Конспект открытого НОД в старшей группе по теме: «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме :  «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»

 

Автор конспекта НОД: Некрасова Светлана Михайловна

Цель: расширение представлений знаний детей о Томске, как о своей малой Родине и любимом городе, об историческом прошлом русского народа через знакомство с устным народным творчеством.

Задачи приоритетной образовательной области:

 

Познавательное развитие: Закрепить и уточнить знания детей о своем городе. Дать понятие «малая Родина». Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за свою страну. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города, через устное народное творчество. Познакомить с обрядовым фольклором.

Задачи ОО в интеграции:

 

Речевое развитие: развивать связную речь; развивать зрительную и слуховую память; обогащать словарный запас детей.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости.

Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со сверстниками. Способствовать проявлению форм дружеского общения.

Художественно-эстетическое развитие: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира через загадки, пословицы, народные игры.

Предпосылки УД: умение контролировать собственные действия; умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче; проявление активности и инициативности; позитивное отношение к работе.

 

Оборудование для педагога: иллюстрации  одежды сибиряков , макет русской избы, доска, мольберт, магниты, карта России, карта Томской области.

 

 

Оборудование для детей: палочки, платок, мнемотаблица к пословице, миски с соком овощей, кусочки белой ткани, фартуки, палочки, подносы.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель и дети заходят   в группу.

Воспитатель: Предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга!

Кинезиологическое упражнение

«Здравствуй , друг!»

Встанем мы в кружочек дружно,( встали в круг)

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе, «Привет!» (помахали друг другу)

Улыбнись скорей в ответ,(улыбнулись)

Здравствуй, правая рука, (поднимаем руку)

Здравствуй, левая рука(поднимаем руку)

Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (похлопали по плечу соседей)

Здравствуй весь наш дружный круг! (обнялись)

 

Воспитатель: Здравствуйте , гости дорогие , гости званные и желанные! Проходите поскорее, занимайте все места.  Сядем рядком, да поговорим ладком!

 

 

 

 

 

 

 

 

ФР/двигательная

СКР, РР / коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинезиологическое упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

Слово

Движение

 

 

 

 

 

 

 

Аудирование

 

 

 

 

Создание эмоционального настроя

 

 

 

 

 

 

 

Создание мотивации к занятию.

Развитие любознательности

 

 

 

Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

 

 

 

 

 

 

Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

 

 

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: Наша беседа сегодня посвящается дорогой для каждого человека теме – речь пойдет о нашей Родине.

- Ребята, вспомните, в какой стране мы живем?

Ребёнок: В России.

- Как раньше называлась наша страна ?

Ребёнок:  Русь.

Воспитатель:

- Какие символы нашей  страны вы знаете?

 Ребёнок: Герб, гимн, флаг.

Воспитатель:

-Молодцы! Итак: мы живем в России.

Воспитатель предлагает рассмотреть карту России на доске.

Воспитатель: Посмотрите на карту: она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. Россия – это наша страна, наша Родина!

Воспитатель: Но я  хочу поговорить с вами сегодня о нашей малой Родине. Посмотрите  на мольберт , на нем   карта Томской области. Здесь обозначен наш город . Я выделю его магнитиком.

- Как называется наш город?

 Ребёнок: Томск.

- Почему наш город имеет такое название?

Ребёнок: От названия реки Томь.

- Какие сибирские реки  вы знаете?

Ребёнок: Томь, Ушайка.

Воспитатель : Я сейчас расскажу вам легенду о сибирской реке Томи.  «Это было в давние времена. На одном берегу великой сибирской реки правил князь Тоян, а на другом – князь Басандай. У Тояна был сын – храбрый и ловкий Ушай, а у Басандая – прекрасная дочь Тома. Однажды, гуляя в лесу, встретила Тома охотившегося на лося Ушая. Молодые люди полюбили друг друга и стали тайно встречаться, но не суждено им было быть вместе. Застал их жестокий Басандай и прогнал Ушая вон. Тома с горя бросилась в реку – и позже стали люди звать эту реку Томью. Узнал об этом Ушай и тоже бросился с утеса в реку, которую люди прозвали Ушайкой. На берегу этих рек спустя годы построен был Томск». Вот такая красивая легенда о нашей сибирской реке, о нашей малой Родине.

- Как звали юношу и девушку ?

- Где встретились Тома и Ушай?

- Что произошло с Томой?

- Как люди назвали реку?

- Вы поняли, почему наш город называется Томск?

