План "Мир природы"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Сухарева Вера Николаевна

Перспективное планирование в средней группе на тему «Мир природы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование «Мир природы» 

Задачи. Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом.

Итоговые мероприятия: Мини музей «Кошкин дом»

Работа с родителями

Сроки

Форма

Тема

Ответственный

1-2 неделя

Наглядно-текстовая информация

О правильном питании и пользе витаминов

Воспитатели

1 неделя

Консультация

Развиваем мелкую моторику рук

2 неделя

Родительское

собрание

Мы подросли

3 неделя

Посещение на дому

Оказать помощь в создании в домашних условиях уголка по изодеятельности

Работа в группе

1. Оформление мини-музея «Изделия из дерева»

2. Отремонтировать коробки для настольных игр.

д/н

Образовательная деятельность

Цветы

Сад огород

Насекомые

пн

Развитие речи

Физическая культура  Творческая мастерская

                            13                Повторение

                           20          Литературный калейдоскоп

                            27 Прощаемся с подготовишками

вт

ФЭМП

Музыка                                                     Детская студия

                              14    Март Занятие 3

                            21                Апрель Занятие 2

                           28 Февраль Занятие 4

ср

Рисование

Музыка

КМД                                    Сюжетно-ролевая игра

                            15 Нарисуй картинку про весну                

                            22         Нарисуй какую хочешь картинку

                            29 По замыслу

чт

Ознакомление с окружающим миром Физическая культура

Опыты, эксперименты

                            16          Мир комнатных растений

                           23             Посадка лука

                            30 Насекомые

пт

Лепка/аппликация        Физическая культура

Труд

                            17           Аппликация «Волшебный мир»

                            24          Аппликация «Волшебный сад»

                            31 Лепка «Насекомые на полянке»

Детская деятельность

Формы работы

Игровая

Сюжетно - ролевая игра

«Пикник». Формировать умения, самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Развивать творческое воображение, способность, совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни. Формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения друг к другу.

Игровой материал: палатка детская, рюкзаки, котелок, одноразовая посуда, набор кукольной посуды, детские стулья, руль, набор продуктов, искусственные ёлочки, набор деревянных грибочков, сухие ветки для костра, удочки, рыбки с магнитами, сачок, фотоаппарат, компас, карта.

Игровые роли: руководитель группы, водитель микроавтобуса, отдыхающие.

Игровые действия:

1.        Выбор маршрута поездки.

2.        Поездка на автобусе до места назначения.

3.        Выбор полянки для привала.

1.        Распределение обязанностей (установка палатки, сбор хвороста для костра, разведение костра, ловля рыбы, сбор грибов, приготовление еды на костре, приём пищи)

2.        Отдых после обеда, фотографирование.

3.        Сбор в обратный путь, уборка территории.

4.        Обратный путь.

Дидактические игры

«Собери букет». Закрепление знаний названий цветов.

«Я дарю тебе улыбку». Формирование представления детей об особенностях внешнего вида.

«Доскажи слово» Развитие умения произносить громко слова, развивать слуховое внимание

«Где что можно делать?» Активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

«Собери бабочку». Развитие внимания, логики, памяти, мышления.

«Парочки- насекомые». Развитие внимания, логики, памяти, мышления.

«Детская студия».  Бал цветов - работа над мимикой, над выразительностью речи.

Дидактическая игра: «Собери букет». «Я дарю тебе улыбку». Формирование представления детей об особенностях внешнего вида и знание названий цветов.

«Язык жестов» – беседа с детьми Развитие выразительной пластики движений.

«Расскажи стихи руками» «Трудолюбивая пчелка»

Развитие памяти, моторики, умения ориентироваться в пространстве, речи, чувство ритма.

Коммуникативная

Беседа. «Что такое луг? Кто бывал на лугу» Обогащение представлений об окружающем мире, развитие речи.

«Красота вокруг». Формирование умения замечать красоту природы.

«Что происходит, когда наступает весна?» Формирование понятия «время года», «весна», вызвать интерес к перемене времени года, развитие связной речи, активизировать словарный запас.

«Какие изменения произошли в природе». Формирование представления детей о признаках весны.

«Что дети знают о насекомых?» Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении.

Словесные игры 

Д/и «Скажи какой?» Умения подбирать нужные слова

«Подбери слово». Развитие мышления, памяти, связной речи.

«Это как?» Воспитание слухового внимания, умение обозначать словом звуки.

Познавательно -исследовательская

Наблюдения: 

№ 1 «За работой дворника». Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; учить приходить на помощь окружающим.

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.

№ 2 «За природой». При знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части. Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Березы.)

•        Почему вы думаете, что это именно березы?

•        Какого цвета ствол у березы?

•        Как свисают у березы веточки?

•        Какую пользу приносит береза?

№ 3 «За растительностью». Формировать знания о жизни растений весной; воспитывать бережное отношение к природе.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Березы.)                                                                              Почему вы думаете, что это именно березы?

Какого цвета ствол у березы?

Как свисают у березы веточки?

Какую пользу приносит береза?

№ 4 «За набуханием почек на деревьях». Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе; вызывать радостные чувства.

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

 Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

№ 5 «За птицами весной» Познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача.

Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

Капли падают с крыши,

Всюду пахнет весной.

Небо кажется выше,

Звонче воздух лесной.

В поле снег синеватый

Подмывает вода.

Грач - разведчик крылатый  

Теребит провода.

