Проект "Жизнь в капле воды"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ерегина Светлана Владимировна

Исследовательская работа по теме «Жизнь в капле воды» (коллективная)  (Номинация «Нашу чистую планету любим, ценим, бережем») 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №124

Исследовательско-творческий проект

Тема: Жизнь в капле воды

Выполнил: воспитатель

МАДОУ д/с№124

подготовительная группа №7

Ерегина С.В.

Калининград 2019 г

Тема проекта :  «Жизнь в капле воды»

Тип проекта:   Исследовательски-творческий

Вид проекта: Краткосрочный, групповой.

Срок реализации: февраль - март

Цели проекта: Воспитание бережного отношения к пресной воде.

Формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода  для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь. Получить фильтр максимально очищающий воду от примесей.

Задачи проекта:

  • Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях;
  • Дать детям представление о круговороте  воды в природе, роли воды в жизни человека;
  • Выяснить, где мы теряем воду.
  • Определить, как устранить потери воды.
  • Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. 
  • Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
  • Формировать умение определять качество воды.

Участники проекта: Дети 6 - 7 лет , воспитатели, родители. 

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.

Формы работы с детьми

Беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность, продуктивная деятельность, интегрированные занятия, работа с познавательной литературой, прогулка в двигательной активности, экспериментальная деятельность.

Методические приемы:

  • практические: эксперимент;
  • наглядные: показ, рассматривание;
  • словесные: рассказ, загадка, вопрос.

Ожидаемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

• Приобрести знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе.

• Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно или совместно со взрослыми)

• Осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов, в том числе совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно или совместно со взрослыми)

• Проводить опыты, демонстрирующие свойство воды.

Результат:

1. В ходе работы над проектом у детей формируются навыки соблюдения личной безопасности, развиваются творческие способности, познавательная активность, мышление, воображение, формируется чувство коллективизма.

2.  Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Краткое описание этапов реализации проекта.

1 этап. Подготовительный

Цель: выявить уровень сформированности представлений о воде, её свойствах у детей дошкольного возраста, круг их интересов.

1. Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений детей о воде;

2. Выделение задач, организация работы над проектом

3. Подбор литературы, иллюстраций, стихов, песен;

4. Составление плана работы по проекту;

5. Выбор форм и методов реализации проекта;

2 этап. Основной

Цель: закрепление и углубление знаний о воде.

Вопросы, направляющие проект:

  • Проблемные вопросы: Возможно ли жить без воды?

Может ли исчезнуть вода?

Как вода попадает в кран?

  • Учебные вопросы: Какие состояния воды существуют?

Какие у воды свойства?

Что такое круговорот воды в природе?

Почему воду нужно беречь?

3 этап: Исследовательский

Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников

Исследовательский этап включает в себя:

  • Наблюдения
  • Опыты и эксперименты
  • Игры и игровые обучающие ситуации

Подтверждение свойств воды:

  • текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.
  • Растворимость веществ в воде.
  • Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное
  • Как сделать воду чистой?
  • Надо ли беречь воду?

Проблемные вопросы:

  • Можем ли мы 1 день обойтись без воды?
  • Как вода попадает в дом?
  • Почему растениям нужна вода?

Творческие задания:

  • Создание экологических плакатов
  • Экологическая акция «Береги воду»

Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту. 

Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды:

1. Вода – это жидкость.

2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).

3. Вода – не имеет запаха.

4. Вода – не имеет цвета.

5. Вода – не имеет формы.

6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)

7. Превращение воды в пар и пара в капельки воды (круговорот воды)

8. Наблюдение за свойствами снега 

9. Фильтрация воды - разными фильтрами

4 этап: Продуктивная деятельность

Плакаты, рисунки, выставка, изготовление цветных льдинок.

5 этап: Презентация проекта

Приложения

Практические материалы по основным направлениям реализации проекта.

Конспект занятия

с элементами экспериментирования

«Ходит капелька по кругу».

Старшая группа.

Программное содержание. Закреплять знание детей о

значении воды в жизни человека; продолжать формировать навыки бережного отношения к природе; познакомить со способами очистки воды; обогащать словарный запас словами: очистные сооружения, фильтр; развивать любознательность.

Материал. Мультимедийная установка; игрушка - Капитошка; капли воды изготовленные из бумаги; фрагменты из м\ф «Капитошка».

Раздаточный материал. Две емкости для опыта, воронка, салфетка, вода (на каждого ребенка) .

Предварительная работа. Беседы о воде; опыты с водой; чтение художественных произведений о воде «Путешествие капельки», «Капитошкины сказки. »

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сейчас я расскажу вам одну интересную историю.