-Молодцы, внимательно слушали легенду, все запомнили!

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Родина» встаньте около стульчиков.

Я узнал, что у меня ( показывают на себя)
Есть огромная семья.(обводим воображаемый круг)
И тропинка и лесок, ( проводим извилистую линию по ладони)
В поле каждый колосок.(соединяем пальцы поочередно)

Речка, небо голубое  ( движения пловца, показываем на небо)
Это всё моё, родное! ( обводим воображаемый круг)
Это - Родина моя! 
Всех люблю на свете я! ( делаем сердечко из пальцев)

Воспитатель:

- Ребята, а как мы, жители Томска,  можем себя назвать?

Ребёнок: Томичи.

Воспитатель:

-Молодцы!

А еще ребята, наш край называют Сибирью.

- Как нас еще можно назвать?

Ребёнок: Мы себя можем назвать сибиряками.

Воспитатель:

Считается, что сибиряк – это человек, который может выжить в самых суровых условиях. Сибиряков считают смелыми, сильными, выносливыми людьми, которые ничего не боятся. Ни зверя лесного, ни холода лютого! А еще сибиряки очень творческие люди. Сибиряки сочиняли очень много сказок для детей, потешек, загадок, придумывали легенды, пословицы и поговорки, разные приметы. Раньше не все люди умели писать. И поэтому все сказки передавались из уст в уста (рассказывались) .Это называется – устное народное творчество.

Наши предки, люди которые жили до нас, старались поселиться около рек, около леса. Русский народ придумал пословицу о лесе.

(Воспитатель показывает мнемотаблицу.)

Воспитатель:

- Посмотрите на мнемотаблицу и вспомните пословицу.

Ребенок: «Возле леса жить – голоду не видать!»

Воспитатель:

- Что же это означает? 

Ребенок: Лес может прокормить человека ягодой, грибами, орехами, мясом. Лес может защитить от врагов. Может обеспечить человека жильем и теплом.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Стоит жилище

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова,

Ребёнок:          Это …(русская изба)

Воспитатель:

-  Из чего люди делали себе дома?

Ребенок: Из деревьев.

-  Как называется дом на Руси?

Ребенок:  Дом называется – изба.

Воспитатель:

Дерево хорошо сохраняет тепло зимой, а летом создает прохладу в избе. Избы строили «рубили»  без гвоздей , только топором. Бригада плотников могла сделать избу за один день! Ну а после тяжелой работы можно было и отдохнуть!

Воспитатель:

- Как отдыхали сибиряки?

 Ребенок: Пели песни, водили хороводы и др.

Воспитатель:

Народ придумал еще пословицу «Делу время, потехе час» .

- Как вы понимаете эту пословицу?

Ребенок: Есть время для работы и отдыха.

Воспитатель:

 Я предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в игру «Сиди, сиди, Яша!» (Выбирается ведущий жеребьевкой : кто вытянет короткую палочку – тот ведущий)

(«Яша» стоит в центре, завязывают глаза, дети вокруг него водят хоровод)

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша,

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша, руки протяни,

Имя правильно скажи.

 

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться на свои места.

(Воспитатель показывает макет русской избы.)

Воспитатель: Предлагаю вам  рассмотреть  макет русской избы. Но сначала, отгадайте загадку, о каком предмете быта  в ней идет речь?

 

Попало наше тесто в горячее место,

Попало – не пропало, румяной булкой стало!

Ребёнок:  Это печь.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это печь?

Ребёнок :  В печи выпекают булки, там огонь горит.

Воспитатель:

- Молодцы! Главное место в избе занимала печь. С печью связана вся жизнь людей , печь обогревала, лечила, кормила.

И про печь русский народ сочинил пословицы:

Что есть в печи, все на стол мечи.

Воспитатель:

-Как понимаете эту пословицу?

Ребёнок :  Все что хозяйка приготовила выставляет на стол.

Воспитатель:

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

-Как понимаете эту пословицу?

Ребёнок :  Если хочешь покушать нужно потрудиться.

Воспитатель:

В избе вся мебель была сделана из дерева, посуда, сундуки.

- Для чего нужен сундук?

Ребёнок : Чтобы хранить одежду.

 Воспитатель:

-Посмотрите, и расскажите какая одежда была раньше.

(Рассматриваем иллюстрации одежды)

Воспитатель:

- Как называлась мужская одежда?

 Ребёнок :  Рубаха , порты, кушак.

Воспитатель:

- А женская одежда?