№  6 «За проталинами и зеленой травой». Закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).

Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку

«Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.        А. Фет

№ 7 «За елочкой». Закреплять умение находить и описывать данное дерево; учить выделять дерево из группы других на основе внешних признаков.

Рассмотреть красавицу-елочку на прогулке. Спеть ей добрую песенку, прочитать стихи, поводить хороводы.

Ели на опушке - до небес макушки -

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

И. Токмакова

Опыты, эксперименты

«Чудо вода». Закрепление знаний о свойствах воды.

«В какую бутылку быстрее нальется вода?» Развивать смекалку, любознательность; Соблюдение правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

«Пластмасса, его качества и свойства» Накопление у детей конкретных представлений о свойствах: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества

Восприятие художественной литературы  и фольклора

Чтение  Чтение: Михаила Пришвина «Золотой луг»  

В.В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил»

«Три поросенка»

Загадки о луговых растениях.

Рассказывание «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» С. Маршака Закрепить умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Заучивание Е. Серов «Одуванчик»

Потешки «Иди ,весна, иди, красна…», «Солнышко-ведрышко»

Самообслуживание и элементарный

бытовой труд

Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок.

Учить насыпать песок в ведерки, рассыпать с помощью совков или пласт-массовых ситечек. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, наблюдательность.

Учить  наводить порядок в своем шкафу. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, самостоятельность.    

Конструирование

КМД «По замыслу» Формирование желания конструировать, развитие фантазии, воображения, проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

«Грузовик». Развитие умения строить грузовик, применяя длинные пластины.     преобразовывать постройки.

«По замыслу». Развитие умения сооружать постройки из различных деталей. 

Свободная деятельность 

«Конструируем дворик для животных». Развивать логического мышления детей.

«У мухи новоселье». Закреплять навыки и умения работы со строительным материалом.

Изобразительная

Творческая мастерская

«Волшебные цветы» Рисование  цветной водой. развитие воображения.

«Красивые цветы» (аппликация). Формирование умения создавать объемную аппликацию. Расширение представления детей об окружающем мире.

«Насекомые на лужайке» (из бросового материала). Учить детей создавать объемную поделку из бросового материала.

Свободная деятельность

Раскрашивание картинок по теме

Музыкальная

Пение «Дождик» Красева. «Весна». «Кто проснулся рано? Г. Гриневича.

Слушание «Пчелка» Красева.  Знакомые детям произведения.

Музыкально-ритмические  движения «Прыгают зайчики»

Игра «Покажи ладошки» латв. н.м.. «С чем будем играть» Е. Соковнина.                                

«Хоровод» Я.Френкеля.

Задача: развивать навыки основных движений. Развивать музыкальное восприятие, побуждать детей к подпеванию.  Развивать ритмический слух. 

Комплекс утренней гимнастики

1. Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

«Шелестят листочки».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, помахать ими, произнести звук «Ш-Ш-Ш», опустить. Повторить 4 раза.

«Птички машут крыльями».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.

«Деревья качаются».

И.п.: то же. Слегка наклониться влево, потом вправо, сказать «Ш-Ш-Ш», выпрямиться. Повторить 6 раз.        ,

«Птички пьют воду».

И.п.: тоже. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза.

«Птички клюют зерна».

И.п. то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз.

Бег и ходьба друг за другом.

2. Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения.

  1. «Надуем пузырь». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, сказать «ф-ф-ф», опустить их и спрятать назад. Повторить 4 раза.
  2. «Проверить пузырь». И. п.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, сказать «TуK-TуK», выпрямиться. Повторить 4 раза.
  3. «Пузырь лопнул». и. n.: то же. Присесть, положить руки на колени, сказать «хлоп», встать. Повторить 4 раза.
  4. «Приседание». И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Гимнастика после сна

1. Спал цветок                            И.п.: сидя на корточках,  вместе под щекой, глаза  

                                                     закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся                     И. п.: то же. Медленно открыть  глаза, опустить руки через

                                                     стороны, встать.

Больше спать                              И. п.: стоя. Повороты головы

не захотел                                   вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся,             Дети выполняют движения по тексту

Взвился вверх и полетел      

Двигательная

2. 1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты

головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.  (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

Физминутка «Как у наших у зверят…».

Как у наших у зверят  (Хлопки в ладоши.)

Ножки весело стучат:  

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.  (Топают ногами.)

А устали ножки, хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

А потом вприсядочку (Приседания.)

Пляшут звери рядышком.

А как пустятся бежать -  (Бег на месте или по залу.)

Никому их не догнать.

«Солнце»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.                 (Потягивания – руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.                              (Потягивания – руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдыхайте, ручки, спинка.

Подвижные игры

«Прыгни дальше». Упражнение в прыжках в длину с разбега.

«Мы веселые ребята».  Развитие ловкости, внимания.

«У медведя во бору» Развитие у детей выдержки, умение выполнять движение по сигналу, навык коллективного движения.

«На лугу» Упражнение в беге с увертыванием.

«Медведь и пчелы» Выполнение действий о которых говорится в стихотворении.

«Поймай комара».  Упражнение в умении четко выполнять все сигналы.  

Основные виды движения

Ходьба по наклонной доске, бревну

Катание мяча в паре двумя руками в положении сидя и стоя.

Отбивание мяча попеременно правой и левой рукой.

Бег по прямой и извилистой дорожке.

Метание мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную и вертикальную цель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...