Конспект НОД «Школа юных исследователей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Возрастная группа:старшая.

Тема НОД:«Школа юных исследователей. Друзья, которые любят противоречить друг другу: Гвоздь и Карандаш».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx560.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Ильменская  основная общеобразовательная школа»

группа  дошкольного образования

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

                                                                      Карпова Елена Николаевна

МКОУ «Ильменская ООШ»  

воспитатель

п. Половцево, 2016г.

Возрастная группа:старшая.

Тема НОД:«Школа юных исследователей. Друзья, которые любят противоречить друг другу: Гвоздь и Карандаш».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель:познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности при исследовании свойств дерева и металла.

Задачи:

-формировать представления о свойствах дерева и металла  в процессе    познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления    

детей об использовании человеком свойств дерева и металла    в повседневной жизни;

-развивать познавательную активность и интеллектуальную инициативу;

-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, доброжелательные отношения между сверстниками, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область:

Познавательное развитие.

Сформировать знания детей о  свойствах метала и дерева;

расширять осведомлённость детей  ометаллических и деревянных предметах, об области их применения в быту; развивать способность к экспериментированию; развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Социально-коммуникативное развитие.

Формировать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану; продолжать развивать логическое мышление,   воображение, наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему миру;

продолжать учить детей разрешать противоречия.

Речевое развитие.

Совершенствовать речь как средство общения; развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры, активизировать словарь по теме.

Художественно-эстетическое развитие.

Обогащать музыкальные впечатления детей; продолжать формироватьхудожественный вкус; создать благоприятную атмосферу для снятия  эмоционального напряжения.

Физическое развитие.

Выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе, добиваясь выразительности их выполнения;

воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в работе с предметами.

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, игровая,двигательная, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Ящик ощущений», «Волшебный мяч», физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Используемые методы во время НОД:

  1. Словесные: беседы по теме, художественное слово – загадки, решение противоречий.
  2. Игровые: сюрпризный момент - неизвестный предмет  в  коробочке, физкультминутка, игра с мячом, пальчиковая гимнастика.
  3. Практические:показ, опыты.

Активизация словаря:металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий, прочный.

Обогащение словаря:шероховатый, хрупкий, теплопроводность.

Материалы и оборудование:мультимедийное оборудование: ноутбук,

проектор, экран, презентация; аудиоаппаратура (колонки); две коробки, гвоздь, карандаш, весы, молоток, ванночка для горячей воды, деревянная и металлическая ложки.

Раздаточный материал: гвоздики маленькие, деревянные палочки, ванночки с водой, деревянные бруски, металлические пластины.

Планируемые результаты:

Дети имеют представление опонятии металл и дерево, активно вступают в диалог, участвуют в игре, имеют представление о  свойства металла и дерева, называют отличия.

Примерное содержание  непрерывной образовательной деятельности

IВводная часть(3 мин).

Мотивация (удивление, сюрприз, создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами, отгадав загадки:

Серый Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом проведет, там след кладет (карандаш).

Металлический Антошка,

Он на очень длинной ножке.

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь (гвоздь)

Воспитатель:  Как узнать, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?

(игра «Ящик ощущений»)

Дети: Посмотреть.

Воспитатель:А если не глядя?

Дети:Потрогать (определяют на ощупь).

Воспитатель: А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?

Дети: (понюхав)  Нет.

Воспитатель:А по звуку? (стучит металлической палочкой по гвоздю и карандашу).

Дети:  Можно.

II Основная часть (15мин.)

Воспитатель: Вот и они, наши гости - Гвоздь и Карандаш (макеты Гвоздя иКарандаша).Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он  главнее.

Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?

Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!

Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.

Дидактическая игра: «Из чего сделано?»  (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран,  на нем изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя. Назовите, какие предметы делают из дерева?

Дети: дом, плот, скамейка, карандаши.

Воспитатель: А какие предметы делают из металла?

Дети: инструменты, посуда, автомобиль.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш правы!

Воспитатель:Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Приглашаю вас в мини-лабораторию, где вы станете юными исследователями. (Звучит музыка «Хочу всё знать» Р.Мадатов, дети рассаживаются за столом).Вместе мы проведем несколько важных опытов.

