Конспект НОД по познавательной деятельности "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лычагина Елена Сергеевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:  «Волшебница вода».

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1.        Образовательные

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

     -закрепить знания о круговороте воды в природе

 2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать  логическое  мышления;

Ход:

Дети с воспитателем входят в зал. Здороваются с гостями.

В: Доброе утро, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями, встанем в круг, чтобы видеть, друг друга и улыбнёмся соседу справа, соседу слева, солнышку, облачку, себе… и мне.

Слышат шум воды.

В.: Загадывает загадку

Я нужна на небе и на земле, никто не может обходиться без меня. Я необходима всем – всем – всем.

Одним – чтобы плыть,

Другим – чтобы жажду утолить,

Третьим – что-нибудь помыть,

А хозяйкам, чтобы кушанья разные варить!

(Ответы детей)

А вы, ребята, знаете кому и зачем нужна вода?

- Ответы детей

Вопросы к детям:

Кто без воды не может жить? (люди, растения, животные, птицы)

Зачем нужна вода растениям и животным? (чтобы жить и расти)

Что люди делают с водой? (готовят обед, пьют, купаются, стирают, моют, поливают)

Где на земле встречается вода? (в морях, реках, озерах, океанах, ручьях, в лужах)

Есть ли вода на небе? (есть: в тучах, облаках, в снежинках, туманах)

Назовите всё, что является водой? (пар, роса, снег, град, туман и другие)

Восп: Молодцы, ребята. Все правильно сказали.

В:  Вода  нужна всем, вот она и путешествует. Давайте мы с вами превратимся в  капелек и поиграем в игру  «Путешествие капелек»

Жили - были на земле капельки.  Солнышко пригрело, капельки превратились в пар,  поднялись на небо, собрались в  тучку.

Вот,  тучка плыла по небу и капельки заскучали, стали толкаться и пошел дождь. Сначала дождик пошел не сильный (ш-ш-ш-тихо), а затем он полил все сильней и сильней (ш-ш-ш-громко), а через некоторое время дождик кончился. Дождик закончился, капельки из тучки попали на землю и стали лужицей. Лужи стали большими и побежали, как ручейки.

     Выглянуло солнышко, пригрело капельки, лужицы стали подсыхать и капельки превратились в пар и поднялись  вверх.

И тучка опять поплыла по небу и капельки заскучали, и снова стали толкаться и пошел дождь.  И опять побежали ручейки.

(Дети на носочках бегут за воспитателем и попадают в лабораторию, подходят к иллюстрации «Круговорот воды в природе»).

В: А как вы думаете, как можно назвать по другому наше путешествие капельки?

Дети: «Круговорот воды в природе»

В: Кто расскажет мне о нем.

На экране появляется ученый Чудаков Г.Е.

Чудаков Г.Е.: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я ученый, моя задача собрать как можно больше информации о нашей планете. Сушу я уже исследовал (на экране появляется глобус).

Как вы думаете, что я изучаю сейчас?

Дети: Воду.

Чудаков Г.Е.: Правильно я исследую воду. И мне нужно собрать как можно больше информации о воде.

Вы хотели бы помочь мне в моих исследованиях?

Дети: Да

Чудаков Г.Е.: Для этого вы должны отправиться в мой научный центр, а поможет вам карта.

Рассматриваем карту.

В: 1 лаборатория «Экспериментальная». Ребята посмотрите внимательно, вы видите где начало нашего пути.

Какого цвета стрелки ведут в 1 лабораторию?

Дети: Синего.

В: Как вы думаете, что мы будем делать в этой лаборатории?

Дети: Проводить опыты.

Воспитатель и дети идут в 1 лабораторию.

В: Но, прежде чем мы начнём давайте повторим правила поведения в лаборатории:

1.        Работать в специальной одежде.

2.        Слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит старший.

3.        Соблюдать тишину, не перебивать, не мешать друг другу.

4.        Работать аккуратно, внимательно.

