Тема : «Насекомые»
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа)

Бабенко Светлана Алексеевна

Тема : «Насекомые»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nasekomye_mir.zip2.04 МБ
Файл nasekomye.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Насекомые»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о насекомых

Формировать умения выделять, подбирать характерные признаки насекомого.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Активизировать познавательный интерес к природе.

Развивающие:

Развивать воображение, логического мышления.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать желание защищать насекомых.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, добиваться полных ответов.

Оказывать помощь при ответах на вопросы.

1.Организационный момент   (Слайд2)

 Воспитатель:  Скажите ребята,   у вас хорошее настроение? Ну, тогда, давайте возьмёмся за руки и поделимся друг с другом  своим хорошим настроением.

 Звучит аудиозапись «Утро в лесу» (Слайд 3).

 Дыхательная гимнастика

 Воспитатель:  А теперь закройте глаза и   представьте себе, что  находитесь на лесной полянке. Представили? А теперь представьте себе, что на вас дует легкий ветерок. Воздух вокруг свежий. Давайте вдохнём его полной грудью. Вдох-выдох. Вдох-выдох.

Проводит с детьми дыхательные упражнения: выполняем глубокие вдохи и выдохи.

-На полянке растет много одуванчиков, давайте  подуем на них.

Дети дуют на воображаемые одуванчики.

- Откройте глазки. Ну что, зарядились энергией лесной полянки? Готовы начать работать?

Фронтальная беседа «Кто такие насекомые?

Воспитатель: Ну, тогда приготовьтесь слушать меня. Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь.

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара - тара - тара - тара -

Таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, -

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче …( Слайд 4)

Дети: «Муха – Цокотуха

           Именинница!

Это сказка «Муха – Цокотуха» » К.И. Чуковского

Воспитатель: Назовите мне героев этой сказки?

Дети: Муха, Комар, Паук, Кузнечик, Бабочка, Пчела, Жуки, Мошки…(Слайд 5)

Воспитатель: Молодцы! А как можно  назвать  их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно, ребята! Насекомые, однако один из героев не является насекомым.

Как вы думаете, кто это?

Дети: Паук

Воспитатель: Правильно. Как мы можем это доказать?

У паука  8 ног, а у насекомых только 6. 

Рассматривание макетов  паука и насекомых. Предложить посчитать ноги .(Слайд 6)

Воспитатель: Насекомые (Слайд 7) - это самая многочисленная группа животных, населяющие все вокруг– воду, воздух, землю и даже другие живые организмы (это паразиты). Они разные  по способу передвижения, разные по звукам, которые издают, отличаются по размеру, по окраске , по питанию, образу жизни и многому другому.

Сегодня я предлагаю вам экскурсию в мир насекомых, где вы сможете послушать, потрогать, рассмотреть  насекомых,  а также вспомнить все, что вы уже знаете про них и  узнать много нового. Но для этого вам нужно будет выполнить несколько заданий. Вы согласны?

- Хорошо. А я буду для  вас экскурсоводом.

- Итак, уважаемые жители и гости детского сада № 213 вашему вниманию предлагается экскурсия в мир насекомых. (Слайд 8)

Музыкальная минутка 

- Прошу пройти в первый зал (Слайд9)

- Что мы здесь видим? Ничего. Это потому, что, то о чем мы будем говорить  с вами сейчас, нельзя потрогать или увидеть. Может быть, кто- то догадался о чем речь? Что мы не видим и не можем потрогать?

Воспитатель: Ну, хорошо, мы поговорим о звуках, которые издают насекомые.

Ребята, кто знает, как или чем насекомые издают звуки - стрекочут, жужжат, пищат?

Воспитатель: Оказывается, очень просто: крыльями. 

Когда пчела летит, то делает примерно  400 взмахов в секунду, в результате чего и образуется жужжащий звук. У кузнечика на правом надкрылье тонкая туго натянутая мембрана. На левом надкрылье (оно лежит обычно на правом), расположена жилка с мелкими зубчиками. Когда он принимается сдвигать и раздвигать надкрылья, зазубренная жилка трется о мембрану  и раздается стрекотание. По сравнению со сверчком кузнечик — левша. У сверчка жилка находится на правом надкрылье.

А теперь я предлагаю вам прослушать запись звуков насекомых и постараться отгадать, какому насекомому  он принадлежит – это первое задание.

Прослушивают треки 5 насекомых – пчела, муха, комар, сверчок, кузнечик

 Познавательная беседа «Кто, где живет» (Слайд 10)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Идем дальше. Посмотрите на экран.

 Насекомые освоили практически все пространства земли. Их можно встретить на растениях и на земле, в воде и в воздухе, в вечных льдах и в жаркой пустыне, в горах, покрытых снегами, и в темных пещерах. Некоторые строят себе жилища на деревьях - ульи, на земле - муравейники, роют себе норки или залезают под кору деревьев.

