"Рыбы нашей республики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шафеева Миляуша Рашитовна

Тип занятия: Непосредственно- образовательная деятельность

Прогнозируемые результаты: данная НОД может быть использована в работе с детьми 5-6 лет, направлена на реализацию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС. Воспитание и образование  дошкольников с использованием творческих дидактических игр несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, а также становится фундаментов для их дальнейшего образования в школе.

Цель: активизация умственных способностей и логического мышления детей.

Задачи образовательные: 1)расширять и активизировать словарь по теме "Рыбы"; 2)закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

развивающие: 1)развивать познавательные процессы: логическое мышление, память, внимание; 2)развивать общую и мелкую моторику; 3)развивать коммуникативные умения и навыки;

воспитательные: 1)воспитывать познавательный интерес; 2)повышать активность, сознательность, интерес; 3)расширять кругозор в рамках многонациональной культурной традиции и ее взаимосвязи с окружающим миром.

Дидактические средства: В ходе образовательной деятельности я использовала наглядные, словесные, и практические приемы. Эти приемы были взяты из  методического пособия "Животный мир Башкирии", соавтором которого я являюсь. В основу этого пособия положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепления и усложнения одной и той же игры.

Предлагаемая игровая форма обеспечивает интерес ребенка к изучаемому предмету и способствует постижению непростых, но необходимых законов формальной логики на примерах окружающего мира.

Я взяла логические игры по классификации и изучению животного мира республики Башкортостан; логическую игру "Правда-неправда"; загадывание загадки и объяснение; "найди лишнее"; обобщение проводили при помощи приема "Кластер"; также использовала кубики Никитина и тренажеры для развития обоих полушарий Медведевой; динамическую игру "Рыбка, появись". Для развития творческого воображения, творческого мышления я взяла игру "Додумай-дорисуй". Этот вид деятельности помогает проявить детям свою фантазию, творчество нестандартность мышления, креативность. А восковые мелки позволяют воплотить это в яркие, красочные, необычные рисунки.

Оборудование: иллюстрации, кластер, бумажные рыбки, полотно, ИКТ, кубики Никитина, тренажеры Медведевой, альбомные листы с готовыми напечатанными геометрическими фигурами, восковые мелки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_respubliki_bashkortostan.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно- образовательная деятельность по теме:

"Рыбы нашей республики"

для детей старшего дошкольного возраста

Шафеева Миляуша Рашитовна

Цель: активизация умственных способностей и логического мышления детей.

Задачи образовательные:

-расширять и активизировать словарь по теме "Рыбы";

-закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

развивающие:

-развивать познавательные процессы: логическое мышление, память, внимание;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес;

-повышать активность, сознательность, интерес;

-расширять кругозор в рамках многонациональной культурной традиции и ее взаимосвязи с окружающим миром.

Оборудование: иллюстрации, кластер, бумажные рыбки, полотно, ИКТ, кубики Никитина, тренажеры Медведевой, альбомные листы с готовыми напечатанными геометрическими фигурами, восковые мелки.

Загадка ( загадывает ребенок)

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Восп. -Какая интересная загадка. Сразу даже и не отгадаешь. Кто это может быть. (ответы детей)

-Давайте разбираться.

-Где можем найти ответ, если сами не знаем.(ответы)

-Давайте в интернете. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТВЕТ НА ЗАГАДКУ  СЛАЙДЫ 1-7

 - «Крылья» есть, у кого есть крылья (ответы) да не летает.

-«Глаза» есть, у кого есть глаза, (ответы), но не мигают.

-Ног нет, у кого нет ног (ответы)

- Не ходит, не летает, но двигается быстро.

-Правильно , это рыба. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Восп.-Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбка, появись». Условие: должны появляться рыбы, которые обитают в нашей республике.(дети по очереди выплывают из "полотна реки" и называют рыб.

-Молодцы.

-А теперь присядем на стулья и поиграем в другую игру «Правда-неправда». Если утверждение правдиво, вы хлопаете в ладоши, а если нет-топаем ногами. (Дети должны доказать свое мнение)

Все рыбы живые. +(да, это правда, потому что они дышат, питаются, размножаются)

Все рыбы Башкортостана очень большие. - (это неправда, так как есть маленькие , например, пескарь) и так далее.

У всех рыб есть голова со ртом и глазами, хвост и плавники. +

Все рыбы Башкортостана покрыты чешуей. -

Все рыбы живут в воде. +

Все рыбы в Башкортостане хищные. –

В Башкортостане есть хищные рыбы. +

Всем рыбам нужен корм. +

Восп .-Молодцы. КЛАСТЕР. Давайте скажем, что есть общего у всех рыб. ГОЛОВА, РОТ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ЖАБРЫ, ПЛАВНИКИ, ЧЕШУЯ, ЖИВУТ В ВОДЕ. СХЕМА РЫБЫ В ЦЕНТРЕ.

Восп. -Молодцы. а теперь мы будем заселять рыбок в домики. РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ.  На спинке рыбок-оригами примеры, дети  решают и заселяют их в свой домик.

Восп.-Очень хорошо, дальше я предлагаю выбрать себе занятие. 1) кубики НИКИТИНА, 2) умные ДОЩЕЧКИ,(тренажеры для развития обоих полушарий) 3) рисование ДОДУМАЙ и ДОРИСУЙ тема "Рыба" (детям предлагается лист альбома, на котором нарисованы геометрические фигуры. Они должны додумать , на что похоже и дорисовать по своему усмотрению. Работают восковыми мелками.)

Восп.-Ребята, вы слышите, что-то сигналит наш компьютер. Предлагает игру «КТО ЛИШНИЙ И ПОЧЕМУ» Смотри ПРЕЗЕНТАЦИЮ.

 СЛАЙД №8 лишняя утка. Так как все рыбы, а утка - птица и так далее;

СЛАЙД №9  лишний пескарь. Так как все остальные  рыбы- хищные , а пескарь - нет или лишний сом- у всех чешуя, а у него гладкая и  так далее;

Какие вы молодцы, а сейчас нам пора на прогулку, подойдите ко мне. С помощью нашей речки мы узнаем ваше мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рыбы нашей местности"

Презентация, которая расширяет знания детей о рыбах нашей местности....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе: «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе: «Петрозаводск-столица нашей республики». Занятие  с использованием презентации....

паспорт проекта "Рыбы наших водоёмов"

Информационно-творческий проект, цель которого систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбе нашего округа. Создать условия для воспитания экологической культуры и развития познават...

Конспект ООД в средней группе - «Познавательное развитие» Тема: «Лесные жители нашей республики»

Конспект ООД в средней группе - «Познавательное развитие» Тема: «Лесные жители нашей республики»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...

Герой ВОВ нашей Республики

Биография одного великого гергя нашей Республики Мусы Гареева. Гареев Муса Гайсинович - командир эскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной...

Наша Республика.

Наша малая родина ....