Дети вместе с воспитателем присаживаются на ковер.

Воспитатель. Жила была на небе большая синяя Туча. Она состояла из множества капелек. Капельки были разные: грустные и веселые, маленькие и большие, трусливые и смелые. Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной капельке. Эта капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всем на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды…

Фрагмент м\ф «Капитошка».

Появляется игрушка-Капитошка.

Воспитатель (удивленно). Ребята, кто это?

Дети. Капитошка.

Капитошка. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй.

Воспитатель. Зачем ты к нам пришла?

Капитошка. Я пришла в гости к своим сестричкам- капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель. Дети, где же живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу, покажем Капитошке?

Дети. Да.

Воспитатель. Мы находимся рядом с игровым уголком, здесь нужны сестрички-капельки?

Дети. Да, нужны, чтобы мыть испачканные игрушки, протирать с них пыль, стирать куклам одежду.

Воспитатель. А в туалетной комнате нужна вода. Живут там капельки-сестрички?

Дети. Да. Вода нужна чтобы дети могли мыть руки и лицо, смывать унитаз.

Воспитатель. Для нашего комнатного цветника нужны сестрички-капельки?

Дети. Конечно. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут. Еще цветы нужно опрыскивать водой, протирать пыль с листочков влажной салфеткой.

Воспитатель. Хорошо, ну а в уголке младшего воспитателя живут сестрички-капельки?

Дети. Да. Ей нужно много воды чтобы мыть посуду, протирать столы.

Воспитатель. Вот, Капитошка, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу.

Капитошка. Молодцы, ребята! А вы знаете где в природе живут мои сестрички?

Дети. В лужах, в реках, в туче, в морях, в озерах, в ручейках.

Воспитатель. Капитошка, ты пожалуйста присядь и посмотри как мы играем в игру «Ручейки и озера».

Проводится игра «Ручейки и озера».

Капитошка. Ребята, как вы думаете, какая вода нужна людям, животным, птицам, рыбам?

Дети. Чистая.

Воспитатель. А всегда ли в природе вода бывает чистой?

Дети. Нет. В луже вода грязная. Иногда в реках и прудах бывает разный мусор.

Воспитатель. Да, к сожалению не всегда люди бережно относятся к воде. Выбрасывают в реки, моря, пруды мусор, разные отходы. Поэтому вода, прежде чем стать чистой и попасть в наши дома проходит через специальные очистные сооружения, специальные фильтры. Хотя очистить воду можно и в домашних условиях. Я сейчас покажу вам как это сделать, в наших условиях фильтром послужит обычная салфетка. Для опыта нам понадобится: две стеклянные баночки, воронка и салфетка. (Воспитатель объясняет и показывает.) Сначала салфетку сверну несколько раз, затем вложу ее в воронку. Воронку вставлю в пустую баночку и начну аккуратно лить грязную воду через нее. Посмотрите, что у меня получилось?

Дети. Вода стала чистой.

Воспитатель. А что стало с салфеткой?

Дети. Она стала грязной.

Воспитатель. Правильно весь мусор и грязь остались на ней. А теперь попробуйте сами очистить воду.

Дети делают эксперимент.

Воспитатель. У всех водичка очистилась?

Дети. Да.

Воспитатель. Вот, Капитошка как дети сами смогли очистить водичку. Ребята, давайте с вами еще раз напомним Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки и для чего они нам нужны.

Дети. Для умывания и мытья рук. Для мытья посуды. Для стирки кукольных платьев. Для роста растений. Для уборки в группе.

Капитошка. Какие молодцы! За то, что вы так много знаете о моих сестричках-капельках, я дарю вам на память о себе по волшебной капельке. Только вы, пожалуйста, не забывайте о бережном отношении к воде.

Воспитатель. Спасибо тебе, Капитошка.

Дети. Спасибо!

Фрагмент м\ф «Капитошка возвращается».

Дети. До свидания, Капитошка!

Конспект занятия-интервью

            для детей подготовительной группы «Секреты воды»

Здравствуйте уважаемые зрители! Мы рады видеть вас на передаче «Хочу всё знать». Сегодня наша программа посвящена Секретам воды. Вы узнаете интересные факты о воде, какими свойствами обладает вода, кому и зачем нужна вода, и что случится, если вся вода исчезнет. Мои помощники озвучат правила на воде, и значение экологических знаков. А в конце передачи проведём опыты. И так начнём.

ВОДА- это жидкость. Из воды состоит всё живое. Как вы думаете, почему внутри человека нарисован вопрос

Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется. Человек на 80% состоит из воды.

