Главные вкладки

    Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

    Ломакина Анна Владимировна

    конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект "Вода. Свойства воды"25.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по экспериментированию    для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

    «Вода. Свойства воды»

    Подготовила воспитатель

    ГБДОУ № 25 д/с «Умка»

    Ломакина Анна Владимировна

    2018г.

    Конспект НОД по экспериментированию    для детей старшего дошкольного возраста

    «Вода. Свойства воды»

    Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.

    Интеграция образовательных областей

    «Познавательное развитие»

    - развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

    -развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности  в познании окружающего мира;

    -закреплять знание  детей о  свойствах воды.

    «Социально-коммуникативное развитие»

    - закреплять   правила безопасности при проведении опытов;

    - умение работать в парах.

    «Речевое развитие»

    -развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

    - обогащать словарный запас детей (гейзеры);

    -воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

    -развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов;

     Материалы и оборудование:

    Вода, пластиковые стаканчики, ложки, соль и сахар, песок, тарелочки пластиковые, шипучие витамины, масло подсолнечное, молоко, краски и кисти, салфетки, очки, халаты.

    Предварительная работа:

    Беседа с детьми о значении воды.

    Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

    Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

    Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

    Чтение сказки «Путешествие Капельки».

    Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

    Знакомство с круговоротом воды в природе.

    Ход НОД:

    Организационный момент.

    Видео фрагмент «О воде»

    Воспитатель: (Показ слайдов)

    Вода - уникальное вещество нашей планеты.

    Безбрежная ширь океана…

    И тихая заводь пруда, струя водопада,

    И брызги фонтана, и все это - только вода.

    Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

    Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

    снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

    В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

    И кажется сказкой это…

    А, в сущности – только вода.

    Жизнь без воды невозможна!

    -Ребята, вы хотите более подробно узнать о воде и об ее свойствах?

     

    I часть: Вводная.

     

    Воспитатель - Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

    Дети - Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

    Воспитатель - Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких учёных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды.

    - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Одевайте белые халаты, очки и занимайте свои рабочие места. (Дети становятся вокруг столов  по два человека) 

    Воспитатель -  родители, кто из вас хочет побыть настоящими лаборантами? Присоединяйтесь к нам. Одевайте халаты и очки. Будете вместе с нами проводить опыты.

    Я предлагаю ваши наблюдения в виде схем оформить  в папку, которая нам пригодится для дальнейшего изучения воды.

    Воспитатель -  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

    Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

    Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

    Воспитатель- чтобы убедиться, мы проведем опыты с водой и докажем это.

     

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

     

    Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

    Дети: 

    - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

    - Аккуратно обращаться с материалом и оборудованием.

    - Внимательно слушать воспитателя.

    - Ничего не брать без команды воспитателя.

    - Внимательно следить за результатом опыта.

    - Закончив наблюдение, сделать вывод.

     

    Опыт 1. «Вода бесцветная, прозрачная»

    Воспитатель – возьмите прозрачный стакан. Ребята, а есть ли цвет у воды?

    Дети – Нет, у воды нет цвета.

    Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? 

    Дети – Лист белого цвета.

    Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

    Дети -  Молоко имеет белый цвет.

    Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

    Дети – Нет.

    Воспитатель -  Молоко, лист белой бумаги?

    Дети – Да.  

    Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?

    Дети – Вода  без цвета.

    Воспитатель – а теперь возьмите картинку и посмотрите на нее сквозь стакан с водой. Видно, что нарисовано на картинке? А теперь посмотрите сквозь стакан с молоком. Видно вам изображение на картинке?

    Дети – видно через стакан с водой.

    Воспитатель - значит, какая вода, какой делаем вывод?

    Вывод: вода бесцветна, прозрачна (схема)

    Опыт 2. «Вода без запаха»

    Воспитатель -  Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

    Дети – Вода ничем не пахнет.

    Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. А как вы думаете, воде можно придать запах?

    Дети – да.

    Воспитатель – а как мы можем это сделать?

    Дети – если добавить ароматное что-то.

    Воспитатель – давайте спросим у наших лаборантов. Что можно добавить в воду, чтобы придать ей запах?

    Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено (схема).

    Опыт 3. «Вода без вкуса»

    Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус? Попробуйте её. Какая она? Сладкая, солёная?

    Дети - Вода безвкусная.

    Воспитатель – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль), попробуйте воду. Какой вкус у воды?

    Дети – Сладкий, соленый.

    Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено (схема).

    Опыт 4. «Вода растворитель».

    Воспитатель – ребята, а где вещества- сахар, соль, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

    Дети – В воде сахар и соль растворились.

    Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок? Добавляем к воде песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

    Дети – Песок не растворяется, вода  становится мутной.

    Вывод: вода растворитель, но не все вещества растворяет (схема).

    Опыт 5. «Вода меняет цвет»

    Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

    Дети – Нет

    Воспитатель – цвет воды зависит от того, что в неё попадает. Докажем это. Возьмите стакан с водой и добавьте в воду краску. Что произошло?

    Дети – Вода изменила свой цвет.

    Воспитатель  - Какой вывод из этого следует?

    Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

    Вывод: вода меняет цвет (схема).

    Воспитатель – ребята посмотрите, это капелька. Она нам хочет загадать загадку. Послушайте:

    Бьёт источника фонтан,

    Струя до поднебесья.

    В соседях с ним живёт вулкан,

    Фонтан вам тот известен?

    Кто знает ответ? (Ответы детей). Ответ на загадку вы найдете в группе (дети собирают капельки из картона). Вам надо собрать капельки и из них собрать слово. Ребята, что изображено на капельках?

    Дети – цифры и буквы.

    Воспитатель – как вы думаете, что вам надо сделать, чтоб прочитать слово-ответ на загадку?

    Дети – надо по порядку разложить капельки, перевернуть и прочитать слово (Гейзер).

    Воспитатель – вы знаете, что такое гейзер? В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от чайника с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Посмотрите на экран (показ видео). Более подробно о гейзерах вы узнаете сами, подготовьте доклад и, придя в сад расскажете. Это будет ваше домашнее задание. Какими способами вы можете узнать о гейзерах?

    Дети – спросить родителей, посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, сходить в библиотеку и взять книги о гейзерах.

    Опыт 6: «Бурлящий гейзер»

    Воспитатель – Сейчас мы с вами проведем очень красивый и интересный опыт. Мы с вами сделаем искусственный гейзер в домашних условиях. Возьмите стакан с маслом. Стакан с цветной водой. Налейте эту воду медленно и аккуратно в стакан с маслом. Что произошло с маслом?

    Дети – оно поднялось выше воды.

    Воспитатель – что это означает? Вода тяжелее масла, поэтому вода не смешивается с маслом. Они разные по плотности. А затем аккуратно с помощью ложки добавьте витаминку. Будьте осторожны, без взрослых витамины брать нельзя. Поэтому, если вы захотите повторить этот опыт дома, то только вместе со взрослыми. Посмотрите, что происходит. Витаминка растворяется в воде, происходит химическая реакция и выделяется углекислый газ - пузырьки воздуха. Посмотрите, какой у нас получился бурлящий гейзер. Какие мы делаем выводы?

    Вывод: вода имеет плотность. Масло и воздух легче воды. Воздух, масло и вода не смешиваются (схема).

     III часть. Подведение итога.

    Воспитатель - Какие свойства воды мы узнали? Какие мы провели опыты? Какой вам опыт понравился больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Какое домашнее задание у вас? Спасибо ребята, вы все большие молодцы! Спасибо большое нашим лаборантам, что поучаствовали в наших опытах. Вам понравилось?

    Ребята, а вот вам подарок за ваши старания и труды (раскраска гейзера).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...

    Конспект студии «Веселая логоритмика» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

    Тема: «В гостях у зимы» Подготовила воспитатель: Несминова Е. В.Задачи:1. Содействовать развитию двигательных, слуховых, навыков.2. Содействовать развитию  ар...

    Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»

    Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

    Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»

    Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

    Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста: Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»

    В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием поисково-исследовательской технологии. Подробно описаны цель, задачи, услов...