Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Марченко Оксана Юрьевна

Формировать у детей представления о свойствах воды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_po_eksperementirovaniyu-voda.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

                                                                       

                                                                       

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе.

«Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)

Тема:

«Вода бывает разная».

                                          

                                                                                   

                                                                                                         Воспитатель ГБДОУ

                                                                                                         Детский сад №11  

                                                                                                         Марченко Оксана Юрьевна

                               

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе.

Цель: 

Формировать у детей представления о свойствах воды.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (без запаха, без вкуса, бесцветная, прозрачная, текучая, теплая, холодная, растворитель); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Методы и приемы:

Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.

Материалы и оборудование:

Музыка «Звуки воды», коробочка с Капелькой, подборка иллюстраций на тему «Для чего нужна вода», «вода в быту», мольберт, прозрачные стаканчики с водой по количеству детей, два больших стакана с молоком и водой, две трубочки для коктейля, стаканчики для сока, сок яблочный, два таза с холодной и теплой водой, маски капелек по количеству детей.

Ход занятия.

Звучит запись «Звуки воды».
Воспитатель: Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?

Дети: Высказывают предположения.

Воспитатель: Да, это журчит вода.

- Ой, ребята, посмотрите, а к нам в гости кто-то приходил, оставил мокрые следы. Как вы думаете, кто это мог быть?  Посмотрите, гость нам и подарок оставил! Какая красивая коробочка…. Давайте же посмотрим что там?!

Дети: Давайте-давайте!

Открываем коробочку, а там лежит «Капелька».

Воспитатель: Ребята, да это же «Капелька», посмотрите! А кто же нам ее принес, как вы думаете?

Дети: Высказывают предположения.

Воспитатель: Детки, а по-моему, это тучка к нам прилетала, и Капельку оставила….

И правда, Капелька нам говорит, что это тучка нам ее принесла, и оставила нам ее чтобы мы с ней поиграли. Поиграем?

Дети: Да, поиграем!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такая капелька?

Дети: Да, это вода!

Воспитатель: Ребята, а для чего нужна вода?

Дети: Пьём, моем руки, купаемся…….

 Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.

А еще, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.

(Картинки с использованием воды на мольберте).

А вы знаете кому нужна вода?

Дети: Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

(Картинки с использованием воды).

Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?

Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.

Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?

Дети: Речная

Воспитатель: А в роднике- Дети: родниковая

В море- Дети: морская,

В болоте- Дети: болотная.

Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?

Дети: пресная

Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.

Воспитатель: Молодцы ребятки! А наша гостья Капелька предлагает нам поиграть. Давайте все превратимся в капельки, и поиграем. Выходите в кружок.
Дети выходят, встают в кружок и выполняют игровое упражнение:


К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре пять
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Раз-два, раз-два,
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.

Воспитатель: Молодцы ребята, здорово поиграли! 

А теперь давайте мы, вместе с нашей гостьей Капелькой, рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
Дети садятся за столы. На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.

  1. ЖИДКАЯ

Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.

В одном стаканчике вода, а другой – пустой.

Давайте аккуратно перельем воду из первого стакана в пустой стакан

Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.

  1. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.

Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?

Дети: круглый.

Воспитатель: Книга какая?

Дети: Квадратная

Воспитатель: Блюдце какое?

Дети: Круглое.

Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?

Дети: Форму стакана.

Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?

Дети: Форму шарика.

Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?

Дети: Форму перчатки.

Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.

  1. БЕЗ ЗАПАХА.


Воспитатель: Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Давайте понюхаем ее, есть ли запах у воды?
Дети: Нет, вода ничем не пахнет.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, она обозначает, что вода и правда ничем не пахнет. (Воспитатель показывает детям соответствующий символ, и вывешивает его на мольберт). 

  1. БЕЗ ВКУСА. 

Воспитатель: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стаканчиков. Есть у воды вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.

Дети: Вода стала сладкая.

Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?

Дети: Вода будет соленой, кислой.

Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 3

  1. БЕCЦВЕТНАЯ. ПРОЗРАЧНАЯ.

Воспитатель: А какого цвета вода, ребята?
Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня 2 стакана. В одном наша водичка, а в другом-молоко.

Воспитатель: Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна.
Делают вывод, что вода бесцветная и прозрачная. 

6. ТЕКУЧАЯ. ТЁПЛАЯ и ХОЛОДНАЯ. 
Воспитатель ставит на стол два таза с холодной и теплой водой.
Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканчики, подойти к тазам и вылейте воду.
Дети с помощью воспитателя делают вывод, что вода может литься, переливаться.
Воспитатель: Потрогайте водичку в своих тазиках. Какая она?
Одни дети говорят, что в их тазу вода холодная, другие, что теплая вода.
Делают вывод, что вода может быть холодной, теплой, горячей.

7. РАСТВОРИТЕЛЬ

Воспитатель: А теперь ребятки, мы с  Капелькой хотим  показать вам фокус! А для этого нужно повторять  волшебные слова вместе с нами. Повторяйте:

Ты, вода-водица,

Друг ты мой студеный,

Стань, вода-водица,

Не светлой, а бордовой.

Воспитатель кидает в стаканчик цветную гуашь.

Воспитатель:  Давайте помешаем водичку, и посмотрим, что  с ней случилось!

Воспитатель размешивает воду, вода меняет свой цвет.

 Делают вывод, что вода может быть растворителем.


Воспитатель:  Ребята, мы с вами славно поиграли, Капелька мне шепчет, что ей пора домой. Давайте попрощаемся с ней!

Дети прощаются с Капелькой.

Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня с вами играли, о чем мы разговаривали?
Дети: О воде.
Воспитатель: Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать?
Дети: Вода не имеет запаха и вкуса, беcцветная и прозрачная, она течет, бывает холодная и теплая, а еще она может менять цвет, если в нее что-то добавить.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания.

- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы свами знаем!

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить!-

Без нее нам  не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"

Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....

конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"

конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"...

Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: "Свойства воды"

Цель:1. Познакомить детей со свойствами воды – прозрачность;2. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;3. Познакомить детей со свойст...