Ребёнок :  Длинные рубахи, сарафаны.

Воспитатель:

- Чем женщины украшали головы?

Ребёнок :  Кокошником.

Воспитатель:

- Как называлась обувь из коры?

Ребёнок :  Лапти.

Воспитатель:

Молодцы! В старину мужчины носили короткие рубахи и штаны - порты ,подпоясывались кушаком. А  женщины носили длинные рубахи , сарафаны и кокошники. А обувь называлась – лапти.

Рубахи шили из ткани. А чтобы ткань стала яркой, красивой, её красили.

- Вы знаете, чем красили ткань?

Ребёнок :  Нет.

Воспитатель:

В те времена красок не было. И ткани красили соком ягод черники и голубики, зверобоем, васильком, соком моркови и свеклы. Не верите? Сейчас вы сами в этом убедитесь. Предлагаю вам покрасить ткань , как в старину. Наденьте  перед работой фартуки. Подойдите поближе к столам. На каждом столе стоят по две мисочки с отваром моркови и свеклы. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Помешайте водичку. Теперь достаем ткань, расправляем и оставляем подсушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки и снять фартуки. У всех получилось?

Воспитатель:

- Что произошло с тканью?

Ребёнок :  Ткань покрасилась.

Воспитатель:

- В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? Ребёнок :  В розовый и желтый.

Воспитатель:

- Почему получились такие цвета?

 Ребёнок :  Морковь – желтого цвета, свекла – красного.

Воспитатель:

- Как вы думаете, что можно было сшить из таких тканей?

Ребёнок :   Рубахи, сарафаны.

Воспитатель:

- А для чего красили ткани?

 Ребёнок :  Чтобы придать цвет, яркости, для красоты.

Воспитатель:

Парни – сибиряки и девушки-сибирячки надевали свои красивые одежды и водили хороводы, пели песни, веселились. Предлагаю вам тоже поводить хоровод «Веснянка»

Солнышко, солнышко, ( Дети идут по кругу, взявшись за руки. ) 

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,           (  Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей,           («Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,  (Медленно приседают)

А цветочки подрастают.   (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

 

 

РР,СКР / коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКР / коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР, РР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РР /речевое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКР / коммуникативная

ФР/двигательная/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР, РР

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР, РР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКР / коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР, РР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФР, РР, СКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР, РР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКР, ПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХЭР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХЭР, ПР,СКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКР,ФР,РР,ХЭР

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание, рассказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинезиологическое упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнемотаблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макет избы

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации одежды сибиряков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра-хоровод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

Движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

Слух

 

 

 

 

 

 

 

Слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

Движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слух

Действие

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово

Движение

 

 

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.

 

 

 

 

 

 

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

 

 

 

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений

 

 

Развитие любознательности

 

 

 

 

 

 

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Развитие познавательной активности

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

Развитие познавательной активности

 

 

 

 

 

 

Развитие любознательности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие двигательной активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательной активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобретение опыта в экспериментальном виде деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобретение опыта в двигательном виде деятельности

 

 

Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточно хорошо владеет устной речью

Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания

 

Владеет основными движениями, может контролировать свои движе­ния и управлять ими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточно хорошо владеет устной речью

 

 

 

 

 

 

 

Проявляет умение слышать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточно хорошо владеет устной речью

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владеет основными движениями, может контролировать свои движе­ния и управлять ими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляет умение слышать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточно хорошо владеет устной речью

Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может контролировать свои движения и управлять ими .Владеет основными движениями.

 

 

 

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорили о нашей малой Родине.

- Так что же такое Родина?

Ребёнок Это место где мы живем, это наши мамы и папы, это мы, это место где стоит наш детсад.

Воспитатель:

- Ребята, что нового узнали из сегодняшней  беседы?

- Что было самым интересным?

- Какое открытие вы сделали во время эксперимента?

-Что бы хотели повторить?

 

 

 

 

СКР,РР/ коммуникативная

 

 

Беседа

Слово

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

 

Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей

Проявляет умение слышать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

по теме :  «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»

Автор конспекта НОД: Некрасова Светлана Михайловна

Цель: расширение представлений знаний детей о Томске, как о своей малой Родине и любимом городе, об историческом прошлом русского народа через знакомство с устным народным творчеством.

Задачи приоритетной образовательной области: 

Познавательное развитие: Закрепить и уточнить знания детей о своем городе. Дать понятие «малая Родина». Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за свою страну. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города, через устное народное творчество. Познакомить с обрядовым фольклором.

