Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ломакина Анна Владимировна

конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Вода. Свойства воды"25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию    для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Вода. Свойства воды»

Подготовила воспитатель

ГБДОУ № 25 д/с «Умка»

Ломакина Анна Владимировна

2018г.

Конспект НОД по экспериментированию    для детей старшего дошкольного возраста

«Вода. Свойства воды»

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности  в познании окружающего мира;

-закреплять знание  детей о  свойствах воды.

«Социально-коммуникативное развитие»

- закреплять   правила безопасности при проведении опытов;

- умение работать в парах.

«Речевое развитие»

-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

- обогащать словарный запас детей (гейзеры);

-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

-развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов;

 Материалы и оборудование:

Вода, пластиковые стаканчики, ложки, соль и сахар, песок, тарелочки пластиковые, шипучие витамины, масло подсолнечное, молоко, краски и кисти, салфетки, очки, халаты.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Организационный момент.

Видео фрагмент «О воде»

Воспитатель: (Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

-Ребята, вы хотите более подробно узнать о воде и об ее свойствах?

 

I часть: Вводная.

 

Воспитатель - Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети - Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких учёных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Одевайте белые халаты, очки и занимайте свои рабочие места. (Дети становятся вокруг столов  по два человека) 

Воспитатель -  родители, кто из вас хочет побыть настоящими лаборантами? Присоединяйтесь к нам. Одевайте халаты и очки. Будете вместе с нами проводить опыты.

Я предлагаю ваши наблюдения в виде схем оформить  в папку, которая нам пригодится для дальнейшего изучения воды.

Воспитатель -  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

Воспитатель- чтобы убедиться, мы проведем опыты с водой и докажем это.

 

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

 

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети: 

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с материалом и оборудованием.

- Внимательно слушать воспитателя.

- Ничего не брать без команды воспитателя.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

 

Опыт 1. «Вода бесцветная, прозрачная»

Воспитатель – возьмите прозрачный стакан. Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? 

Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети -  Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – Нет.

Воспитатель -  Молоко, лист белой бумаги?

Дети – Да.  

Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода  без цвета.

Воспитатель – а теперь возьмите картинку и посмотрите на нее сквозь стакан с водой. Видно, что нарисовано на картинке? А теперь посмотрите сквозь стакан с молоком. Видно вам изображение на картинке?

Дети – видно через стакан с водой.

Воспитатель - значит, какая вода, какой делаем вывод?

Вывод: вода бесцветна, прозрачна (схема)

Опыт 2. «Вода без запаха»

Воспитатель -  Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. А как вы думаете, воде можно придать запах?

Дети – да.

Воспитатель – а как мы можем это сделать?

Дети – если добавить ароматное что-то.

Воспитатель – давайте спросим у наших лаборантов. Что можно добавить в воду, чтобы придать ей запах?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено (схема).

Опыт 3. «Вода без вкуса»

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус? Попробуйте её. Какая она? Сладкая, солёная?

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль), попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети – Сладкий, соленый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено (схема).

Опыт 4. «Вода растворитель».

Воспитатель – ребята, а где вещества- сахар, соль, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Дети – В воде сахар и соль растворились.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок? Добавляем к воде песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети – Песок не растворяется, вода  становится мутной.

Вывод: вода растворитель, но не все вещества растворяет (схема).

Опыт 5. «Вода меняет цвет»

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет

Воспитатель – цвет воды зависит от того, что в неё попадает. Докажем это. Возьмите стакан с водой и добавьте в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель  - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Вывод: вода меняет цвет (схема).

Воспитатель – ребята посмотрите, это капелька. Она нам хочет загадать загадку. Послушайте:

Бьёт источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан,

Фонтан вам тот известен?

Кто знает ответ? (Ответы детей). Ответ на загадку вы найдете в группе (дети собирают капельки из картона). Вам надо собрать капельки и из них собрать слово. Ребята, что изображено на капельках?

Дети – цифры и буквы.

Воспитатель – как вы думаете, что вам надо сделать, чтоб прочитать слово-ответ на загадку?

Дети – надо по порядку разложить капельки, перевернуть и прочитать слово (Гейзер).

Воспитатель – вы знаете, что такое гейзер? В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от чайника с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Посмотрите на экран (показ видео). Более подробно о гейзерах вы узнаете сами, подготовьте доклад и, придя в сад расскажете. Это будет ваше домашнее задание. Какими способами вы можете узнать о гейзерах?

Дети – спросить родителей, посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, сходить в библиотеку и взять книги о гейзерах.

Опыт 6: «Бурлящий гейзер»

Воспитатель – Сейчас мы с вами проведем очень красивый и интересный опыт. Мы с вами сделаем искусственный гейзер в домашних условиях. Возьмите стакан с маслом. Стакан с цветной водой. Налейте эту воду медленно и аккуратно в стакан с маслом. Что произошло с маслом?

Дети – оно поднялось выше воды.

Воспитатель – что это означает? Вода тяжелее масла, поэтому вода не смешивается с маслом. Они разные по плотности. А затем аккуратно с помощью ложки добавьте витаминку. Будьте осторожны, без взрослых витамины брать нельзя. Поэтому, если вы захотите повторить этот опыт дома, то только вместе со взрослыми. Посмотрите, что происходит. Витаминка растворяется в воде, происходит химическая реакция и выделяется углекислый газ - пузырьки воздуха. Посмотрите, какой у нас получился бурлящий гейзер. Какие мы делаем выводы?

Вывод: вода имеет плотность. Масло и воздух легче воды. Воздух, масло и вода не смешиваются (схема).

 III часть. Подведение итога.

Воспитатель - Какие свойства воды мы узнали? Какие мы провели опыты? Какой вам опыт понравился больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Какое домашнее задание у вас? Спасибо ребята, вы все большие молодцы! Спасибо большое нашим лаборантам, что поучаствовали в наших опытах. Вам понравилось?

Ребята, а вот вам подарок за ваши старания и труды (раскраска гейзера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"

Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...

Конспект студии «Веселая логоритмика» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «В гостях у зимы» Подготовила воспитатель: Несминова Е. В.Задачи:1. Содействовать развитию двигательных, слуховых, навыков.2. Содействовать развитию  ар...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»

Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...