Конспект занятия «Чудо бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_chudo_eta_bumaga.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Чудо бумага»

Первутинская  Елена Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории.

МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида Маслянинского района Новосибирской  области.

Вид        образовательной        деятельности:  

Экспериментальная деятельность.

Возрастная группа: Старшая группа.

Тема образовательной деятельности: «Что за чудо эта бумага».

Задачи: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь детей.

Предварительная работа воспитателя: подбор демонстрационного материала, подбор физ. минутки, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге, разучивание физкультминутки.

Материал к занятию:  проектор ,  экран, ноутбук, книга, альбом, газета, журнал, салфетки, волшебный мешочек: глиняная  дощечка, береста, папирус.

Раздаточный материал: бумага 3 вида: салфетка, газете, картон

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Дети встают во круг стола на нём стоит человечек из бумаги.

— К нам сегодня пришёл гость.  Посмотрите  из чего он сделан ?

Ответы детей.

  • Сегодня мы с вами и поговорим о таком материале - как бумага. Как вы думаете, бумага была всегда?

Ответы детей.

Дети подходят к столам и садятся, на столах  лежат,  береста, палочки  из дерева, картинка папируса и камни.

  • Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Писали палочками похожими на стеку. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту - это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение - папирус. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из дерева.

Как же делают бумагу в наши дни? Я буду рассказывать, а вы слушать и смотреть. Дети переходят к проектору для  просмотра слайдов.

Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги.

Слайд №1. Бумагу производят на бумажных фабриках. Основным сырьем для производства бумаги является древесина.

Слайд №2. На фабрике машины сдирают с брёвен кору и измельчают в щепки.

Слайд №3. Щепки отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Слайд №4. После этого превращенную в кашицу бумажную массу окрашивают в ёмкостях, куда добавляют красители.

Слайд №5. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.

Слайд Х2б. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие - горячие, высушивают ее, третьи - полируют, делают ее гладкой и ровной.

Слайд №7. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Слайд №8. Затем бумагу из рулона нарезают на нужные размеры и упаковывают.

Так, переходя из машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Много человек должно потрудиться, прежде чем листок бумаги попадет к нам в руки. А что же потом делают из бумаги?

Физкультминутка.

А теперь ребятки превращаются в листы бумаги, а я из вас буду складывать фигуры.

Раз, два, три (дети кружатся) самолёт бумажный в небо лети (показываю оригами самолёта, дети «летают»).

А теперь самолёты превращаются в листы бумаги.

Раз, два, три (дети кружатся) бумажный кораблик по волнам плыви (показываю оригами кораблика, дети «плавают»).

А теперь кораблики превращаются в листы бумаги.

Раз, два, три (дети кружатся) лягушка прыгает вдали (показываю оригами лягушки, дети «прыгают»).

А теперь распрямитесь и в ребяток превратитесь.

Экспериментальная деятельность:

  • Я предлагаю переместиться в «волшебную лабораторию», где мы с вами проведем опыты и исследования нашей бумаги.

Дети проходят в «волшебную лабораторию», где перед каждым ребенком на подносе лежат разные виды бумаги (газете, салфетка, картон). Дети рассматривают их.

Опыт 1. Определение мягкости.

  • Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?

Дети определяют (гладкая , шершавая, тонкая, толстая и т. д.)

  • Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?

Ответы детей.

  • Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?

Ответы детей.

  • Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?

Ответы детей.

  • Подведём итог: салфетка - мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета - жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон — жёсткий, поэтому смять его трудно.

Опыт 2. Определение веса.

  • А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.

Ответы детей.

Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?

Ответы детей.

  • Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается. Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?
  • Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги.

Опыт 3. Определение толщины.

  • Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.
  • Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т.к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т.к. она толще. Картон рвётся трудно, т.к. он толстый.

Рефлексия:

  • Ребята, чем мы с вами занимались на занятии? Что мы узнали о бумаге?

Ответы детей.

  • А можно ли нам сейчас обойтись без бумаги?

Ответы детей. Ребята я предлагаю вам изготовить зайчат из бумаги. Дети изготавливают  зайчат оригами.

Занятие закончено.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Издательство Мозаика-Синтез Москва , 2014.
  2. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы» , Творческий Центр Москва 2001.
  3. Дыбина О. В. «Игры – занятия для дошкольников, Творческий Центр  Москва 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Чудо в паутине"

Вашему вниманию представлен конспект занятия, которое я использовала при участии в районном конкурсе "Воспитатель года 2012"...

Конспект занятия "Чудо -дерево"

Чудо-деревоЦели занятия:Продолжать учить детей нарезать и скручивать полоски бумаги; Систематизировать знания детей о разных видах деревьев (лиственные и хвойные);Учить работать коллективно, согласовы...

Конспект занятия "Чудо-дерево"

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....

Конспект занятия «Чудо – дерево»

Конспект занятия в подготовительной группе «Чудо – дерево»Программное содержание: систематизировать знания детей о березе, насекомых и птицах. Познакомить с новым живым объектом – тетеревом. Учит...

Конспект занятия "Чудо-ягода рябина"

Комплексное занятие по ОО "Познавтельное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"...

Занятие "Чудо - бумага"

Занятие по познавательному развитию "Чудо - бумага" (ознакомление со свойствами бумаги)...