Задачи ОО в интеграции:

Речевое развитие: развивать связную речь; развивать зрительную и слуховую память; обогащать словарный запас детей.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации и гибкости.

Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться со сверстниками. Способствовать проявлению форм дружеского общения.

Художественно-эстетическое развитие: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира через загадки, пословицы, народные игры.

Предпосылки УД: умение контролировать собственные действия; умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче; проявление активности и инициативности; позитивное отношение к работе.

Оборудование для педагога: иллюстрации  одежды сибиряков , макет русской избы, доска, мольберт, магниты, карта России, карта Томской области.

Оборудование для детей: палочки, платок, мнемотаблица к пословице, миски с соком овощей, кусочки белой ткани, фартуки, палочки, подносы.

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель и дети заходят   в группу.

Воспитатель: Предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга!

Кинезиологическое упражнение

«Здравствуй , друг!»

Встанем мы в кружочек дружно,( встали в круг)

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе, «Привет!» (помахали друг другу)

Улыбнись скорей в ответ,(улыбнулись)

Здравствуй, правая рука, (поднимаем руку)

Здравствуй, левая рука(поднимаем руку)

Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (похлопали по плечу соседей)

Здравствуй весь наш дружный круг! (обнялись)

Воспитатель: Здравствуйте , гости дорогие , гости званные и желанные! Проходите поскорее, занимайте все места.  Сядем рядком, да поговорим ладком!

ФР/двигательная

СКР, РР / коммуникативная

Кинезиологическое упражнение

Беседа

Слово

Движение

Аудирование

Создание эмоционального настроя

Создание мотивации к занятию.

Развитие любознательности

Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: Наша беседа сегодня посвящается дорогой для каждого человека теме – речь пойдет о нашей Родине.

- Ребята, вспомните, в какой стране мы живем?

Ребёнок: В России.

- Как раньше называлась наша страна ?

Ребёнок:  Русь.

Воспитатель: 

- Какие символы нашей  страны вы знаете?

 Ребёнок: Герб, гимн, флаг.

Воспитатель: 

-Молодцы! Итак: мы живем в России.

Воспитатель предлагает рассмотреть карту России на доске. 

Воспитатель: Посмотрите на карту: она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. Россия – это наша страна, наша Родина! 

Воспитатель: Но я  хочу поговорить с вами сегодня о нашей малой Родине. Посмотрите  на мольберт , на нем   карта Томской области. Здесь обозначен наш город . Я выделю его магнитиком.

- Как называется наш город?

 Ребёнок: Томск.

- Почему наш город имеет такое название?

Ребёнок: От названия реки Томь.

- Какие сибирские реки  вы знаете?

Ребёнок: Томь, Ушайка.

Воспитатель : Я сейчас расскажу вам легенду о сибирской реке Томи.  «Это было в давние времена. На одном берегу великой сибирской реки правил князь Тоян, а на другом – князь Басандай. У Тояна был сын – храбрый и ловкий Ушай, а у Басандая – прекрасная дочь Тома. Однажды, гуляя в лесу, встретила Тома охотившегося на лося Ушая. Молодые люди полюбили друг друга и стали тайно встречаться, но не суждено им было быть вместе. Застал их жестокий Басандай и прогнал Ушая вон. Тома с горя бросилась в реку – и позже стали люди звать эту реку Томью. Узнал об этом Ушай и тоже бросился с утеса в реку, которую люди прозвали Ушайкой. На берегу этих рек спустя годы построен был Томск». Вот такая красивая легенда о нашей сибирской реке, о нашей малой Родине.

- Как звали юношу и девушку ?

- Где встретились Тома и Ушай?

- Что произошло с Томой?

- Как люди назвали реку?

- Вы поняли, почему наш город называется Томск?

-Молодцы, внимательно слушали легенду, все запомнили!

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Родина» встаньте около стульчиков.

Я узнал, что у меня ( показывают на себя)
Есть огромная семья.(обводим воображаемый круг)
И тропинка и лесок, ( проводим извилистую линию по ладони)
В поле каждый колосок.(соединяем пальцы поочередно)

Речка, небо голубое  ( движения пловца, показываем на небо)
Это всё моё, родное! ( обводим воображаемый круг)
Это - Родина моя! 
Всех люблю на свете я! ( делаем сердечко из пальцев)

Воспитатель:

- Ребята, а как мы, жители Томска,  можем себя назвать?