А вот вам следующее задание. Я думаю, что все с ним справятся без труда. Работать предлагаю по 4 человека. Вам даны разрезанные картинки. Каждой группе по 2 насекомых. Нужно собрать из разрезанных картинок насекомое, сказать название  и заселить его в свой домик.

Дети садятся за столы по 4 человека.

Д/И «Сложи картинку   и  засели насекомое  в свой домик»(Слайд 11)

Предлагаются разрезанные картинки бабочки, пчелы, жука и муравья.

Картинки с изображениями улья, цветка, кора дерева и муравейника.

Д/И «Подбери признак»

бабочка какая? –…красивая, цветная, маленькая, легкая

муравей какой? –…маленький, проворный, коричневый

пчела какая? – …красивая, полосатая

жук  какой?-…маленький, коричневый

Ну что, продолжаем нашу экскурсию дальше?

  Конструирование из счетных палочек

Разнообразные  по внешнему виду.

Ребята, обратите внимание, что для каждого вида насекомого природа создала свою «одежку», благодаря которой одни похожи на неприметные веточки – палочник (Слайд 12), другие имеют возможность «скрываться на виду» - листотел (Слайд 13), орхидейный богомол (Слайд 14), а третьи — и вовсе яркие, их внешний вид так и кричит «не трожь меня, я опасный и ядовитый!» (Слайд 15)  Обычно она  характерна для ярко окрашенных насекомых с органами защиты – ядовитым жалом, как у ос, пел, шмелей, а также у ядовитых насекомых  - колорадского жука, божьей коровки. Птицы, попробовав ядовитое насекомое, больше никогда не пытаются его склевать. У таких насекомых очень мало врагов в природе среди насекомоядных птиц.

Как уже говорилось, отличный маскировщик – палочник. Тело этого насекомого по форме и по цвету напоминает тонкую ветку. Если вы захотите отломать ветку у дерева, будьте внимательны: может быть, вам в руки попадется это странное живое существо.

А задание будет такое – нужно из счетных палочек сложить палочника (инд. работа)

Быстро справились. Молодцы!

  «Кто как передвигается?»

Воспитатель:  Проходим дальше. Передвигаютсянасекомые по-разному. Как насекомые могут передвигаться?

– кто прыгает,  кто ползает,  кто летает, а кто и ползает и летает. Например …. Варианты детей. Попросить привести примеры насекомых.

Давайте рассмотрим картинки с изображением насекомых и попробуем составить предложения с противопоставлениями.

Составление сложных предложений со значением противопоставления (инд. работа).

 Д/И«Закончи предложение»

Муравей ползает, а бабочка…летает
Гусеница ползает, а кузнечик…прыгает
Бабочка летает, а таракан…ползает
Жук ползает, а стрекоза…летает
Кузнечик прыгает, а комар…летает
Таракан ползает, а стрекоза…летает
Блоха прыгает, а муха…летает

А теперь работаем все вместе.  

Д/И «Четвертый лишний»

Внимательно посмотрите на картинки (Слайд 16) и скажите мне, кто здесь лишний и почему?

- Кузнечик, божья коровка, пчела, майский жук;

Следующая группа насекомых (Слайд 17)

- Таракан, муха, бабочка, оса;

Дальше (Слайд 18)

- Комар, шмель, блоха, стрекоза;

И последняя группа насекомых (Слайд  19)

- Бабочка, клоп, муравей, сверчок

«Соедини по точкам»

Дети сидят.

Ну что ж, ребята, честно сказать вы меня порадовали своими знаниями о насекомых, справились со всеми заданиями. И я смело могу вести вас в следующий самый, как мне кажется, интересный  зал, а что там  вас ждет, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Задание называется  «Соедини по точкам» (Слайд 20)

Что у вас получилось? Догадались, о чем пойдет разговор  дальше? Правильно, о бабочках.

Воспитатель: Ребята, скажите, а как, по вашему мнению, летает бабочка?    Как птица? Нет. Оказывается, что бабочка летает зигзагом. Что это значит? Взмах правым крылышком - летит влево, левым крылышком – вправо.

Динамическая пауза.  Предложить детям полетать как бабочка и как птица. Как легче?

А теперь предлагаю немного размяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «БАБОЧКИ» 

 

Мы шагаем друг за другом                 Руки на поясе, делаем шаги на месте

Лесом и зелёным лугом.                     Делаем шаги вперёд – назад

Крылья пёстрые мелькают –             Не отрывая рук от пояса машем.

В поле бабочки летают.                     локтями – летаем.

Раз, два, три, четыре,                        Руки вверх – вниз

Полетели, закружились.                  Закружились на месте

 

(Слайд 2 1) Ну что ж,ребята, приглашаю вас в мой самый любимый зал – зал бабочек.