В: Проходите кто куда хочет. Давайте вспомним какие свойства воды мы уже знаем.

В каких 3х состояниях бывает вода?

Ответы детей

В: Внимательно рассмотрите оборудование на ваших столах. И подумайте какое свойство воды с помощью его вы можете показать.

Опыт № 1. Вода – растворитель.

В: Дети, а вы знаете, что вода может растворять некоторые вещества и приобретать их вкус, запах, цвет.

Давайте, исследуем вещества,  которые находятся на столе и соединим их с водой.

Вам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.  

Опыт № 2.

В: Для опыта возьмите пустой стакан под №1 и налейте в него растительное масло до половины, затем опустите в него несколько льдинок разного цвета.

Посмотрите, что произойдет с маслом и льдинками.

Вывод: льдинки опустились вниз потому что они тяжелее масла.

Опыт № 3.

В: Ребята возьмите стакан под №2 с водой и налейте с верху в него растительное масло. Посмотрите ребята, что случилось с  маслом оно поднялось в вверх (ответ детей- масло легче воды) Правильно. А теперь опустите в масло пластмассовую крышку

Что произошло? (ответы детей- крышка тонет в масле, но не тонет в воде)

Итак ребята сделаем вывод: масло легче воды поэтому оно всегда поднимается вверх; крышка тонет в масле из-за того, что масло вязкое и плотное.

Пар – это капельки воды.

В: Дети, а вы знаете, что происходит с водой, если ее сильно нагреть?

У меня в термосе – горячая  вода.  Откроем термос. Что за облако мы видим?  Подставьте ваши лупы  к пару.  Что вы видите?  (стекло запотело, и появились капельки). Мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".

Значит, вода может быть газообразной - в виде пара.

В: Отправляемся дальше. Остановка 2 «Любознайка». Какого цвета стрелки ведут к ней (белые).

Рисование на льду.

В: Давайте потрогаем лед какой он, что происходит когда мы трогаем лед?

Дети: Гладкий, твердый, холодный, тает в руках.

В: Значит лед – это твердая вода.

В: Возьмите соль и посыпьте на лед, что происходит?

Дети: Трескается, оставляет бороздки.

В: Да вы правильно говорите. Вот так зимой во время гололеда посыпают солью дорожки.

А сейчас мы попробуем разукрасить нашу бабочку.

В: Отправляемся дальше. Остановка 3 «Сберегайка»

Кейс технология.

В: Посмотрите внимательно, что лежит на столе

Дети: Кейс.

В: Ваша задача определить проблему кейса и предложить решение по ней.

Карточки загрязнение воды. Опыт очистка воды.

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. Если вода будет грязной, то погибнет всё живое. Вода, которая попадает к нам через водопровод, очищена  с помощью сложных фильтров. Воду очищают от песка, грязи, разных микробов. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду. И только после очистки воды, вода уже попадает в водопровод. Но и в этой очищенной воде могут быть микробы, поэтому для употребления в пищу воду надо обязательно кипятить или покупать в магазине  чистую питьевую воду.

В: Давайте вернемся к Чудакову Г.Е.

На экране Чудаков Г.Е.

Чудаков Г.Е.: Молодцы ребята, вы помогли исследовать и очистить воду. Какие свойства воды вы исследовали? В каких 3х состояниях бывает вода? Что вам больше всего понравилось и запомнилось в моем научном центре?

Ответы детей.

Чудаков Г.Е.: За то что вы помогли мне я вас посвящаю в научные сотрудники.

Медальки и сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД ОО Познавательное развитие "Вода и почва"

            Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.Цели : д...

Конспект НОД по познавательному развитию "Вода-растворитель"

quot;Вода - самое таинственное и загадочное химическое вещество на Земле. Одним из самых бесподобных свойств обыкновенной воды является ее удивительная способность растворять различные вещества. На с...

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" Вода в жизни человека

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" Вода в жизни человека...

Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее свойства»

Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны.Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах.Развивать познавательный ...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы

Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...