Вода - наиболее ценный природный ресурс, имеющий наряду с воздухом, которым мы дышим, огромное значение в существовании человечества, поскольку мы знаем, что без воды не было бы жизни.

Вода - это одно из наиболее распространенных веществ, и самая распространенная на земле жидкость. Вода покрывает большую часть земной поверхности, Несмотря на то, что воды на планете в изобилии, большая ее часть является соленой.

Интересные факты о воде.

- по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки;

- принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

- каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды;

- наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;

- разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды;

- во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды;

- каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды;

- через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту;

- через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;

- даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.

А знаете какая первая помощь при ушибах, синяках (сразу нужно приложить к больному месту лёд)

А сейчас нам  расскажет… (предлагает ответить ребенку из другой подготовительной группы),  какими свойствами обладает вода

1 Вода может превратится в лёд.

2 Вода может испаряться.

3 Не имеет запаха.

4 Не имеет цвета.

5 Не имеет вкуса.

6 Растворяет некоторые вещества.

7 Не имеет постоянной формы.

8 Может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

9 В воде тяжёлые предметы тонут, а лёгкие остаются на поверхности.

(показ схем)

Спасибо. Давайте покажем нашим зрителям при помощи «маленьких человечков», почему лёд зимой не тает?

Потому что маленьким человечкам холодно и они жмутся друг к другу. (показ картинки символизирующие вещество в твёрдом состоянии)

Но вот солнышко стало греть, человечки согрелись, им стало тепло и они стали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались только друг друга лишь плечами, локтями, пальцами. Лёд из твёрдого состояния перешёл в жидкое, получилась вода. А солнце греет всё сильнее, человечкам становится всё жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар. Вот таким образом стало понятно, как вода превращается в лёд, жидкость, пар.

А сейчас нам … (предлагает ответить ребенку из другой подготовительной группы)..расскажет, кому и зачем нужна вода? (подходит к плакату «кому нужна вода» перечисление)

Вода нужна всему живому на планете. Мы её встречаем в речках, кранах, лужах, морях, океанах, ручейках.

Что будет, если исчезнут даже маленькие ручейки?

Реки не получат воду из ручейка и высохнут. Моря высохнут, потому что высохли реки. А океаны не получат воды потому что пересохнут моря. Так на земле исчезнет вся вода и тогда всё живое умрёт от жажды.

Что же нужно делать?

Нужно к воде относится бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Человек! Запомни навсегда

Символ жизни на Земле- вода.

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни.

А что обозначают экологические знаки? (вызываю ребёнка)

Этот знак обозначает- что нужно всегда закрывать кран.

Вот этот обозначает, нельзя загрязнять воду отходами.

Этот знак обозначает, для того чтобы из труб текла чистая вода, нужно на заводах ставить фильтры.

Последний знак обозначает нужно беречь и охранять нашу ПЛАНЕТУ!

Приглашаю вас поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». (см. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе») . (игра сопровождается музыкой «Шум дождя»). И так постоянно по кругу, а называется это – круговорот воды в природе.

А сейчас послушайте правила, которые нужно соблюдать на воде. (Выходят по одному к плакату и называют правило) .

Вы все прекрасно знаете, что в каждом предмете есть «хорошие» и «плохие» свойства.

Что хорошего в воде? (перечисление) .

Что плохого? (перечисление)

Давайте отдохнём. Мои помощники загадают сидящим в зале гостям загадки, попробуйте отгадать.

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море.

(Река)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручеек)

Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

***

Чист, ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает.

От матери рожден

И сам ее рождает.

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

А почему в море кругом вода, а пить её нельзя?

Потому что вода в морях и океанах очень солёная и её пить нельзя.

И вот сейчас мои ассистенты (дети из другой подготовительной группы) покажут опыт

«Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит") .

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

На этом наша передача подошла к концу. Надеюсь что каждый из вас узнал для себя что то интересное и полезное. И последнее мы вам хотим дарить по капельке воды, чтобы вы помнили, что нужно беречь и экономить воду.

Приложение

Опыты

№ 1

Я узнал, что если вода грязная и нет специальных фильтров, то воду можно очищать при помощи слоя ваты или марли, а также через древесный уголь и др. Так фильтруют люди воду в походах.

Цель: выяснить, можно ли в домашних условиях очистить воду.

Вывод: Можно, такой вода стала после домашней фильтрации.

№ 2

Цель: закрепить знания о том, что вода льётся и принимает разные формы в зависящие от сосудов.