Но сначала приготовьте ваши ручки.

Пальчиковая гимнастика«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в  «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель:

Теперь давайте вспомним правила обращения с острыми предметами. (ответы детей). Вижу, вы  готовы к экспериментам.

Опыт «Сравнение дерева и металла»

Воспитатель:Ребята, наши гости  все не унимаются:

Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!

Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.  Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины?

Дети: Гладкая.

Воспитатель: А какая у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая, шершавая.

Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Пластина – холодная, брусок – теплый.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл – холодный, дерево – теплое.

Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла. Как вы думаете, прав Карандаш?Давайте проверим.

Воспитатель: Понаблюдайте, как я буду забивать гвоздь в деревянный брусок, в металлическую пластину. Почему я  смогла забить гвоздь в дерево и не смогла забить его в металлическую пластину?Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево- мягкое, а металл -твердый.

Воспитатель: Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте его сломать. Не получилось? Значит он какой?

Дети: Прочный.

Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.Что можно сказать?

Дети: Спичка – хрупкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – хрупкое, а металл – прочный.

Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.

Воспитатель: Вот и хорошо. А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.

Физкультминутка.

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь, (
повороты влево, вправо)
Наклонитесь, поднимитесь.  (
касание руками пола, тянемся руками вверх)
Руки вверх и руки вбок,      (движение руками вверх, развели руки в стороны)
И на месте прыг да скок!  (прыжки на месте)
А теперь бежим вприпрыжку, (
бег по кругу)
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг, (
медленный шаг)
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем

Гвоздь и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке. Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!»  А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?

Дети: Гвоздь может утонуть.

Опыт «Тонет – плывет»

Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой. Итак….(Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.)

Дети:  Гвоздь утонул, а палочка плавает.

Воспитатель: Почему?

Дети: Гвоздь тяжелее, чем палочка.

Воспитатель: Проверим? (взвешивает гвоздь и палочку).Какой можно сделать вывод?

Дети: Металл – тяжелый, А дерево – легкое.

Воспитатель: Как же тогда Гвоздю перебраться на другой берег?

Дети: Его может перевести Карандаш или можно построить плот.

Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал костер разводить?

Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.

Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.

Воспитатель:Металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».

Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложку. Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.

Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл проводит тепло.

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Что же получается, ложка у гвоздя должна быть металлическая, чтобы он не прокусил ее, и не должна быть металлической, чтобы он не обжигался.Как же быть Гвоздю – все время обжигаться во время еды?

Дети: Сама ложка пусть будет из металла, а ручка - из дерева или кушать деревянной ложкой.

Воспитатель:Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше. Как затушить костер?

Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.  Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.

Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.Надеюсь, что вы тоже не будете забывать тушить костер во время отдыха с родителями на природе.

Ш. Заключительная часть. Рефлексия.

Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».

Воспитатель: А у  меня есть «волшебный мяч». Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали?

Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.  Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.

Воспитатель:Спасибо, а я прощаюсь с вами, до новых встреч и интересных открытий.

Приложение.

Макеты карандаша и гвоздя

Слайд 1 «Изделия из дерева и металла»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Школа юного спасателя".

Конспект НОД ОО "Познание" - ФЭМП для детей подготовительной группы....

Конспект НОД "Школа юных пожарных"

Занятие по пожарной безопасности для детей 5-6 лет, включающее в себя соревновательные, познавательные, игровые  моменты...

Конспект НОД "Школа юных пешеходов"

Закрепление правил дорожной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия " Юный исследователь"

Цель:: Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи:І. Образовательные.Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.Учить сравнивать материалы, ...

Конспект развлечения Школа юных разведчиков для детей подготовительной к школе группы

Конспект развлечения, посвящённого 9 мая (можно использовать на 23 февраля) для детей подготовительной группы...

Конспект праздника «Школа юных космонавтов» для детей старшей и подготовительной к школе групп

                          Конспект праздника  «Школа юных космонавтов»для детей старшей и подготовительной к шк...

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Мы – юные исследователи».

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.Конспект ООД «Мы – юные исследователи»....