Воспитатель:

 - Бабочки - самые красивые, самые нарядные, самые наши любимые насекомые. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. 

Ребята,посмотрите на экран,  какие бабочки красивые.

  Бабочка - удивительное насекомое.

Яркие порхающие бабочки мало кого могут оставить равнодушным. Правильно? Кроме красоты, эти необыкновенные насекомые интересны своим поведением и особенностями жизнедеятельности.  

Например, на их крыльях располагается множество небольших чешуек и на свету виден характерный рисунок. Нередко люди путают чешуйки с пыльцой, пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.

Посмотрите на стол. Что вы видите? Правильно это микроскоп, увеличительный прибор, который может увеличивать в сотни раз очень мелкие детали.

Мы с вами сейчас рассмотрим чешуйки на крылышках бабочки под большим увеличением.  Это необыкновенно красиво.

 Предложить посмотреть в микроскоп крылышко (Слайд 22)

 Ну как вам? Понравилось?

 Жизненный цикл бабочки – познавательная беседа

Следующее, что не может оставить равнодушным – это  появление  бабочки на свет.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как появляется на свет бабочка?

Жизнь бабочки начинается с яйца (Слайд 23)

 Через 8-15 дней из яйца появляется гусеница (Слайд 24)

Она активно питается, растет и накапливает вещества на следующие превращения.  

Дальше гусеница превращается в куколку (Слайд 25) 

Из куколки выводится бабочка (Слайд 26)- прекраснейшее существо 

Живут бабочки от 1 дня (Поденки) до 1 года. Если условия позволяют, то больше, н-р, в тропиках, где всегда тепло.

Интересные факты

 Бабочки не спят ночами, так как не нуждаются во сне (жизнь и так короткая, да если еще и спать, то можно все пропустить….правда? это шутка)

 Чувствуют вкус ножками.

 Цвет бабочки, как правило, совпадает с цветом гусеницы (Слайд 27), а цвет гусеницы зависит от того, чем она питается.

 Бабочки откладывают яйца преимущественно на листья того цвета, какой будет иметь их потомство. Вот такие они интересные.

 А задание такое.

«Назови ласково »  ( инд. работа)

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Муравей — муравьишка

Стрекоза – стрекозка

Муха- мушка

Гусеница - гусеничка

 Многие люди относятся к насекомым как к "паразитам", тем не менее они приносят немало пользы. Какую пользу приносят насекомые? Это опыление цветковых растений, пчелы дают нам мёд, прополис, воск и многое другое.

А кроме всего перечисленного — будем также помнить об эстетической роли бабочек, стрекоз и других насекомых, украшающих нашу природу!

Мелким жителям земного шара уделяется несправедливо мало внимания в науке по сравнению с другими животными. А ведь их мир очень многообразен и весьма интересен. Ясно, что без различных букашек и мошек жизнь на Земле стала бы совершенно иной. Да и была бы вообще эта жизнь?

  Рефлексия 

Воспитатель: Вот и подошла наша экскурссия  к концу.  

-О чем мы с вами сегодня говорили?

- Что запомнилось?

- Что понравилось больше всего? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рисуем насекомых". Лексическая тема "НАСЕКОМЫЕ"

Все дети очень  любят рисовать бабочек, божью  коровку, жуков, стрекоз… Для того, чтобы им было легче и проще нарисовать любое насекомое, предлагаю схемы поэтапного рисования, так наз...

Насекомые - чудо нашей природы. Рекомендации муз. руководителя для родителей по теме "Насекомые" с 18.05.20 г. по 22.05.20 г., старшая и подготовительная группы.

Рекомендации муз. руководителя для родителей по теме "Насекомые", старшая и подготовительная группы....

План деятельности в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) в группе компенсирующего вида ТНР "Бригантина" на тему: "Насекомые и пауки. Подготовка насекомых к зиме»

План-программа деятельности по реализации образовательной программы группа старшего дошкольного возраста компенсирующего вида (ТНР) «Бригантина» (с 5 до 7 лет)Месяц: Сентябрь. Дата: с 19.1...

Конспект комплексного в занятия Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.Задачи:  Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых,  рассказать о подготовке насекомых к зи...

Поделка-раскраска насекомые из бумаги и коктейльных трубочек, старшая группа, тема "Насекомые", рисование, конструирование.

Презентация по пошаговому изготовлению ярких и разнообразных насекомых из раскрашенных шаблонов и коктейльных трубочек. Может использоваться для дистанционного занятия....

НОД Музыкально-интегрированное занятие во второй младшей группе на тему «Насекомые» Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающей природе, насекомых.

НОД  Музыкально-интегрированное занятие во второй младшей группе на тему «Насекомые»Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающей природе, насекомых.Задачи:Обр...