Главные вкладки

    Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

    Марченко Оксана Юрьевна

    Формировать у детей представления о свойствах воды.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatia_po_eksperementirovaniyu-voda.docx23.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида

    Выборгского района г. Санкт-Петербурга

                                                                           

                                                                           

    Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе.

    «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)

    Тема:

    «Вода бывает разная».

                                              

                                                                                       

                                                                                                             Воспитатель ГБДОУ

                                                                                                             Детский сад №11  

                                                                                                             Марченко Оксана Юрьевна

                                   

    Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе.

    Цель: 

    Формировать у детей представления о свойствах воды.

    Задачи:

    Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

    Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

    Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (без запаха, без вкуса, бесцветная, прозрачная, текучая, теплая, холодная, растворитель); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

    Методы и приемы:

    Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

    Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.

    Материалы и оборудование:

    Музыка «Звуки воды», коробочка с Капелькой, подборка иллюстраций на тему «Для чего нужна вода», «вода в быту», мольберт, прозрачные стаканчики с водой по количеству детей, два больших стакана с молоком и водой, две трубочки для коктейля, стаканчики для сока, сок яблочный, два таза с холодной и теплой водой, маски капелек по количеству детей.

    Ход занятия.

    Звучит запись «Звуки воды».
    Воспитатель: Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?

    Дети: Высказывают предположения.

    Воспитатель: Да, это журчит вода.

    - Ой, ребята, посмотрите, а к нам в гости кто-то приходил, оставил мокрые следы. Как вы думаете, кто это мог быть?  Посмотрите, гость нам и подарок оставил! Какая красивая коробочка…. Давайте же посмотрим что там?!

    Дети: Давайте-давайте!

    Открываем коробочку, а там лежит «Капелька».

    Воспитатель: Ребята, да это же «Капелька», посмотрите! А кто же нам ее принес, как вы думаете?

    Дети: Высказывают предположения.

    Воспитатель: Детки, а по-моему, это тучка к нам прилетала, и Капельку оставила….

    И правда, Капелька нам говорит, что это тучка нам ее принесла, и оставила нам ее чтобы мы с ней поиграли. Поиграем?

    Дети: Да, поиграем!

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такая капелька?

    Дети: Да, это вода!

    Воспитатель: Ребята, а для чего нужна вода?

    Дети: Пьём, моем руки, купаемся…….

     Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.

    А еще, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.

    (Картинки с использованием воды на мольберте).

    А вы знаете кому нужна вода?

    Дети: Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.

    (Картинки с использованием воды).

    Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?

    Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.

    Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?

    Дети: Речная

    Воспитатель: А в роднике- Дети: родниковая

    В море- Дети: морская,

    В болоте- Дети: болотная.

    Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?

    Дети: пресная

    Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.

    Воспитатель: Молодцы ребятки! А наша гостья Капелька предлагает нам поиграть. Давайте все превратимся в капельки, и поиграем. Выходите в кружок.
    Дети выходят, встают в кружок и выполняют игровое упражнение:


    К речке быстро мы спустились
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре пять
    Вот как славно освежились.
    А теперь поплыли дружно
    Делать так руками нужно.
    Раз-два, раз-два,
    Вышли на берег крутой,
    И отправились домой.

    Воспитатель: Молодцы ребята, здорово поиграли! 

    А теперь давайте мы, вместе с нашей гостьей Капелькой, рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
    Дети садятся за столы. На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.

    1. ЖИДКАЯ

    Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.

    В одном стаканчике вода, а другой – пустой.

    Давайте аккуратно перельем воду из первого стакана в пустой стакан

    Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?

    Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

    Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.

    1. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.

    Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?

    Дети: круглый.

    Воспитатель: Книга какая?

    Дети: Квадратная

    Воспитатель: Блюдце какое?

    Дети: Круглое.

    Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?

    Дети: Форму стакана.

    Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?

    Дети: Форму шарика.

    Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?

    Дети: Форму перчатки.

    Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

    Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.

    Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.

    1. БЕЗ ЗАПАХА.


    Воспитатель: Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Давайте понюхаем ее, есть ли запах у воды?
    Дети: Нет, вода ничем не пахнет.

    Воспитатель: Посмотрите на картинку, она обозначает, что вода и правда ничем не пахнет. (Воспитатель показывает детям соответствующий символ, и вывешивает его на мольберт). 

    1. БЕЗ ВКУСА. 

    Воспитатель: Вода не имеет вкуса.

    Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стаканчиков. Есть у воды вкус?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.

    Дети: Вода стала сладкая.

    Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?

    Дети: Вода будет соленой, кислой.

    Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

    Воспитатель вывешивает на доску схему № 3

    1. БЕCЦВЕТНАЯ. ПРОЗРАЧНАЯ.

    Воспитатель: А какого цвета вода, ребята?
    Дети: высказывают предположения.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня 2 стакана. В одном наша водичка, а в другом-молоко.

    Воспитатель: Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
    Дети: Молоко белого цвета.
    Воспитатель: Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна?
    Дети: Высказывают предположение.
    Воспитатель: Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
    Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
    Дети: Высказывают предположение.
    Воспитатель: У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна.
    Делают вывод, что вода бесцветная и прозрачная. 

    6. ТЕКУЧАЯ. ТЁПЛАЯ и ХОЛОДНАЯ. 
    Воспитатель ставит на стол два таза с холодной и теплой водой.
    Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканчики, подойти к тазам и вылейте воду.
    Дети с помощью воспитателя делают вывод, что вода может литься, переливаться.
    Воспитатель: Потрогайте водичку в своих тазиках. Какая она?
    Одни дети говорят, что в их тазу вода холодная, другие, что теплая вода.
    Делают вывод, что вода может быть холодной, теплой, горячей.

    7. РАСТВОРИТЕЛЬ

    Воспитатель: А теперь ребятки, мы с  Капелькой хотим  показать вам фокус! А для этого нужно повторять  волшебные слова вместе с нами. Повторяйте:

    Ты, вода-водица,

    Друг ты мой студеный,

    Стань, вода-водица,

    Не светлой, а бордовой.

    Воспитатель кидает в стаканчик цветную гуашь.

    Воспитатель:  Давайте помешаем водичку, и посмотрим, что  с ней случилось!

    Воспитатель размешивает воду, вода меняет свой цвет.

     Делают вывод, что вода может быть растворителем.


    Воспитатель:  Ребята, мы с вами славно поиграли, Капелька мне шепчет, что ей пора домой. Давайте попрощаемся с ней!

    Дети прощаются с Капелькой.

    Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня с вами играли, о чем мы разговаривали?
    Дети: О воде.
    Воспитатель: Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать?
    Дети: Вода не имеет запаха и вкуса, беcцветная и прозрачная, она течет, бывает холодная и теплая, а еще она может менять цвет, если в нее что-то добавить.
    Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
    Дети: Отвечают.
    Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания.

    - Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы свами знаем!

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, море, океане

    И водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее вам не умыться,

    Не наесться, не напиться,

    Смею вам я доложить!-

    Без нее нам  не прожить!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"

    Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"...

    конспект занятия с детьми старшей группы " свойства воды"

    закрепить знания детей о свойствах воды, используя метод ТРИЗ. развивать любознательность, познавательную активность, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе....

    Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

    Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

    Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"

    Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....

    Конспект НОД с детьми старшей группы «Свойства воды».

    Конспект НОД будет интересен воспитателям в экспериментальной деятельности с детьми....

    конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"

    конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"...

    Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

    Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...