Ребёнок: Томичи.

Воспитатель:

-Молодцы!

А еще ребята, наш край называют Сибирью.

- Как нас еще можно назвать?

Ребёнок: Мы себя можем назвать сибиряками.

Воспитатель:

Считается, что сибиряк – это человек, который может выжить в самых суровых условиях. Сибиряков считают смелыми, сильными, выносливыми людьми, которые ничего не боятся. Ни зверя лесного, ни холода лютого! А еще сибиряки очень творческие люди. Сибиряки сочиняли очень много сказок для детей, потешек, загадок, придумывали легенды, пословицы и поговорки, разные приметы. Раньше не все люди умели писать. И поэтому все сказки передавались из уст в уста (рассказывались) .Это называется – устное народное творчество.

Наши предки, люди которые жили до нас, старались поселиться около рек, около леса. Русский народ придумал пословицу о лесе.

(Воспитатель показывает мнемотаблицу.)

Воспитатель:

- Посмотрите на мнемотаблицу и вспомните пословицу.

Ребенок: «Возле леса жить – голоду не видать!»

Воспитатель:

- Что же это означает? 

Ребенок: Лес может прокормить человека ягодой, грибами, орехами, мясом. Лес может защитить от врагов. Может обеспечить человека жильем и теплом.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Стоит жилище

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова,

Ребёнок:          Это …(русская изба)

Воспитатель:

-  Из чего люди делали себе дома?

Ребенок: Из деревьев.

-  Как называется дом на Руси?

Ребенок:  Дом называется – изба.

Воспитатель:

Дерево хорошо сохраняет тепло зимой, а летом создает прохладу в избе. Избы строили «рубили»  без гвоздей , только топором. Бригада плотников могла сделать избу за один день! Ну а после тяжелой работы можно было и отдохнуть!

Воспитатель:

- Как отдыхали сибиряки?

 Ребенок: Пели песни, водили хороводы и др.

Воспитатель:

Народ придумал еще пословицу «Делу время, потехе час» .

- Как вы понимаете эту пословицу?

Ребенок: Есть время для работы и отдыха.

Воспитатель:

 Я предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в игру «Сиди, сиди, Яша!» (Выбирается ведущий жеребьевкой : кто вытянет короткую палочку – тот ведущий)

(«Яша» стоит в центре, завязывают глаза, дети вокруг него водят хоровод)

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша,

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша, руки протяни,

Имя правильно скажи.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться на свои места.

(Воспитатель показывает макет русской избы.)

Воспитатель: Предлагаю вам  рассмотреть  макет русской избы. Но сначала, отгадайте загадку, о каком предмете быта  в ней идет речь?

Попало наше тесто в горячее место,

Попало – не пропало, румяной булкой стало!

Ребёнок:  Это печь.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это печь?

Ребёнок :  В печи выпекают булки, там огонь горит.

Воспитатель:

- Молодцы! Главное место в избе занимала печь. С печью связана вся жизнь людей , печь обогревала, лечила, кормила.

И про печь русский народ сочинил пословицы:

Что есть в печи, все на стол мечи.

Воспитатель:

-Как понимаете эту пословицу?

Ребёнок :  Все что хозяйка приготовила выставляет на стол.

Воспитатель:

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

-Как понимаете эту пословицу?

Ребёнок :  Если хочешь покушать нужно потрудиться.

Воспитатель:

В избе вся мебель была сделана из дерева, посуда, сундуки.

- Для чего нужен сундук?

Ребёнок : Чтобы хранить одежду.

 Воспитатель:

-Посмотрите, и расскажите какая одежда была раньше.

(Рассматриваем иллюстрации одежды)

Воспитатель:

- Как называлась мужская одежда?

 Ребёнок :  Рубаха , порты, кушак.

Воспитатель:  

- А женская одежда?

Ребёнок :  Длинные рубахи, сарафаны.

Воспитатель:

- Чем женщины украшали головы?

Ребёнок :  Кокошником.

Воспитатель:

- Как называлась обувь из коры?

Ребёнок :  Лапти.

Воспитатель:

Молодцы! В старину мужчины носили короткие рубахи и штаны - порты ,подпоясывались кушаком. А  женщины носили длинные рубахи , сарафаны и кокошники. А обувь называлась – лапти.

Рубахи шили из ткани. А чтобы ткань стала яркой, красивой, её красили.

- Вы знаете, чем красили ткань?

Ребёнок :  Нет.

