, что нужно для работы.

Показ воспитателя. Один край листа нужно намазать клеем и свернув лист трубочкой наложить другой конец листа. Аккуратно промокнуть салфеткой по всей длине получившейся трубы.

Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку.

- Вот, теперь у каждого из вас есть свой телескоп, мы будем наблюдать за звездным небом.(Можно подготовить карту звёздного неба)


Список литературы:

1.Киреева О.В. 2009. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 209 с.

2.Короткова Н.А. 2007. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва. 208 с.

3.СавенковА.И. 2012. Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании // Высшее образование в России. №8-9. С.67-73.


КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-dou-soderzhatelnyy-i-organizatsionnyy-aspekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Доклад из опыта работы по теме: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка."Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...

Аналитическая справка по результатам мониторинга в старшей группе в рамках апробации программы ОЭР по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»

Образовательная деятельность в группе «Совята» выстраивалась в соответствии с годовыми задачами детского сада и с учётом апробации программы по ОЭР, тема «Поддержка исследовательског...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...