Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Филимонова Ирина Юрьевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность.

Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходимы новые подходы. Одним из таких подходов  является метод проектов.

Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в двадцатые годы в США. Авторами метода проектов считают американского философа и педагога Джона Дьюи. Именно он впервые обратился к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Недаром первоначально данный метод назывался проблемным.

Суть метода – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, формирует навыки сотрудничества, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Использование проектной деятельности как средства воспитания и обучения в работе с дошкольниками эффективно при условии, что активными участниками образовательного процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей.

В основу долгосрочного проекта можно включать мини проекты, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединенную общей целью.

Проект «Кто работает у нас в саду»

Цель проекта: дать представление о содержании и структуре хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении

Проект «Дом мечты»

Цель проекта: расширение и уточнение знаний детей о строительных профессиях.

Проект «Книжкин дом»

Цель проекта: сформировать у детей представление о библиотеке, ее работниках.

Познакомить с профессиями, участвующими в создании книги.

Проект «Страна сладостей»

Цель проекта: познакомить с новой профессией «Кондитер», показать детям, чем отличается и чем схожа эта профессия с профессией «Повар».

Проект «Профессии моих родителей»

Цель проекта: расширять представления детей о профессиях родителей и месте их работы.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

В своей группе вместе с детьми и родителями мы участвовали в институциональном проекте «Путешествие в мир профессий».

Вид проекта: познавательный, информационный, долгосрочный.
      Участники проекта: дети, воспитатели, родители, социальные партнеры.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Определение цели и задач проекта.

Цель проекта: пробуждение интереса к профессиональной деятельности людей,  расширять представления о труде людей разных профессий.

Задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
  2. Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
  3. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий, определить значимость профессий.
  4. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
  5. Развивать внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

При организации проектной деятельности большое внимание было уделено подготовительной работе, направленной на обогащение развивающей среды, реализации содержательной стороны проекта с детьми с привлечением родителей.

Для обогащения предметно-развивающей среды осуществляли:

- подбор методической литературы, дидактических игр, в которых отрабатываются первичные представления о труде взрослых (профессиях, трудовых инструментах и трудовых действиях);

- подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, энциклопедии, альбомы по профессиям;

- подбор художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар», «Почта», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», Ильин «Машины на нашей улице» и т. д.;

- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;

- создание условий для трудовой деятельности детей.

II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами).

Введение детей в ход проекта было проведено через игровую ситуацию с формулировкой проблемы.

Была проведена беседа: «Какая же профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача, воспитателя?» и т. д.

Дети высказали в ходе беседы предположение: «Профессии - все нужные и важные»

Для подтверждения предположения был составлен план совместной деятельности с детьми о важности профессий.

План действий:

• Обратиться за помощью к взрослым;

• Найти информацию в книгах;

• Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями

На втором этапе для решения поставленных задач, применялись различные методы организации детей: беседы, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, моделирование ситуаций; наблюдения; сбор и рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, театрализации, пример взрослых.

В процессе организации совместной работы с детьми осуществлялось знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда. Для ознакомления детей с творческими профессиями были изготовлены мнемотаблицы для каждой профессии: художник, композитор, актер, писатель.

Использование дидактических игр значительно расширило представления детей об орудиях труда, трудовых действиях людей разных профессий, их спецодежде. Мы сами изготовили игры: «Путешествие по стране мастеров», «Кому что нужно для работы?» и разрезные картинки. Совместно с детьми изготовили дидактические игры по профессии «художник»: «Собери пейзаж», «Собери натюрморт», «Собери портрет».

Чтение художественных произведений усиливало эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждали интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова, В.Маяковского и др.

Полученные знания и свои впечатления воспитанники переносили в совместную и самостоятельную игровую деятельность. Они с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Больница», «Путешествие на машине (космическом корабле)», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе» и т.д. В ходе проекта были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Ателье», «Путешествие на корабле», «Театр», «Семья» (из бумаги); пополнены атрибуты к играм: «Супермаркет», «Поликлиника».

Большое участие в проекте принимали родители. Ими были нашиты накидки для сюжетно-ролевых игр и сделана вешалка-подставка для них. Также для родителей помещались консультации в информационный стенд: «Знакомим детей с профессией художника», «Профориентация детей в дошкольном образовании» и т.д., выставлялись папки-передвижки: «Художники-иллюстраторы детских книг», «Любите ли вы театр?» и др.

На третьем, заключительном, этапе дети вместе с родителями собрали информацию о профессиях своих родителей. И была выпушена стенгазета «Профессии наших родителей»

В результате работы по формированию представлений о людях разных профессий у детей проявились интерес к миру профессий и потребность к ознакомлению с той или иной профессией. Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.

Применение проектной технологии в работе с детьми дает большие возможности для развития у детей познавательной активности, творчества, самостоятельности.

Таким образом, проектная деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект. В результате, работа над проектом способствовала социально-личностному развитию детей, обогатила образовательный процесс в учреждении.

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2016.
  3. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
  6. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

Электронные образовательные ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru

http://www.kindereducation.com/

http://vospitatel.com.ua/

http://nsportal.ru/

http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc

http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...

"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных мето...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"

Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...

Мастер – класс на тему: «Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность»

Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Как правильно начинать формирование предпосылок ранней профориентации дошкольников». Ознакомление детей старшего дошкол...