Воспитатель:

В те времена красок не было. И ткани красили соком ягод черники и голубики, зверобоем, васильком, соком моркови и свеклы. Не верите? Сейчас вы сами в этом убедитесь. Предлагаю вам покрасить ткань , как в старину. Наденьте  перед работой фартуки. Подойдите поближе к столам. На каждом столе стоят по две мисочки с отваром моркови и свеклы. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Помешайте водичку. Теперь достаем ткань, расправляем и оставляем подсушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки и снять фартуки. У всех получилось?

Воспитатель:

- Что произошло с тканью?

Ребёнок :  Ткань покрасилась.

Воспитатель:

- В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? Ребёнок :  В розовый и желтый.

Воспитатель:

- Почему получились такие цвета?

 Ребёнок :  Морковь – желтого цвета, свекла – красного.

Воспитатель:

- Как вы думаете, что можно было сшить из таких тканей? 

Ребёнок :   Рубахи, сарафаны.

Воспитатель:

- А для чего красили ткани?

 Ребёнок :  Чтобы придать цвет, яркости, для красоты.

Воспитатель:

Парни – сибиряки и девушки-сибирячки надевали свои красивые одежды и водили хороводы, пели песни, веселились. Предлагаю вам тоже поводить хоровод «Веснянка»

Солнышко, солнышко, ( Дети идут по кругу, взявшись за руки. )  

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,           (  Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей,           («Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,  (Медленно приседают)

А цветочки подрастают.   (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

РР,СКР / коммуникативная

СКР / коммуникативная

ПР, РР

РР /речевое

СКР / коммуникативная

ФР/двигательная/

ПР, РР

ПР, РР

СКР / коммуникативная

ПР, РР

ФР, РР, СКР

ПР, РР

СКР, ПР

ХЭР

ХЭР, ПР,СКР

СКР,ФР,РР,ХЭР

Беседа

Рассматривание, рассказывание

Рассказывание

Вопросы

Кинезиологическое упражнение

Беседа

Рассказывание

Мнемотаблица

Загадка

Беседа

Подвижная игра

Макет избы

Загадка

Пословицы

Иллюстрации одежды сибиряков

Экспериментирование

Игра-хоровод

Слух

Слово

Слух

Слово

Слух

Слово

Слово

Движение

Слово

Слух

Слух

Слово

Слух

Слово

Слух

Слово

Слово

Движение

Слух

Слово

Слух

Слово

Слух

Слово

Слух

Действие

Слово

Слово

Движение

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей.

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений

Развитие любознательности

Вовлечь в слушание, стимулирование интереса детей. Развитие познавательной активности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Развитие познавательной активности

Развитие любознательности

Развитие двигательной активности

Развитие познавательной активности

Развитие познавательной активности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Приобретение опыта в экспериментальном виде деятельности

Приобретение опыта в двигательном виде деятельности

Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.

Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.

Проявляет умение слышать других. Проявляет любознательность.

Достаточно хорошо владеет устной речью

Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания

Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

Достаточно хорошо владеет устной речью

Проявляет умение слышать других.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Достаточно хорошо владеет устной речью

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Проявляет умение слышать других.

Достаточно хорошо владеет устной речью

Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других

Может контролировать свои движения и управлять ими .Владеет основными движениями.

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорили о нашей малой Родине.

- Так что же такое Родина?

Ребёнок Это место где мы живем, это наши мамы и папы, это мы, это место где стоит наш детсад.

Воспитатель:

- Ребята, что нового узнали из сегодняшней  беседы?

- Что было самым интересным?

- Какое открытие вы сделали во время эксперимента?

-Что бы хотели повторить?

СКР,РР/ коммуникативная

Беседа

Слово

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей

Проявляет умение слышать других.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска

Конспект открытого НОД

в старшей группе по теме:

«Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»

Воспитатель:

Некрасова С.М.

Томск 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственно образовательной деятельноси в старшей группе на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуре" (из истории о мужской и женской одежде0

Знакомство детей с русскими народными костюмами , их историей, традициями, приобщение  детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки), воспитание...

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"

Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео -  http://nsportal.ru/user/419941/video...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" для детей с ОНР (средних и старших групп).

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Устное народное творчество. Русские народные сказки" с графомоторными заданиями....

Конспект занятия в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества .Ладушки в гостях у бабушки»

Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закрепить знания о потешках,  закличках, , упражнять в отгадывании загадок.Развивающие: развивать умени...

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "

Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...