Выводвода принимает разную форму.

№ 3

Цель: выяснить, что вода прозрачная.

Выводвода прозрачная, через неё видны предметы.

№ 4

Цель: выяснить, что воду можно красить в любой цвет.

Выводвода легко окрашивается в разные цвета.

№ 5

Цель: Выяснить, что вода может иметь разную температуру.

Выводвода может иметь разную температуру.

№ 6

Цель: Узнать, что снег - это вода.

Вывод: снег тает и получается вода.

№ 7

Цель: Выяснить, что снег тает быстрей чем лёд.

Вывод: Снег в комнате растаял очень быстро, лед долго лежал. Снег тает быстрей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вода попадает в дом Выполнил: воспитатель подготовительной группы Ерегина С.В. МАДОУ 124

Слайд 2

Как вода попадает в кран Сначала ее берут из реки или водохранилища

Слайд 3

Затем вода попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров ее очищают от песка, грязи и разных микробов.

Слайд 4

И только после этого вода попадает к нам в квартиру через водопроводный кран

Слайд 5

Использование воды в доме: туалет,ванная кухня, стиральная машина

Слайд 6

Как очищать воду дома? Очищать воду дома можно несколькими способами: Отстаивание - во время отстаивания в воде образуется осадок из механических примесей. Цвет воды остается желтым, запах неприятным, химические примеси и микробы остаются в воде. В нашем городе отстоянную воду можно использовать только для полива комнатных растений. Но не для питья. Кипячение – во время кипячения в воде погибает большое количество вредных бактерий, вирусов, примесей, но также погибают и полезные вещества. Цвет, запах и вкус остаются прежними. У нас в городе многие люди используют кипяченую воду для питья и приготовления пищи. Замораживание – самый долгий и хлопотный способ очистки воды. Воду необходимо заморозить. При низкой температуре в воде погибают вредные микроорганизмы и вирусы. После вода долгое время размораживается. Цвет, запах и вкус не меняются. Невозможно за короткое время запастись нужным количеством воды для использования. Фильтрование – это самый эффективный способ очистки воды от механических и химических примесей, микроорганизмов, вирусов, бактерий, неприятного запаха. Делает воду более прозрачной, без неприятных привкусов. Но не все фильтра очищают воду одинаково. Мы сравнили отфильтрованную воду с помощью фильтра-кувшина и фильтр «Гейзер престиж» с системой обратного осмоса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очищение воды Выполнил: Ерегина С.В. Воспитатель МАДОУ 124

Слайд 2

Как вода попадает в кран?

Слайд 3

Очистка воды

Слайд 4

Очистные сооружения

Слайд 5

Очищение воды

Слайд 6

Виды бытовых фильтров

Слайд 7

Кипяченная вода

Слайд 8

БЕРЕГИТЕ ВОДУ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Жизнь в капле воды» Творческий коллектив воспитанников МАДОУ №124 подготовительной группы № 7: Арцукевич Артем (12.04.2012) Михалевич Влад (23.05.2012) Руководитель: Ерегина С.В

Слайд 2

ОДНАЖДЫ

Слайд 3

НОД «Вода, вода- кругом вода».

Слайд 4

Беседа с детьми «Вода – явление волшебное»

Слайд 5

Опрос родителей

Слайд 6

Презентация «Как вода попадает в наш дом»

Слайд 8

Свойства воды: жидкое

Слайд 9

Свойства воды: газообразное

Слайд 10

Свойства воды: твердое

Слайд 11

Эксперементирование

Слайд 12

Опыт:«Очищение воды путем фильтрации»

Слайд 13

Наблюдение: Как мы пользуемся водой?

Слайд 14

Акция "Береги воду" - экономия 1 куб.м./2 дня

Слайд 15

Берегите воду!!!

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадочная капля воды".

Проект адресован  в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей  старшего дошкольного возраста со свойствами воды....

Волшебная капля воды

Развивать познавательную активность детей, творческое воображение....

"В этом городе жизнь моей Родины отразилась как в капле воды»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....

Конспект экологического КВН в подготовительной группе на тему: "Мир в капле воды"

Конспект предназначен для  закрепления у детей представлений о разных состояниях воды в природных явлениях, уточнение знаний о значении воды в природе....

Волшебная капля воды

Материал будет полезен воспитателям о эксперементировании с водой....

Конспект экологического КВН "Мир в капле воды" /подготовительная группа/

Цель:Закреплять представления о разных состояниях воды в природных явлениях.Уточнить знания о значении воды в природе.Уметь сообща отгадывать загадки, отвечать на вопросы, быстро находить правил...