Главные вкладки

    "Марсиане к нам летят - познакомиться хотят!"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Милкина Марина Валериевна

    Знакомство детей со свойствами воздуха экспирементальным путём.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл marsiane_konspekt.docx18.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»

    Цель: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
    Задачи: 
    Образовательные: 
    Через экспериментальную деятельность дать детям представления о свойствах воздуха , показать способы его обнаружения: вокруг нас, в пакете, человеке, разных предметах)
    Развивающие:
    Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
    Воспитательные:
    Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
    Необходимое оборудование: письмо с Марса, прозрачные полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, веер, карандаши, листочки.


    Ход экспериментов:
    Воспитатель: Ребята, что это за воздушный шарик возле нашего окошка. Никто не приносил из вас?
    Дети: отвечают отрицательно, но замечают прикрепленный конверт с космической темой, адресованный детям.
    Воспитатель достает содержимое письма 

    (фотографии марсиан , письмо).

    Марсиане наблюдали за нами сверху и они очень удивлены тем, что мы не носим на голове скафандры!
    Они желают прилететь в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандров на Земле?
    Дети: высказывают свои предположения и утверждения и приходят к решению рассказать о воздухе и показать где он присутствует.
    Воспитатель: Что для этого нам понадобится? С чего начнем?
    Совместно с воспитателем определяем круг вопросов, на которые надо ответить:
    Дети: отвечают
    Воспитатель: - Да!(задумывается…..маловато…). Я , как старший научный сотрудник в нашей группе, приглашаю всех в исследовательскую лабораторию и объявляю наше мероприятие открытым. 
    Совместно с воспитателем дети определяют круг вопросов, на которые надо найти ответы:
    1.Для чего нужен воздух?
    2.Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
    3.Воздух можно увидеть и потрогать?
    4. Есть ли воздух в различных предметах?
    Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем несколько опытов, но сначала вспомним правила работы в лаборатории. (работа с иллюстрациями правил)
    Хотите этому научиться?
    Тогда подходите к столам.
    Опыт № 1 Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
    Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
    (из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
    (ответы детей).
     Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.

    Опыт №2 Обнаружение воздуха с помощью пакета
    Возьмите полиэтиленовый пакет и внимательно его рассмотрите. Скажите какой пакет?(прозрачный, гладкий , пустой). А теперь заполните пакет кубиками. Какой стал пакет? (наполненный, выпуклый, раздутый). Возьмите пустой пакет помашите им, подуйте в него как в шарик и скрутите его со стороны отверстия. Что произошло с пакетом? (надулся, стал выпуклым). Как вы думаете, что находится в пакете? (воздух). Правильно. Его не видно( предложить детям посмотреть сквозь пакет) , но его можно почувствовать. Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали?( ветерок, воздух, прохлада). 
    Вывод: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
    Физминутка « Воздушный шарик»
    Я с утра сегодня встал
    С полки шар воздушный взял.
    Начал дуть я и смотреть
    Стал мой шарик вдруг толстеть.
    Я все дую – шар все толще,
    Дую – толще, дую – толще.
    Вдруг услышал я хлопок,
    Лопнул шарик, мой дружок!

    Опыт № 3: Плавающие предметы.

    Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

    Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

    Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

    Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

    - Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)

    Давайте проверим?

    Опыт № 4: Пузырьки в стакане.

    Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

    - Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

    Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

    Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

    Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

    Игра с мыльными пузырями.

    Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

    - Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

    Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

    Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

    - Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

    - Давайте проверим ваши предположения.

    Опыт № 5: Движение салфетки.

    Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

    - Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)

    Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

    - На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

    Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

    Игра с веером.        

    Сначала дети складывают из бумаги веер самостоятельно.

    Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

    - Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)

    - Как получается ветер? (Движется воздух)

    - Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).

    Наблюдение на прогулке за вертушкой.

    Вывод: Ветер – это движение воздуха.


    Итог: Вот мы с вами и разобрались, что такое воздух, где он находится. Расскажите, что вас заинтересовало, понравилось, чем сможете поделиться дома с родителями?(воздух есть вокруг нас, внутри нас, содержится в разных предметах). Мы проделали большую научную работу. Теперь знаем, что на нашей планете воздух нужен всем: и людям, и животным, и растениям, то есть всему живому.
    Давайте отправим наш ответ на Марс на воздушном шаре, а заодно и отправим рисунки нашей планеты. Дети рисуют картинки о жизни на Земле, воспитатель отправляет письмо марсианам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

    -Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО УТРЕННИКА, ПОСВЯЩЁННОГО 70-ЛЕТИЮ ДНЯ ПОБЕДЫ, В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. «Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети…»

    Тематический утренник, посвящённый Дню Победы, в котором  основной целью является воспитание патриотических чувств у дошкольников, знакомство детей с историческим прошлым Родины, расширение предс...

    Положение о смотре-конкурсе чтецов «Хотят ли русские войны…», посвящённый 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне

    Положениео смотре-конкурсе чтецов «Хотят ли русские войны…», посвящённый 70 - летию Победы в Великой Отечественной войнеконкурс  проводится среди  воспитанниковМКДОУ детский сад общеразвиваю...

    Конспект НОД "На планеты мы летим, узнать шахматы хотим!"

    Конспект НОД "На планеты мы летим, узнать шахматы хотим!"...

    Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Птички летят куда хотят»

    Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Птички летят куда хотят»...

    Физкультурный досуг «Весёлые воробышки летят, куда хотят» (младшая группа).

    Упражняемся в лазании любым способом, в спрыгивании и  беге врассыпную....